Получи документы

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Людмила Леонтьева
Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме развития речи : проводятся научно-практические конференции по вопросам развития речи ребенка; обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие образной речи детей дошкольного возраста; выходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем воспитания и обучения детей.

Публикация «Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте (А. М. Бородич, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Е. В. Савушкина).

В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей : Е. Н. Водовозовой, Н. В. Гавриш, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития образной речи детей.

Мы рассмотрели ряд понятий, которые являются теоретической основой нашего исследования:

В теории русского языка образность речи принято понимать как выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).

М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. Указания на необходимость работы над образными средствами языка так же содержатся в трудах Е. А. Флериной.

Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников, исследователи: Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Т. Б. Филичева признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – русской народной сказки.

В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский : «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса»

Констатирующее исследование проходило на базе МДОУ. С целью выявления уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Методами констатирующего эксперимента являлись: беседа, выявляющая разные стороны речевого развития детей; методика выявления уровня развития образной речи О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, Н. В. Гавриш; наблюдение за речью детей в течение дня; количественно-качественная обработка результатов.

Опираясь на исследования О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, Н. В. Гавриш и др. можно выделилить критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста : умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы); умение сравнивать и подбирать эпитеты; умение подбирать синонимы; умение подбирать антонимы; использование средств художественной выразительности в собственной речи.

Таким образом, данные констатирующего этапа исследования позволили нам сделать следующие выводы:

На высоком уровне наименьшее количество детей как в экспериментальной (30%) так и в контрольной (20%) группе. Большинство детей старшего дошкольного возраста (50% экспериментальной и 70% % контрольной группы, участвующих в исследовании, были отнесены нами к низкому уровню развития образной речи.

Дети данного уровня ярко проявили затруднения в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращались за помощью к педагогу. Не умеют правильно воспринимать художественную информацию; не умеют правильно строить предложения в своём высказывании; не умеют использовать изобразительные языковые средства в речи, наблюдается повторяемость одних и тех же слов.

Опытно-экспериментальная работа показала, что в практике дошкольного образования недостаточно внимания уделяется развитию образности речи детей, о чем свидетельствуют данные констатирующего эксперимента. Также мало внимания уделяется русской народной сказке как средству развития образной речи старших дошкольников.

Полученные данные является теоретико-прикладным аспектом доказательства сензитивности изучаемого нами возраста в развитии образной речи.

Установлена связь между уровнем интереса детей к русской народной сказке и умениями детей правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства и уровнем развития пластических умений навыков, связанных собственно с созданием художественного образа.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей низкий уровень развития образности речи. Это послужило основой к разработке системы занятий и игр по развитию образной речи с использованием русских народных сказок, которая будет использована в дальнейшей работе.

Библиографический список

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : «Академия», 2000. - 400 с.

2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.

3. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста [Текст] / Л. Д. Короткова. – Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. – 125 с.

4. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольника с художественной литературой [Текст] / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. –М. : ТЦ «Сфера», 1998. – 224с.

5. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – Харьков, 1997. – 464 с.

Публикации по теме:

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 07:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД