Русские народные подвижные игры для детей 6–7 лет

Светлана Шарапова
Русские народные подвижные игры для детей 6–7 лет

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Составила

инструктор по физической культуре

Шарапова С. С.

Тамбов 2018

«ГОРЕЛКИ»

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

Другой из этой пары становится водящим.

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

«ГОРОДКИ»

Городки – старинная народная игра, она доступна и старшим дошкольникам. Для игры нужны палки- биты и городки. Для детей биты должны быть 50-70 см, городки – 12-20 см, сечение городка 4-5 см. На земле чертят квадрат, стороны которого 1-1,5 м, - это «город». На расстоянии 6-8 м от города проводят линию (кон, с которой играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города.

Каждый играющий получает две бит и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки из города. В начале игры биты бросают с кона, а затем, когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющие подходят ближе и бросают биты с полукона (с расстояния 3-4 м). После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.

По правилам спортивной игры соблюдается определенное количество и порядок фигур. В игре дошкольников это не имеет значения. О количестве фигур дети договариваются перед игрой (их может быть 3-4). Наиболее интересны такие фигуры: колодец, самолет, пушка, забор, рак, козел, бочка. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур, совершив меньшее количество бросков бит. Детям 6-7 лет не рекомендуется играть подряд более 2-3 партий.

Детям нужно показать способы бросков биты. При бросании биты играющие становятся за линию кона лицом к городу. При броске правой рукой левую гону ставят впереди, правую – на шаг сзади, носком наружу. При замахе тяжесть тела переносится на правую ногу. Вместе с броском биты происходит выпад левой ногой вперед, тяжесть тела переносится на левую сторону. При этом туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.

При устройстве площадки, где дети будут играть в городки, следует учесть, что место для игры в городки должно быть в стороне от других игровых площадок. Для задержания бит во избежание несчастных случаев позади площадки (на расстоянии 3 м от не) ставится забор или сетка высотой не менее 1м.

«ДЕДУШКА-РОЖОК»

Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка-рожок». Дом его находится в стороне.

Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!» - и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего:

Дедушка-рожок,

Съешь с горошком пирожок!

Дедушка-рожок,

Съешь с горошком пирожок!»

Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

«КРАСКИ»

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки- краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Покупатель»- «Зачем пришел?» - «За краской» - «За какой?» - «За голубой». Если же голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

ПРАВИЛО:

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

Игра проводится с детьми как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может дать и более сложное задание, например,: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.

«ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

ПРАВИЛА. 1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2. Руками толкать друг друга нельзя.

УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединяться

«КОРШУН»

Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие – цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:

-Коршун, коршун, что ты делаешь?

-Ямку рою.

- На что тебе ямка?

-Копеечку ищу

-На что тебе копеечка?

-Иголочку куплю.

-На что тебе иголочка?

- Мешочек сшить.

-На что тебе мешочек?

-камешки класть.

-На что тебе камешки?

-В твоих деток кидать.

-За что?

-Они потоптали капусту у меня в огороде.

-А высока ли была у тебя изгородь?

Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:

-Вот какая!

-Нет, мои цыплята через такую не перелетят.

-А я их все-таки поймаю.

-Не дам тебе своих деток ловить.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!» Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят.

ПРАВИЛА.

1. Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.

2. Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.

3. Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.

УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимает участие более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы в каждой своя наседка и коршун.

Иногда перед началом разговора с коршуном (он в это время роет ямку) наседка и цыплята ходят вокруг и поют:

Вокруг коршуна хожу:

Ожерелье нижу,

По три ниточки, бисериночки.

Я снизала вороток,

Вокруг шеи короток.

Обогащение образовательной области в рамках проекта «Золотые ворота»

«КАРТОШКА»

Участники делятся на две части. Большая часть встает в круг, а меньшая садится внутри круга на корточки, это «картошка». Участники стоящие в кругу начинают перебрасывать мяч друг другу через верх, а сидящие в кругу вытягивают руки вверх и стараются коснуться мяча. Если это им удалось то этот ребенок выходит играть, а ребенок, который бросал мяч становится «картошкой».

«РУССКАЯ ЛАПТА»

Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. Посередине площадки отмечают игровое поле. С одной стороны игрового поляна расстоянии от 10 до 20 м. находится город, а с другой – отводится место для кона.

