Лучший педагог года

Роль устного народного творчества в воспитании детей

наталья волкова
Роль устного народного творчества в воспитании детей

Пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни. Народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие, скромность. В пословицах и поговорках выражается эмоциональное состояние: (недовольство, восхищение, удивление, что еще более усиливает воздействие на человека. Одно дело, например, сказать ребенку, который уклоняется от поручений: «Это стыдно, когда все выполняют поручения, а ты не хочешь. Так не поступают». Поэтому для воспитательного эффекта при общении с детьми желательного включать притчи, пословицы и поговорки. Из множества русских пословиц и поговорок мы выбираем те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно обогащать их речь. Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например: «Говорить легко - делать трудно», «Играй, играй, да и дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям и без разъяснения.

Публикация «Роль устного народного творчества в воспитании детей» размещена в разделах

Весьма важно, чтобы пословица и поговорка произносились выразительно, с разной интонацией, а также сопровождались жестами, мимикой. Например: когда дети отвлекаются от поручения разговорами, педагог с сожалением может воскликнуть: «Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов – мешок!» И жестом показать, как много дела и как много слов. Сочетание пословиц с жестом, мимикой более эффэктивны. Воспитатель, подбадривая ребенка, который несмело приступает к выполнению поручения, говорит ему: «Смелее,смелее у тебя все получиться». И походу выполнения задания оценивает его результат: «Вот видишь, получается. Недаром говорят: глаза боятся, а руки делают. Твои глазки боялись делать, а ручки сделали». Тогда ребенку будет понятен смысл данной пословицы. При выполнении поручений дети, которые с неохотой отзываются на предложения шутливая прибаутка, пословица могут точно выразить огорчение взрослого, поставят ребенка перед выбором формы поведения: «У лодыря, Егорки всегда отговорки. Люди пахать, а он руками махать». Но если ребенок решает после высказывания воспитателя принять участие, то его необходимо поддержать. Детям, которые часто отвлекаются на разговоры, на игру во время выполнения поручений можно сказать:

- Где много слов, там дела нет.

- Большой говорун - плохой работун.

Похвала, высказанная в пословицах и поговорках, несет в себе оттенок шутки, игры. А потому не дает повода для зазнайства. Прибаутки, пословицы и поговорки можно использовать вне конкретного поведения и действия детей как средство создания определенного настроения.

Публикации по теме:

«Работа над пословицами и поговорками».«Работа над пословицами и поговорками». На занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста я использую работу с разными жанрами литературы. Но особый интерес у меня вызывает.

Пословицы, поговорки, прибаутки как средства для обогащения речи детей и воспитания нравственных качеств «Поговорки и пословицы – речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизовывалась мудрость народа». К. Д. Ушинский Дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль устного народного творчества в воспитании детей
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 18:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД