Анна Елкина
Роль семьи в воспитании личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Семейная педагогика - отрасль педагогической науки, выделенная по признаку социального института - семьи, которая занимается воспитанием подрастающего поколения.
Справедливо сказал о предназначении семейной педагогики С. Л. Соловейчик: она не предписывает, как жить и каким быть, а исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких - непременно возникнут трудности. Научные знания нельзя заменить ни опытом, ни житейской мудростью.
Публикация «Роль семьи в воспитании личности ребенка» размещена в разделах
Цель воспитания ребенка в семье - всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций, но в ней нет четких организационных форм, как например, занятия или уроки.
К. Д. Ушинский считал, что пустая не на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которой не предшествует опят, и за которой не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли.
В семье происходит процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль (социальные установки, система ценности семьи, взаимоотношения, нравственные идеалы, потребности, традиции семьи).
Внутрисемейные отношения для ребенка - первый специфический образец общественных отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, с уважительным отношением, у детей активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.
Авторитет родителей необходим: ребенок обретает в этом случае большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность. О роли родительского авторитета говорил А. С. Макаренко. Он считал, что без авторитета невозможен воспитатель.
Семейное воспитание основано на эмоциональном, интимном характере взаимоотношений, оно выражается в глубокой, кровной любви к детям и детей к родителям.
К особенностям семейного воспитания относятся также постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи.
Представляя собой малую социальную группу структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к общественной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
Родители, уважающие личность ребенка, считаются с его мнением, потребностями, интересами, стремятся понять смысл его поступков, посмотреть на ситуацию его глазами. Нередко воспитание детей допускаются ошибки. Наиболее типичными ошибками являются: обман со стороны родителей с целью добиться послушание ребенка, применение физических наказаний, несоблюдение последовательности предъявляемых требований, жесткая требовательность к ребенку, попустительство. Предупредить их, исправить, скорректировать отношения детей и родителей - задача педагога.