Гульнара Гиндуллина
Руководство народными играми
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мира "национальной старины" в игре, по утверждению Л. П. Бочкаревой, должно подчиняться трем принципам.
1. Сохранение традиционности - благовейное отношение к народной культуре, ее корням; обогащение положительной энергетикой при ознакомлении с обрядами, ритуалами, церемониями с историческими условностями.
Публикация «Руководство народными играми» размещена в разделах
2. Одухотворенность содержания - освоение ментальности народа, его интеллектуальной, эстетической, этической духовности; высокого уровня культуры, ее образцов, эталонов; отсутствие вульгаризма, примитивности, скоморошества, балаганства, наличие сказки, волшебства, фантазии.
3. Совместимость прошлого с настоящим, истории с будущем - связь старины с современным цивилизованным миром, как социальным, так и вещественным; приспособление культурных ценностей истории к новейшим достижениям, тогда они будут более доступными и понятными для дошкольника.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру, как эмоциональное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображения, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Г. И. Батурина и Г. Ф. Кузина утверждают, что при выборе игры следует учитывать следующие факторы:
1. Возраст играющих. Для детей детского сада следует брать наиболее простые игры. Постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводах, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и поэтому пример взрослого для них необходим.
2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо проветрить и тщательно убрать.
3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
4. Инвентарь для игр. Должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.
5. Знание правил игры. Объясняя детям правила игры, воспитатель должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но ни в центре круга, чтобы никому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.
6. Выбор водящего. Он может быть назначен воспитателем, детьми или определен с помощью считалок, которые нравятся детям. Они всегда бывают рифмованными, могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из детей начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.
А. В. Кенеман рекомендует, объясняя детям новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка) не разучивать с детьми предварительно текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно.
Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес ребят к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Здесь главное-мнение детей. Воспитатель должен обратиться к ребятам с вопросом: понравилась ли им игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.
В истории любого народа, как мы видим, накоплено много различных игр. Но у каждого народа игры имеют своеобразную специфику, поскольку игра отображает культуру, быт народа. Так, например, русские и татарские народные игры имеют существенные отличия:
- в названии игр ( при организации татарских игр используются татарские названия: "Торма" ("Редька", "Кучтем-кучтем" ("Скок-перескок", "Эбэкле" ("Хлопушки"); русские народные игры также имеют специфические названия, отображающие народные предметы обихода : "Жаровки", "Костыль", "Тарелки", "Флюгеры", "Ходули").
- В народных песнях (в русских народных играх используется много хороводных песен, которые отличаются плавностью, слаженностью, весельем: "Гори, гори ясно", "Луг-лужочек", "Овес"; в татарских народных играх песни более быстрые, подвижные: "Чума - коз", "Лягушата").
-В атрибутах (в татарских народных играх используется полотенце с национальным орнаментом "Татарская борьба"; тюбетейки -"Тимербай"; в русских играх используются веночки - "Веночки, или жених невесту"; канат "Русская борьба").
Также характерной особенностью татарских подвижных игр является соревнование, состязание "Скачки на конях", "Кто дальше бросит?"; русские народные игры характеризуются сотрудничеством, совместными действиями "Растим мак", "Лапша".
Но также много общего объединяет народные игры :
- разговор с животными ("Птицы", "Лягушата" - татарские игры; "Черепахи", "Концерт животных" - русские игры).
- игровые действия ("Жмурки" - татарская игра, "Яков, где ты?" - русская игра с завязанными глазами; "Татарская борьба" и "Русская борьба").
- правила выбора водящего: в русских играх при помощи считалок, в татарских играх также при помощи считалок, но с национальным названием "Санамышлар".
- сговор на игру (использование сговорок, скороговорок, потешек, частушек и в русских и в татарских играх).
Народные игры соответствуют законам эстетического, физического, нравственного, интеллектуального развития детей, составляют систему, сопровождающую человека с рождения, оказывающую на него положительное влияние.
Всё это возможно лишь при соблюдении условий:
1. Умелое руководство играми детей со стороны воспитателей.
2. Внесение ярких, красочных атрибутов, использование фольклора.
3. Разучивание правил игры, слов зачина, сговора, считалок на занятиях.
4. Использование разнообразных приё мов разучивания игры: инструктаж вне занятий, косвенное руководство со стороны воспитателя: "забывчивость", преднамеренная "ошибка" воспитателя; показ-пример того, как предложить игру партнеру.
5. Работа с родителями: оформление стендов, папок-передвижек, проведение лекций, ведение журнала "Любимые игры детства". И при обязательном условии, если игры займут достойное место в повседневной жизни дошкольника.