Людмила Маслова
Роль взрослого в обучении дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В системе М. Монтессори воспитатель не должен вмешиваться в действие ребенка и управлять ими. На вербальную активность взрослого накладываются особые ограничения, то, что говорит педагог должно быть предельно ясным, простым и лаконичным. Гораздо важнее слов материал, который вызывает активность, способность видеть, сравнивать, систематизировать. Поэтому педагог должен придавать пристальное внимание организации специальной развивающей среды.
Публикация «Роль взрослого в обучении дошкольников,» размещена в разделах
Разговоры детей на свободную тему не приветствуются, так как они отвлекают от занятия с материалом, не только самого ребенка, но и тех, кто его окружает. Если ребенку интересна работа, он уходит в работу с головой и молчит. Для детских садов Монтессори характерна свобода, единственно она ограничивается двумя существенными запретами: нельзя делать того, что вредит тебе самому и твоим товарищам. Всякое действие, вредящее самому ребенку или его товарищам, должно быть немедленно прекращено и подавленно.
Для педагога в системе Монтессори важно уметь не навязывать свои идеи, не руководить и вовремя отступить на задний план. Основная задача состоит в том, чтобы наблюдать и исследовать самостоятельную деятельность ребенка.
Монтессори педагог помогает ребенку в становлении, но он не должен учить и передавать знания, он должен наблюдать за деятельностью и самостоятельной работой каждого ребенка и пытаться понять его, должен верить в его возможности и доверять его стремлению, которое ведет к независимости и ответственности. Вся помощь педагога направлена на активизацию самостоятельности, так как к истинному пониманию происходящего ребенок может прийти только сам. Однако, по Монтессори, активизация самостоятельности не исключает навязчивого направления действий ребенка. Просьба, на которую воспитатель всегда должен откликаться, «Помоги мне сделать это самому»[18, с. 112.]
Иначе говоря, в системе М. Монтессори роль педагога огромна. Чтобы создать для занятий развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал, воспитатель использует собственный опыт, мудрость и чутье. Взрослому нужно помогать детям ровно в том объеме, в котором это нужно самому ребенку.
Литература.
1. Смирнова Е. Монтессори клуб// Дошкольное воспитание-2007-№2, с. 110-114
2. Сумнительный К. Е. «Домашняя школа Монтессори» - Карапуз, 2010. – 64с.
3. Сумнительный К. Е М. Монтессори //Энциклопедия Аванта. Духовный мир человека. Том 18. Человек. Часть третья. М, Аванта 2004г. -912с.