По жребию игроки одной группы идут в город, а другой – расходятся по полю. Игру начинает ведущий из группы города. Он лаптой забивает мяч, бежит через поле за линию кона и снова возвращается в город. Во время перебежки игроки водящей команды (поля) стараются запятнать бегущего. Если им удаётся, они переходят в город. В противном случае игроки остаются на своих местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок и также бежит через поле за линию кона.

Однако не всегда удаётся игрокам сразу же вернуться в город. В этом случае они ждут, кто их выручит, а выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч.

Может и быть и такой вариант: если тот, кто пробил мяч, не смог сразу же перебежать за линию кона, он ждёт, когда мяч пробьёт следующий игрок; тогда за линию кона бегут одновременно два игрока.

Правила. 1. Игроки города подают мяч в поле по очереди; отбивающий мяч не должен переступать черту города; если в городе остался один игрок, а все остальные за чертой кона, то разрешается ему подать мяч 3 раза; ведущему разрешается пробить 3 мяча.

Игроки поля пятнают бегущего с того места, где поднят или пойман мяч; чтобы быстрее запятнать бегущего, разрешается мяч передавать игрокам своей партии;

Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросить в поле рукой.

Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона; все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город; во время перебежки игрока города осалили.

Указания к проведению. Первое условие этой игры — дружное действие всех игроков партии и точное выполнение правил. Очень важно также правильно выбрать водящего: он должен хорошо владеть мячом, быть активным, следить за ходом игры, умело расставить игроков с учетом их умений.

Водящему лучше начинать игру первому — это позволит ему в дальнейшем наблюдать за ходом игры, помогать игрокам, а если нужно при случае, и выручить своих товарищей.

Играющие при подаче мяча должны смотреть, куда его направить: туда, где меньше игроков или где их нет совсем. Если игроки бегут в город, то мяч в поле нужно послать дальше к линии кона; если же они бегут из города, то слабым ударом мяч подать так, чтобы он упал ближе к линии города.

«ЗАЙЧИК»

На площадке чертят большой круг. Одного из детей выбирают зайчиком, он идет в круг, а все участники игры стоят за кругом. Они бросают мяч друг другу, но так, чтобы он задел зайчика. Зайчик бегает по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто запятнает его, встает на место зайчика в круг.

Правила. 1. Участники игры не должны заходить за границы круга.

Прежде чем передать мяч, нужно назвать по имени того, кто его должен поймать.

Передавать мяч нужно быстро, нельзя задерживать его в руках.

Указания к проведению. В одном круге должно быть не более 10 человек; встают они по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Чем быстрее участники игры передают мяч, тем игра проходит интереснее и больше возможностей запятнать зайчика. Зайчик, по его желанию, может и поймать мячик. В этом случае игрок, чей мяч был пойман, встает в круг и выполняет роль зайчика.

«КОРЗИНКИ»

Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки.

Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чьё имя назвали, убегает, на его место встаёт игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.

Правило.

Дети водящей пары не должны убегать далеко от остальных играющих.

«СТОРОЖ»

Все, кто принимает участие в игре, берут мячи, встают полукругом, и каждый свое место отмечает кружком. На расстоянии 3—6 м, в середине полукруга, лежит большой мяч, его охраняет сторож с палкой. Играющие по очереди стараются сбить его своими мячами, а сторож палкой отбивает их мячи. Если отбитый сторожем мяч не докатился до игрока, он остается в поле. Играющий может мяч взять, но так, чтобы сторож его не осалил. Осаленный игрок становится сторожем.

Когда один из игроков собьет большой мяч, сторож быстро возвращает его на то же место. Но в это время играющие, чьи мячи лежат на кону, стараются их взять.

Правила. 1. Сторож отбивает мячи только палкой.

2. Играющие сбивают мяч, соблюдая очередность. Очередной

игрок бросает мяч в цель, как только сторож отобьет брошенный

мяч.

3. Сторож может осалить игрока только рукой.

Варианты: увеличить количество сторожей от 1 до 3.

«КОЛЕЧКО»

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3 – 4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

Правила. 1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.

2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» - с закрытыми глазами.

3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Указания к проведению. Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2 – 3 водящих.

«КАПКАНЫ»

Для этой игры выбирается несколько игроков, которые встают парами, лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх, как и при игре «ворота»: теперь — это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты.

Неожиданно «капканы» закрываются: водящие опускают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Те дети, которые в этот момент пробегали через капканы, оказываются в ловушке.

Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, поднимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки образуют «цепочку», которая змейкой вьется по кругу, пробегая через «капканы». «Капканы» закрываются снова, и опять некоторые дети оказались в ловушке: теперь внутри круга.

Правила:

1. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется всего несколько детей.

2. Игру можно повторять 2—3 раза, заменяя «капканы».

3. В конце игры надо отметить самых ловких игроков и самый удачливый «капкан».

«ВОЛК И ОВЦЫ»

Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пастуха», остальные дети будут «овцами». На противоположных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен» — это места, где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В центре площадки очерчивают круг: здесь будет «волчье логово». Дети хором произносят:

Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле, Погулять на воле!

«Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внимательно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «-Волк!», «овечки» должны успеть добежать до другой овчарни, на противоположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить»). «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «волка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры.

Правила:

1. «Волк» не должен ловить «овечек», достаточно только «осалить» их.

2. «Пастух» не должен задерживать «волка», хватать его руками, он может только заслонять своих «овечек».

3. «Овечкам» нельзя возвращаться в ту «овчарню», из которой они вышли на пастбище. Они должны обязательно перебежать «поле», попав на его противоположную сторону, минуя «волчье логово».

«ВЫШИБАЛЫ»

Перед началом игры по жребию определяют двух (четырех) «вышибал». Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки. Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.

Правила:

1. Если «вышибала» бросил мяч недостаточно сильно, то любой игрок может его поймать: он получит дополнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.

2. Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.

3. Последние игроки сами становятся «вышибалами», и игра повторяется вновь.

МЯЧИК КВЕРХУ

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Правила

1. Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху!»

2. Водящему разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли.

3. Если кто-то из играющих после слов «Стой!» продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего.

4. Убегая от водящего, дети не должны прятаться за постройки или деревья.

Указания к проведению

Дети встают в круг близко друг к другу. Место водящего в центре круга лучше очертить небольшим кружком. Если водящий не поймал мяч, который далеко укатился, прежде чем кричать: «Стой!», ему нужно догнать мяч и вернуться на свое место. Дети в игре должны быть очень внимательны, быстро реагировать на сигнал.

Вариант игры

Водящий стоит в центре круга и выполняет упражнение с мячом, дети считают до пяти. На счет «пять» они быстро разбегаются. Водящий кричит: «Стой!» — и бросает мяч в того из играющих, кто стоит ближе. Запятнанный становится водящим. Если он промахнулся, то должен догнать мяч, а дети в это время стараются убежать как можно дальше. На сигнал «Стой!» все останавливаются, водящий вновь старается осалить кого-нибудь.

Публикации по теме:

Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к патриотическому воспитанию Цель: научить играть в народные игры. Задачи: создать условия для реализации игр, расширить кругозор родителей при разучивании народных.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Народные подвижные игры во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование интернационального, художественного и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, уважение отношения.

Подвижные игры для детей 2–3 лет Солнышко и дождик Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал. Описание.

Подвижные игры для детей 5–6 лет Подвижные игры для детей 5-6 лет Подвижная игра - это не просто игра, в которой нужно двигаться, ведь в этом случае ребенок просто мог бы.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Русские народные подвижные игры для детей 6–7 лет
Опубликовано: 18 августа 2018 в 21:30
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о тематической неделе «Животный мир Африки»
В конце лета , в нашей группе с целью :формирования целостных представлений о животном мире Африки. , прошла тематическая неделя «Животный мир Африки»....
«Наблюдения за деревьями на участке детского сада». Фотозарисовки
Пышным сарафаном, землю укрывая. В гости к нам шагает осень золотая. Раскидала листья с ветерком играя, Шаловливый ветер листья догоняет. В...
Проект «Сказки с «Урожайной грядки»
Л. Рыбакова Проект «Сказки с «Урожайной грядки» . Соавторы: И. Минчукова, Т. Шевченко. Один из традиционных, самых любимых среди детей и их родителей в...
Конспект открытого занятия (НОД) по экспериментальной деятельности в подготовительной...
Це ли: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха; формировать интерес к...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Пшеничное поле»
Цель: Закреплять знания о жанре живописи пейзаж. Развивать умение подбирать соответствующую цветовую гамму. Задачи: Обучающие: -Развивать умение передавать...