Юлия Пешкова
Руководство сюжетно-ролевой игрой через интеграцию приемов и методов
▼ Скачать + Заказать документы
Руководство сюжетно-ролевой игрой через интеграцию приемов и методов
Ю. И. Пешкова, МКОУ «Прогимназия №1» г. Лиски Воронежская обл.
Современная система дошкольного образования становится более ориентированной на личность ребенка. Ее цель не только вложить в него необходимые знания, умения и навыки, но и воспитать гармоничную личность в максимально комфортных условиях. Это реализуется путем развития интегративных качеств дошкольников, качеств в совокупности создающих его индивидуальность. Ребенок как личность развивается только в игре. Ежедневно мы используем различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные й др. Они являются средством познания окружающего мира, моделирования разных жизненных ситуаций, недоступных в реальной жизни для детей. Игра - универсальный способ воспитания и обучения ребенка. Если вы хотите развить его способности, научить его думать, понимать речь взрослых, фантазировать, обращаться с различными предметами - играйте с ним как можно чаще. Игру в детском возрасте нельзя заменить ничем другим. В играх ребенок наиболее эффективно готовится к жизни взрослых людей. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Игровая деятельность в дошкольном детстве - процесс сложный и неоднозначный.
Публикация «Руководство сюжетно-ролевой игрой через интеграцию приемов и методов» размещена в разделах
Одним из видов всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Грамотное руководство сюжетно-ролевой игрой через интеграцию различных приемов и методов помогает ребенку наиболее эффективно готовиться к жизни взрослых людей. А для этого педагог использует содержащиеся в игре воспитательные возможности: ребенком познается окружающая действительность, он стремится изменить ее, одновременно изменяясь сам; любая роль в игре оказывает огромное влияние на психическое развитие ребенка, развитие умственных действий, произвольного поведения; развиваются организаторские умения и навыки детей; в творческом подходе к сюжетно-ролевой игре развивается воображение, обогащается фантазия; развиваются ощущения и восприятия, внимание, память, наблюдательность, четкая и выразительная речи; развивается двигательная активность детей; в игре ребенок приобщается к нравственным нормам, подчиняясь определенным правилам в различных ролях; развивается оценки и самооценка, рефлексия.
В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми педагогу необходимо обращать внимание на следующие аспекты:
• Педагог обогащает опыт детей и представления через литературные произведения, рассказы, фильмы. Обращает внимание на. разговоры и представления детей, оказывает помощь в создании перспективы игры, на выбор ролей и характер отражения ролевых и предметных действий взрослых. В игре ребенок отражает впечатления об окружающем.
• Обогащается запас знаний ребенка о мире. Играя, дети впервые осуществляют интеллектуальную систематическую работу. У них развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, поэтому играя, малыш всегда находится на стыке реального и игрового мира.
• Воспитатель должен не предписывать замысел, а побуждать детей к его обдумыванию. Необходимо руководить накоплением детских представлений, как вне игры, так и в игре.
Игровой замысел диктует выбор игрушек и строительно-конструктивных действий, а творческое участие детей в создании игровой обстановки реализует их возможности через изготовление и придумывание атрибутов., Например, к играм «Больница», «Театр» дети изготавливают бланки рецептов, билеты, афиши, маски и др. Создают игровое пространство, используя мебель-трансформеры, природный материал, мягкий конструктор.
• Воспитатель должен руководить не столько игрой, сколько развитием воображения и мыслей ребенка.
• Руководство игрой должно обеспечить обогащение содержания, развития сюжета игры, развития взаимоотношений между детьми.
• Необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, наблюдения, чтение книг, беседы, дидактические игры и др.
Эти интегрированные приемы педагоги используют в организации и руководстве сюжетно-ролевыми играми. Основные приемы, которые рекомендуется использовать педагогу: формулирование ребенку его роли, уточняющий эмоциональный рассказ, включаться в игру детей со своей ролью (в младшем возрасте); уточнение содержания роли, введение в игру новой роли, вопросы, совет, участие в сговоре на игру (в средней группе, участие в предварительном планировании (в старшей группе).
Интегрированные приемы и методы в руководстве сюжетно ролевой игрой помогают ребенку актуализировать игровой опыт, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности. Взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детей, активно сотрудничает с ними. Владея игровой позицией, воспитателю легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. Ведь игра не только любимое занятие дошкольников -это их ведущая деятельность. Позиция воспитателя при руководстве сюжетно-ролевой игрой - это достижение близости с дошкольниками, проникновение в их внутренний мир, формирование интегрированных качеств личности ребенка.