Получи документы

Русский народный костюм как объект художественно-творческой деятельности

Марина Ожигина
Русский народный костюм как объект художественно-творческой деятельности

Русский народный костюм как объект художественно-творческой деятельности (Слайд 1)

(Слайд 2)

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовёт подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

И на экран посмотрим не спеша,

Рассмотрим русскую одежду :

Не правда ли, проста и хороша!

Публикация «Русский народный костюм как объект художественно-творческой деятельности» размещена в разделах

На протяжении многих веков на Руси складывались определённые традиции в одежде. Русский народный костюм был создан и передавался из поколения в поколение многолетним трудом. Слово «КОСТЮМ» пришедшее из французского языка обозначает ОБЫЧАЙ. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Ткани для костюмов использовались различные, в основном это были: лен, хлопок, шерсть. Фасон был максимально закрытым. Богатые люди любили выделяться и украшать свои костюмы различными аксессуарами подороже, различными меховыми вставками, необычными дорогими нитями и вышивками.

(Слайд 3) Русская народная одежда была нескольких видов и отличалась она друг от друга по возрасту: детская, молодёжная, одежда замужней женщины и пожилых крестьян.

(Слайд 4) Так же она отличалась, друг от друга по назначению – это была, праздничая, свадебная или венчальная одежда, траурная, а также будничная, которую носили повседневно. Особенность наших костюмов – это многослойность верхней одежды, богатство отделки, прямой или слегка расклешённый силуэт. Редко увидишь приталенный костюм на человеке, обычно наоборот, пышность и широта. Цвета в основном были яркие и радостные.

(Слайд 5) Главным элементом русского народного костюма испокон веков была рубаха из натуральных материалов. В зависимости от региона и достатка семьи её делали из хлопка, льна, конопли или шёлка. Рукава и воротник рубахи непременно были украшены узором, орнаментом, который говорил о том, из какой губернии происходит человек.

(Слайд 6) Народный костюм – традиционный комплекс одежды, характерный для определённой местности. Как известно женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России, есть несколько видов костюмов - один из них южный, а другой – северный.

(Слайд 7) В южных районах России (Орёл, Курск, Калуга, Воронеж) носили южный женский костюм или понЁвный комплекс. Его основу составляла широкая РУБАХА, украшавшаяся вышивкой по подолу, вороту, краю рукавов. Подвязывалась поясом.

(Слайд 8) Главным элементом этого костюма была понёва – распашная юбка, стянутая на талии узким пояском – кушаком. Причём пояс был очень важным элементом одежды. Они различались у молодой девушки и замужней женщины, а выходить из дома без пояса было неприлично. Сарафан и понёва одевались поверх рубахи. Понёва оборачивалась вокруг бёдер. Для повседневной носки их шили из ситца, конопляной или льняной ткани, а иногда понёву шили из шерсти. Цвет этой одежды мог быть различным, и у каждого цвета было своё значение. К праздникам или свадьбе сарафаны шились из дорогих тканей – шёлка или парчИ. А, размер клетки на понёве указывал, сколько земли имеют крестьяне на селе.

(Слайд 9) В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) привычное представление русского народного костюма связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником.

(Слайд 10) Рубаха была длиной значительно ниже колен, иногда и до пят. Она имела прямой разрез на груди и низкий ворот-стойку. Знаковой одеждой русской женщины был сарафан. Его отличали: длина до пола, лямки, отсутствие рукавов, пуговицы впереди по всей длине изделия. Сарафаны были нескольких видов: прямые, косоклинные или на кокетке. Их одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Поверх сарафана и рубахи носится передник – предмет особой гордости каждой русской женщины. Она украшала его особым узором, который рассказывал о её жизни, семье, истории рода.

(Слайд 11) На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – ЕпанЕчкой, а в холодную погоду на сарафан надевали ДушегрЕю с длинным рукавом.

(Слайд 12) На женской голове в ту или иную пору её жизни красовался свой головной убор. Он был для женщины обязательным. По нему можно было узнать, замужем девушка или нет. Молодые девушки надевала повязку (широкая жёсткая лента) или коруну (высокий обруч, оставляя часть головы непокрытой. После свадьбы, когда ей «расплели косу», она не должна показываться на людях без забранных волос. Таким образом, молодую жену можно было отличить по кокошнику (особый тип шапочки). Женщина, познавшая счастье материнства, ещё тщательнее скрывала волосы от посторонних глаз, надевая кичку или сорОку. Если замужняя женщина покажет свои волосы кому-то постороннему, это считалось позором. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».

(Слайд 13) Мужской костюм не так разнообразен, как женский. Его основу составляет шитая рубаха из холста. Она доходила до середины бедра или до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку, называется Косоворотка. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой. Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали поясом – кушаком. Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

(Слайд 14) Поверх рубахи обычно надевали зипУн. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. 9Ещё одним атрибутом были портЫ - порткИ (на современном языке – это штаны) они были неширокими, чтобы зимой их можно было заправить в сапоги, а летом, чтобы они не мешали работать. Примечательно, что цвет рубахи отличался от цвета штанов. Головным убором мужчин была шапка, изготовленная из сукна или войлока. Зимой незаменимыми были меховые треУхи (наподобие современных ушанок).

(Слайд 15) Традиционными видами русской мужской обуви были лапти (от «лапа» - стопа) и сапоги, а зимой носили чуни и валенки. Женщины носили лапти, кожаные чЁботы и котЫ (башмаки на невысоком каблуке). В лаптях ходили весь сухой сезон, за три-четыре дня изнашивая их, благо изготовить новую пару было под силу даже ребёнку.

(Слайд 16) Северный костюм делится ещё на несколько видов по регионам. Нас интересует костюм Архангельской губернии. В Архангельской губернии носили косоклИнные сарафаны, сшитые из выкроенных по косой клиньев. Украшали нашивками с вышивкой по центральной планке и по бретелям, цветные горизонтальные полосы были на подоле. Одежда, сшитая из ткани красного цвета, была самой популярной не только в XIX веке, но и в более ранние времена.

(Слайд 17) Архангельские костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками. Северные красавицы в приданом (праздничном и свадебном нарядах) имели «корУну» или кокошники разных форм, искусно унизанные жемчугом с налобными сетками и обнизью, височные и нагрудные украшения. Такой наряд могли иметь только зажиточные крестьянки, богатые поморы да купеческие дочери и жены.

(Слайд 18) У простой крестьянки был наряд попроще. Однако русская северная холщевая рубаха, свадебные полотенца, ширИнки (непременная часть обряда) — были не менее нарядны.

(Слайд 19) На первый взгляд, наряды девушек из архангельской губернии были простоваты, но они всё же притягивали взгляды. И за внешней простотой скрывались — тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое терпение!

(Слайд 20) Многочисленные реки, озера, ручьи северного края были в те далекие времена полны небольшими, невзрачными на вид моллюсками, в раковинах которых находили белые, розовые, дымчатые жемчужины, переливающиеся всеми цветами радуги. «Русским камнем» называли жемчуг и расшивали им головные уборы, царскую и церковную одежду, из него делали серьги, бусы и ожерелья.

(Слайд 21) Ценилась одежда в старину очень высоко. Её берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.

Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома. Её доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным. По степени изношенности все её разделяли на ветшАлое платье (старое, изношенное, вседнЕвное (повседневное - на каждый день) и лучшее (нарядное).

(Слайд 23) Многие люди забыли о русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютерах. Вот почему так важно в жизни детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость созданная народом. Всё, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры.

(Слайд 23,24,25) Особую роль, хотелось бы отвести организации ознакомления детей дошкольного возраста с русским народным костюмом, т. к. народный костюм - это система, отражающая миропонимание и мировосприятия человека.

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом уже можно начинать с младшего возраста. Через разнообразные виды детской деятельности : речевую, игровую, изобразительную, музыкальную, театрализованную, мы знакомим детей:

с особенностями быта русского человека.

с русским народным костюмом, его деталями и хранением.

с историей русского народного костюма.

с его особенностями, традициями вышивки (будничная - праздничная одежда, женский - мужской костюм, головные уборы зимние, летние).

с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшения, символика русского костюма).

с разными сословиями на Руси и одеждой разных сословий (бояре, князья, горожане, ремесленники) и многим другим.

Через народный костюм дети узнают историю и культуру родного края, а культура формирует мировоззрение и поведение человека.

Мы должны развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

(Слайд 26) Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Беседа о весне с элементами художественно-творческой деятельностиБеседа о весне с элементами художественно-творческой деятельности Цель: закрепить представления детей о признаках наступления весны. Задачи: - учить детей эмоционально воспринимать художественное слово,.

Фотоотчет «Русский народный костюм»Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии «Русский народный костюм»Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии «Русский народный костюм» Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии "Русский народный костюм" В рамках реализуемого в нашем детском саду "Золотая рыбка" проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский народный костюм как объект художественно-творческой деятельности
Опубликовано: 22 мая 2024 в 13:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русский народный костюм как объект художественно-творческой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ожигина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День Чувашской Республики. Передвижка «Чувашия»

24 июня отмечается  главный государственный праздник чувашского народа — День Чувашской Республики. В этот день торжества и народные гуляния проходят во всех городах и селах Чувашии.

23 июня. День Святой Троицы. Передвижка «Береза - символ России»

Приход Троицы знаменует собой конец весны и начало лета. Праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. Главный символ праздника - береза. Ее наряжают, украшают листвой храмы, а ее веточки освящают и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД