Папки-передвижки

Игра — путешествие по станциям «С. А. Есенин «Лебёдушка»

Татьяна Владимировна Инешина
Игра — путешествие по станциям «С. А. Есенин «Лебёдушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра - путешествие по станциям

Тема: С. А. Есенин «Лебёдушка»

Цель: познакомить с новым произведением С. А. Есенина.

Задачи: обогащать словарный запас; обучать правильному, выразительному чтению; раскрыть

красоту поэтического произведения; раскрыть в детях сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка»; развивать память, речь, воображение.

Планируемые результаты

Предметные: умение прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Публикация «Игра — путешествие по станциям „С, А, Есенин „Лебёдушка“» размещена в разделах

Метапредметные:

регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге;

коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре.

Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: информационный, объяснительно – иллюстративный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Материально-техническое оснащение: ИКТ (проектор, экран, компьютер).

Дидактическое обеспечение: учебник «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 2021; выставка книг С. А. Есенина; карточки с заданиями; оценочный лист; презентация.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Задачи этапа. УУД

I. Организационное начало урока. Эмоциональный настрой.

Игра «Да» или «Нет»

- Здравствуйте!

-Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке!

- Поиграем?

- Мы будем на уроке думать? (Да)

- А может, будем спать? (Нет)

- Мы будем рассуждать? (Да)

- А в облаках летать? (Нет)

- Друг другу будем помогать? (Да)

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по разным станциям.

У каждого на парте лежит оценочный лист. В конце урока каждый из вас оценит себя и своего одноклассника.

Начинаем наше путешествие. Удачи! Настрой учащихся на хорошую работу. Способствует созданию состояния психоэмоциональной стабильности, внешней мотивации.

УУД (личностные) :

- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения;

- мотивационная основа учебной деятельности.

II. Артикуляционная разминка.

1 станция «Разминочная»

Сейчас мы подготовим наши язычки для работы на уроке, а для это проведем артикуляционную разминку.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Из какого стихотворения эти строчки? Кто автор? Мы проговорим эти строчки, как скороговорку. Давайте сначала вместе, а потом каждый самостоятельно.

- Молодцы! Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют разминку.

УУД (личностные) :

- мотивационная основа учебной деятельности.

III. Проверка домашнего задания.

2 станция «Домашняя» - С каким произведение мы познакомились на прошлом уроке? Кто его написал? Закончите предложение, это произведение о …. Выразительное чтение понравившегося отрывка из рассказа «Приёмыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка. УУД (познавательные,

регулятивные, личностные) :

- анализировать работу одноклассников.

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

3 станция «Стихотворная»

- Посмотрите, пожалуйста, на портрет. Узнали, кто это?

Правильно. Это портрет известного нам поэта С. А. Есенина.

Выставка книг С. А. Есенина.

- Посмотрите на иллюстрацию. Что изображено? Берёза. Зачитайте отрывок этого стихотворения наизусть.

На пушистых ветках Снежною каймою Распустились кисти

Белой бахромой.

Что изображено на этой иллюстрации? Правильно. Это иллюстрация к стихотворению «Бабушкины сказки».

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредём домой….

- Как вы думаете, о ком и о чём пойдет речь сегодня на уроке?

Определите цель нашего урока. Учащиеся вспоминают стихотворения С. А. Есенина и знакомятся с темой и целями урока.

Обращают внимание на выставку книг С. А. Есенина.

Обеспечивает высокий уровень вовлеченности обучающихся в учебную деятельность и развитие их

интеллектуальных качеств.

УУД (познавательные,

регулятивные, личностные) :

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- выбор оснований для классификации;

- самостоятельное формирование познавательной цели данного этапа урока;

- анализировать работу одноклассников.

V. Работа по теме урока. Знакомство с жизнью и творчеством С. Есенина.

4 станция «Есенинская» - Совсем недавно мы читали стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки».

- А что вы помните из биографии поэта?

- Сейчас вы прочитаете отрывки из его автобиографий, т. е то, что поэт говорил о себе.

- Проведём «Замер чтения» (техника чтения).

- У каждого из вас текст «Автобиография С. А. Есенина». Вы должны прочитать этот текст за 1 минуту и посчитать количество прочитанных вами слов. Кто не успеет прочитать его за 1 минуту, дочитывает его потом до конца.

«Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна. Детство прошло среди полей и степей. Рос под присмотром бабки и деда. Стихи начал слагать рано, с 9 лет. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. (Приложение 1)

- Посчитайте, сколько слов вы прочитали. Запишите свой результат.

- Что узнали о жизни поэта?

- Назовите основную тему произведений С. Есенина. Какой одной большой темой их можно объединить?

- Не тема, а «чувство Родины», как писал сам поэт, было «основным» в его творчестве.

Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», – признавался поэт.

- А что вы вкладываете в слово «родина»?

- Разгадайте ребус.

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением Сергея Есенина «Лебёдушка».

- Можно ли предположить о ком будет это стихотворение?

- Совсем недавно мы с вами встречались с этой необыкновенной птицей.

- А почему я сказала «необыкновенной»?

Что вы уже знаете об этой птице?

- Прочитайте сведения о лебедях и расскажите, что запомнили.

- Известно 6 видов лебедей. 4 из них населяют территорию России. Со времен глубокой древности лебедь - символ красоты, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью, хотя лебедь не относится к певчим птицам. Он может лишь гоготать. Огромные белые птицы на синем небе - это очень красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на озере в глухом лесу. Величаво скользит лебедь по озеру. (Приложение 2) Чтение учащимися автобиографии поэта.

Чтение учащимися сведений о лебедях.

Ученики высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы.

1) Я думаю, что речь пойдет о лебеде, которая превратилась в царевну. 2) Мне кажется, о лебедях, которые жили парой и были преданы друг другу. 3) Я считаю, что это произведение о верности и красоте этой птицы.

УУД (коммуникативные, познавательные) :

- высказывать свою точку зрения;

- умение извлекать информацию.

VI. Физкультминутка.

5 станция «Надо отдохнуть»

Глазки видят все вокруг

Обведу глазами круг

Глазкам видеть все дано

Где окно и где крыльцо

Обведу я снова круг

Посмотрю на мир вокруг. Учащиеся выполняют физкультминутку для глаз.

VII. Первичное восприятие текста стихотворения.

6 станция «Поэтическая»

Словарная работа.

Работа с текстом.

Работа по тексту (выборочное чтение).

Работа в тетради.

Работа с пословицей.

Слушание аудиозаписи стихотворения «Лебёдушка».

Приём «Чтение (прослушивание) с остановками».

-А теперь я хочу послушать вас? Я думаю, не осталось равнодушных. Какие же чувства вызвало это стихотворение?

- Кто главные герои стихотворения?

-Почему автор называет их «лебедушка, лебежатушки»?

О чём это говорит?

- Что напомнило это произведение по своему жанру? (сказку, былину, народную песню).

Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выделите непонятные слова и выражения.

- Нам нужно пронаблюдать, как поэт использует в своём стихотворении средства художественной выразительности.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- гладь зеркальная (водная поверхность прозрачная, как в зеркале);

-тихая заводь (небольшой залив в реке с замедленным течением);

-молчаливый затон (длинный нетронутый залив реки);

- трава шелковая (нежная);

- тихозвонные ручейки (спокойно протекающие);

-росинки серебристые (роса прозрачная, под серебро);

- волны пряные (издающие запах).

- Как вы думаете, для чего Сергей Есенин использует такие словосочетания?

- Как они называются в литературе?

-Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы.

(Во время чтения находят олицетворения)

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Все эти слова: природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать.

- Встретились ли нам в этом стихотворении фразеологизмы? Объясним их значение.

Лебединая поступь – плавная, величавая.

Лебединая шея – стройная, гибкая.

Лебединая песня – чье-либо последнее значительное произведение; последнее проявление деятельности, таланта (от поверья, что лебедь поет раз в жизни, перед смертью).

Лебединая верность – семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. Некоторые из них (так же как орлы и аисты) способны дожить до 100 лет.

- На сколько частей вы бы разделили это произведение.

- Как бы вы их озаглавили?

Составим план и запишем его в тетрадь. Работаем в парах.

1. Описание природы.

2. Прогулка Лебедушки с

лебежатушками.

3. Появление орла.

4. Смерть Лебедушки.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

- Можно ли такой поступок называть самопожертвованием?

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

(На партах).

- Вам нужно собрать пословицу.

- Прочитайте, что у вас получилось.

При солнышке тепло – при матери добро.

- Подходит ли эта пословица к этому стихотворению. Объясните смысл пословицы.

- Почему Есенин назвал свое стихотворение «Лебедушка»?

- Как бы вы озаглавили это стихотворение? Ответы детей.

Прослушивание стихотворения.

Самостоятельное чтение стихотворения. Стр. 69-73.

Работа в парах.

Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

УУД (личностные, познавательные, коммуникативные) :

- чувствовать красоту природы, бережно относиться ко всему живому);

- пользоваться разными видами чтения;

- оформлять свои мысли в устной форме.

VIII. Закрепление изученного.

7 станция «Проверочная» -Сейчас мы будем работать индивидуально.

- Для каждого я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. Выполнить тест.

Взаимопроверка выполненного задания. (Приложение 3) Работа с карточками.

Проверка выполненного задания. УУД (коммуникативные, личностные) :

- формулировать собственное мнение;

- выявление учебно-познавательного интереса.

IX. Рефлексия.

8 станция «Творческая»

- А сейчас мы с вами сделаем своего лебедя из листка бумаги.

(Приложение 5)

- Закончи фразу.

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать:

- Сегодня на уроке я научилась (чему)

- Осталось непонятным (что)

- Сегодня на уроке я была (какой ученицей) ….

Изготовление лебедя способом оригами.

Высказывания детей.

Определение психоэмоционального состояния обучающихся к концу урока.

УУД (коммуникативные, личностные) :

- формулировать собственное мнение;

- выявление учебно-познавательного интереса;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

X. Подведение итогов урока.

9 станция «Итоговая»

- Какие два образа противопоставлены в данном произведении?

- Какую главную мысль хотел передать нам автор?

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия и сострадания.

- На этом наше путешествие закончилось.

- Всем спасибо.

Выставление оценок за работу на уроке себе и своим одноклассникам. Ответы на вопросы. Организованное окончание урока. Определение психоэмоционального состояния обучающихся к концу урока.

XI. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть понравившийся отрывок.

2. Творческое задание.

- Если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории, чтобы она закончилась хорошо? Дети получают домашнее задание и записывают задание в дневник.

Заключение

При использовании на уроках литературного чтения указанных методов и приёмов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Надеюсь, что данный урок вызовет интерес у педагогов начальных классов и будет использован на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников.

Я считаю, что эффективность работы по формированию читательской грамотности у обучающихся, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

Список используемых источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. : Просвещение, 2011.

2. Степанов В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я. – М. : Издательство «АСТ-пресс», 1998.

3. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. – М. : Издательство «ВАКО», 2014.

4. Интернет – ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/06/16/razvitie-chitatelskoy- gramotnosti-v-nachalnoy-shkole-kak

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/04/02/master-klass-formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti

Публикации по теме:

«Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт!»  Фотоотчет занятия с использованием пластилинографии в старшей группе«Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт!»  Фотоотчет занятия с использованием пластилинографии в старшей группе Уважаемые коллеги! Нашим деткам очень нравится играть с пластилином на улице. Однако, наступают холода и пластилиновые картинки становятся.

Дидактическая игра «На Родине поэта. С. А. Есенин»Дидактическая игра «На Родине поэта. С. А. Есенин» Авторская дидактическая игра ходилка «На родине поэта» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: Формировать.

Игра по станциям «Сладкое дерево»Игра по станциям «Сладкое дерево» Игра "Сладкое дерево" учит ориентированию на местности, развивает ловкость, сообразительность, коллективизм. "Сладкое дерево"- занимательная,.

Игра-путешествие по станциям «В стране Математики» для обучающихся 1-х классов Цель: развития интереса учащихся к математике. Задачи: 1. Активизация познавательной деятельности учащихся. 2. Развитие интеллектуальных.

Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе «Путешествие по станциям» Цель: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП, познавательному развитию и конструированию, закрепить знания детей о цифрах,.

Конспект комплексного занятия «Наш земляк Сергей Есенин»Конспект комплексного занятия «Наш земляк Сергей Есенин» Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством нашего земляка Сергея Есенина. Задачи: Образовательные: • знакомить детей с поэзией С. Есенина;.

ОД по лепке «Лебёдушка с лебежатами»ОД по лепке «Лебёдушка с лебежатами» ОД по художественно - эстетическому воспитанию: Лепка "Лебёдушка с лебежатами" задачи: Совершенствовать технику скульптурной лепки. Продолжать.

Спортивное развлечение в средней группе «Путешествие по оздоровительным станциям»Спортивное развлечение в средней группе «Путешествие по оздоровительным станциям» Программное содержание: - Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать разными видами деятельности. - Формировать.

Сценарий праздника  «Игра по станциям. Край, в котором ты живёшь» для всех дошкольников ДОУСценарий праздника  «Игра по станциям. Край, в котором ты живёшь» для всех дошкольников ДОУ 11 июня 2020 года прошёл праздник - Игра по станциям - «КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ» для всех дошкольников МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного.

Экологическая игра по станциям «Там на неведомых дорожках» для учащихся 1–2 классовЭкологическая игра по станциям «Там на неведомых дорожках» для учащихся 1–2 классов Цель: расширить представление детей об экологических законах. Задачи: - способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра — путешествие по станциям «С. А. Есенин «Лебёдушка»
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 17:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра — путешествие по станциям «С. А. Есенин «Лебёдушка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Владимировна Инешина (УИ 3177456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД