Папки-передвижки

Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста

Мороко Елена Викторовна
Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Определение игры.

СЛАЙД 1. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные пред-меты, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Публикация «Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

СЛАЙД 2. Перечень игр в каждой возрастной группе :

Перечень игр во 2 младшей группе:

-"Семья","Дочки-матери".

-"Шофёры","Автобус".

-"Магазин".

-"Парикмахерская".

-"Больница","Доктор".

- "Детский сад".

СЛАЙД 3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность: имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации НА СЛАЙДЕ

- (А. В. Запорожец,

-А. Н. Леонтьев,

-Д. Б. Эльконин,

-Л. А. Венгер,

- А. П. Усова и др.).

Игра имеет огромное значение для развития личности. Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

СЛАЙД 4

2. Краткая характеристика сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.

Одним из компонентов игры является:

- замысел игры,

-постановка игровых целей и задач. Дети в 3-4 года самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначать игровую задачу.

СЛАЙД 5

Содержание игр у детей данного возраста, следующее:

- сюжетно – отобразительная игра переходит в сюжетно – ролевую. В игре дети - отображают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых.

Развивая сюжет игры, дети чаще всего - используют бытовые сюжеты, но они уже менее статичны. Чаще дети - используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок.

СЛАЙД 6

Следующим этапом развития сюжетно-ролевой игры - выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли.

СЛАЙД 7.

Дети с интересом воспроизводят:

- ролевые действия, эмоционально передают

-ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными –

-ролевые реплики, постепенно развивается

- ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.

СЛАЙД 8.

Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр :

В жизни детей младшего дошкольного возраста большую роль играет подражание. Детям этого возраста свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному. Поэтому воспитателю

- необходимо обогащать детей новыми знаниями и представлениями,

- вызвать у них интерес и желание подражать.

СЛАЙД 9

Совместная игра приносит детям радость, так как дает:

- возможность взаимодействия,

-активность речевого общения,

-проявления разнообразных эмоций. В таких играх создаются предпосылки для воспитания доброты, чуткости, отзывчивости, формируются навыки жизни в коллективе.

СЛАЙД 10.

Таким образом, в работе с детьми этого возраста перед воспитателем стоит задача – формировать простейшие навыки совместной игры, оказывая помощь в развитии содержания сюжетных игр, которые объединяют нескольких детей.

СЛАЙД 11

Так же, детям младшего возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательные игры с постройками. Здесь перед воспитателем стоит задача - формировать у детей необходимые умения и устойчивый интерес к конструированию, помогать распределять работу, подобрать строительный материал и использовать свои постройки в сюжетных играх.

СЛАЙД 12

Если малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживает чувства своего героя. Поэтому надо поддерживать его интерес к роли, в ходе игры обучать необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или иные сведения. Воспитателю надо помнить, что отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания игрового образа в коллективной игре, приводит к ее угасанию, к отказу детей от игры.

СЛАЙД 13

Таким образом, на данном возрастном этапе (3-4 года, важное значение, имеет:

- непосредственное участие воспитателя. В играх

- педагог берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности. При этом,

- руководит игрой, не подавляя инициативу, самостоятельность детей.

СЛАЙД 14

Советы воспитателю по руководству играми детей.

Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы.

Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи контакт.

Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление.

Давай не только знания, но и эмоции.

Советуй, но не дави инициативу детей.

Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре.

Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры.

Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.

Сохраняй радость игры, буди фантазию, поддерживай интерес.

СЛАЙД 15

Организация игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:

1. Подготовка к проведению игры.

2. Проведение игры.

3. Анализ игры. (Богуславская З., Бондаренко А.).

СЛАЙД 16

В подготовку к проведению игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения,

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время).

СЛАЙД 17

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

СЛАЙД 18

Проведение игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с игровым материалом,

который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры.

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие.

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

СЛАЙД 19

Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Слайд 20

Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог

-четко,

-эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями,

-проверяет, как они поняты,

-играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он

- предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах

-следит за действиями,

-выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях.

Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя.

СЛАЙД 21

Сюжетно-ролевая игра "Больница" "У врача".

Цель: ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла. Способствовать возникновению ролевого диалога. Формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему, вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.

Игровой материал: фотографии, иллюстрации, картины, куклы, игрушки-животные, строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты.

1 неделя: Экскурсия в кабинет медсестры. Рассмотреть мед. инструменты, различные предметы в кабинете, рассказать об их назначении.

Игры-занятия "Кукла заболела", "Лесная больница", "Выздоровление куклы".

2 неделя: чтение книг: "Мне грустно, я сижу больной" И. Токмаковой, В. Маяковского "Кем быть?" (отрывок, К. Чуковского "Айболит", Я. Райниса "Кукла заболела".

Внесение набора "Доктор Айболит". Знакомство с игровыми способами.

3 неделя: внесение куклы "Катя заболела". Нужно вызвать врача. Воспитатель в роли врача осматривает больную и комментирует свои действия "Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Надо осмотреть горло. Горло красное, конечно она простудилась. Врач, написав своё заключение, просит детей отнести куклу в "медицинский кабинет".

4 неделя: роли врача, медсестры по желанию выполняют дети. Закреплять умение проявлять инициативу и творчество в игре. Оказывать ребёнку помощь при затруднении реализации игрового замысла.

Публикации по теме:

«Дидактические игры по формированию у детей 3–4 лет представлений об Олимпийских играх и их символике»«Дидактические игры по формированию у детей 3–4 лет представлений об Олимпийских играх и их символике» В этом году Олимпийские игры проходят в России – в г. Сочи. Я задалась вопросом – как доступно сформировать представления об Олимпийских.

Игровые технологии в ДОУ. Консультация для воспитателей. Игровые технологии в ДОУ. Консультация для воспитателей (доклад на педагогическом совете). Большинство психологов и педагогов рассматривают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 мая 2014 в 19:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мороко Елена Викторовна (УИ 52487) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД