Лучший педагог года

Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста

Жмакина Наталья
Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста

1. Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретает вопрос по знакомству детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными наследиями и историей страны, края.

Публикация «Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.). Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.

Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника : гнев, обиду, боль, радость.

1.1. Что ручной труд развивает у детей

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Занимая ребёнка ручным трудом помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда – это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другим словом: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте ручной труд заключается в разнообразной предметной деятельности:

- застёгивание с расстёгивании пуговиц;

- шнуровании ботинок;

- шнуровка на специальных рамках;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозайкой;

- сортировка мозайки по ячейкам;

- игры с конструкторами;

- перебирание круп, зёрен.

Занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства, избавится от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщать к социальной активности необщительных детей.

Существует много различных способов развития мелкой моторики рук, такие как пальчиковая игра, самомассаж и обязательно занятия ручным трудом (шитьё, вязание, аппликация, плетение).

Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Дети часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленности к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

1.2. Организация работы по ручному труду в ДОУ

Всё это подтолкнуло организовать кружок «Премудрости Василисы» по ручному труду в детском саду. Кружковая работа ведётся со старшей группы. Занятия в кружке помогают сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки, развить художественно-творческие способности в постижении мастерства традиционного русского рукоделия;

Воспитать трудолюбие и аккуратность.

Организуя работу с детьми учитывала, что ребёнку должен быть интересен данный вид деятельности, он должен сам выполнять ту или иную работу и обратиться к взрослому за помощью или советом. Старалась поддерживать у него уверенность в своих силах, одобряла и поощряла проявление настойчивости, терпения, желание довести начатое дело до конца.

В начале занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, это помогает подготовить руку к работе, а в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбирала самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Занятия в кружке «Премудрости Василисы» позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику рук; самоутверждаться,

Проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, знакомятся с правилами техники безопасности при работе с иглой, ножницами.

К концу года дошкольники научились работать с тесьмой, тканью, подбирая нужные цвета для оформления (юбка, фартук, овладели швом «вперёд иголка».

Продолжала работу по ознакомлению детей с рукоделием в подготовительной группе. Занятия оказывают благотворительное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему более самостоятельным и уверенным в себе, продолжает развиваться мелкая моторика рук. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.

На этом этапе больше времени отводится для развития ручных навыков, используя иголку, бисер, бусины различной величины, нитки, тесьму. Работая с пуговицами, учу различать их по форме и цвету, составлять из них различные узоры и композиции.

Познакомила детей с «Матрёшкой», рассказала историю народной игрушки и народного костюма. Новый вид рукоделия изонить, где у детей развиваются более точные движения пальцами, чувство цвета, фантазия и пространственное мышление. Овладевают новыми видами швов «назад иголка», «через край».

Данные занятия требуют от детей усидчивости и терпения, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Доступные по содержанию занятия помогают ребёнку развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, навыки самообслуживания.

Совместно с родителями и сотрудниками ДОУ организовались выставки «Мир удивительных поделок», «А у мамочки моей ручки золотые», «Игрушка будущего», информационные уголки. Прошла выставка методической литературы для родителей «Ручной труд в подготовке детей к письму».

Видя, как формируются у детей умения и навыки по ручному труду, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Дарят различные дидактические и настольные, наборы для шитья и аппликации.

Занятия проводятся один раз в неделю. Интересно использование фольклора в рукоделии. Наследие русского народа чрезвычайно богато и даёт широкие возможности для приобщения дошкольного к рукоделию. Формы и методы работы использую самые разнообразные. Это беседы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии.

2. Приёмы и методы организации кружковой работы

В работе кружка широко используются практические методы обучения:

Упражнение (при освоении приёмов шитья и вышивания, моделирование, игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы. Из словесных приёмов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приё мы:

-наблюдение;

-рассматривание готовых поделок и вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

-показ образца;

-показ способа вышивания, шитья, аппликации.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям занятия, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

3. Рекомендации по организации кружка по ручному труду

На занятиях кружка дети учатся, и работать в коллективе, для этого создаются все условия. Дети в кружке одного возраста, что является идеальным вариантом обучения. В такой группе концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, согласие, порядок и доброжелательное отношение. Дети охотно помогают друг другу освоить какой - либо приём, способ, навык. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам и их проведение.

Для успешного освоения, умения и навыков количество детей в группе первого года обучения – 10 человек, для второго года обучения – 7 человек.

Режим работы кружка один раз в неделю.

Первый год обучения продолжительность занятия 25 минут;

Второй год обучения – 30 минут.

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Ручной труд в детском саду  Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Всевозможные занятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 января 2014 в 17:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД