Получи документы

Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста

Мороко Елена Викторовна
Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста

1. Определение игры.

СЛАЙД 1. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные пред-меты, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Публикация «Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

СЛАЙД 2. Перечень игр в каждой возрастной группе :

Перечень игр во 2 младшей группе:

-"Семья","Дочки-матери".

-"Шофёры","Автобус".

-"Магазин".

-"Парикмахерская".

-"Больница","Доктор".

- "Детский сад".

СЛАЙД 3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность: имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации НА СЛАЙДЕ

- (А. В. Запорожец,

-А. Н. Леонтьев,

-Д. Б. Эльконин,

-Л. А. Венгер,

- А. П. Усова и др.).

Игра имеет огромное значение для развития личности. Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

СЛАЙД 4

2. Краткая характеристика сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.

Одним из компонентов игры является:

- замысел игры,

-постановка игровых целей и задач. Дети в 3-4 года самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначать игровую задачу.

СЛАЙД 5

Содержание игр у детей данного возраста, следующее:

- сюжетно – отобразительная игра переходит в сюжетно – ролевую. В игре дети - отображают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых.

Развивая сюжет игры, дети чаще всего - используют бытовые сюжеты, но они уже менее статичны. Чаще дети - используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок.

СЛАЙД 6

Следующим этапом развития сюжетно-ролевой игры - выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли.

СЛАЙД 7.

Дети с интересом воспроизводят:

- ролевые действия, эмоционально передают

-ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными –

-ролевые реплики, постепенно развивается

- ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.

СЛАЙД 8.

Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр :

В жизни детей младшего дошкольного возраста большую роль играет подражание. Детям этого возраста свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному. Поэтому воспитателю

- необходимо обогащать детей новыми знаниями и представлениями,

- вызвать у них интерес и желание подражать.

СЛАЙД 9

Совместная игра приносит детям радость, так как дает:

- возможность взаимодействия,

-активность речевого общения,

-проявления разнообразных эмоций. В таких играх создаются предпосылки для воспитания доброты, чуткости, отзывчивости, формируются навыки жизни в коллективе.

СЛАЙД 10.

Таким образом, в работе с детьми этого возраста перед воспитателем стоит задача – формировать простейшие навыки совместной игры, оказывая помощь в развитии содержания сюжетных игр, которые объединяют нескольких детей.

СЛАЙД 11

Так же, детям младшего возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательные игры с постройками. Здесь перед воспитателем стоит задача - формировать у детей необходимые умения и устойчивый интерес к конструированию, помогать распределять работу, подобрать строительный материал и использовать свои постройки в сюжетных играх.

СЛАЙД 12

Если малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживает чувства своего героя. Поэтому надо поддерживать его интерес к роли, в ходе игры обучать необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или иные сведения. Воспитателю надо помнить, что отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания игрового образа в коллективной игре, приводит к ее угасанию, к отказу детей от игры.

СЛАЙД 13

Таким образом, на данном возрастном этапе (3-4 года, важное значение, имеет:

- непосредственное участие воспитателя. В играх

- педагог берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности. При этом,

- руководит игрой, не подавляя инициативу, самостоятельность детей.

СЛАЙД 14

Советы воспитателю по руководству играми детей.

Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы.

Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи контакт.

Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление.

Давай не только знания, но и эмоции.

Советуй, но не дави инициативу детей.

Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре.

Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры.

Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.

Сохраняй радость игры, буди фантазию, поддерживай интерес.

СЛАЙД 15

Организация игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:

1. Подготовка к проведению игры.

2. Проведение игры.

3. Анализ игры. (Богуславская З., Бондаренко А.).

СЛАЙД 16

В подготовку к проведению игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения,

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время).

СЛАЙД 17

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

СЛАЙД 18

Проведение игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с игровым материалом,

который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры.

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие.

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

СЛАЙД 19

Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Слайд 20

Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог

-четко,

-эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями,

-проверяет, как они поняты,

-играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он

- предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах

-следит за действиями,

-выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях.

Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя.

СЛАЙД 21

Сюжетно-ролевая игра "Больница" "У врача".

Цель: ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла. Способствовать возникновению ролевого диалога. Формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему, вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.

Игровой материал: фотографии, иллюстрации, картины, куклы, игрушки-животные, строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты.

1 неделя: Экскурсия в кабинет медсестры. Рассмотреть мед. инструменты, различные предметы в кабинете, рассказать об их назначении.

Игры-занятия "Кукла заболела", "Лесная больница", "Выздоровление куклы".

2 неделя: чтение книг: "Мне грустно, я сижу больной" И. Токмаковой, В. Маяковского "Кем быть?" (отрывок, К. Чуковского "Айболит", Я. Райниса "Кукла заболела".

Внесение набора "Доктор Айболит". Знакомство с игровыми способами.

3 неделя: внесение куклы "Катя заболела". Нужно вызвать врача. Воспитатель в роли врача осматривает больную и комментирует свои действия "Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Надо осмотреть горло. Горло красное, конечно она простудилась. Врач, написав своё заключение, просит детей отнести куклу в "медицинский кабинет".

4 неделя: роли врача, медсестры по желанию выполняют дети. Закреплять умение проявлять инициативу и творчество в игре. Оказывать ребёнку помощь при затруднении реализации игрового замысла.

Публикации по теме:

«Дидактические игры по формированию у детей 3–4 лет представлений об Олимпийских играх и их символике»«Дидактические игры по формированию у детей 3–4 лет представлений об Олимпийских играх и их символике» В этом году Олимпийские игры проходят в России – в г. Сочи. Я задалась вопросом – как доступно сформировать представления об Олимпийских.

Игровые технологии в ДОУ. Консультация для воспитателей. Игровые технологии в ДОУ. Консультация для воспитателей (доклад на педагогическом совете). Большинство психологов и педагогов рассматривают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 мая 2014 в 19:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД