Татьяна Резниченко
НОД по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по патриотическому воспитанию
«С чего начинается Родина»
Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества.
Задачи:
Область «Познавательное развитие» : формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина;
Публикация «НОД по патриотическому воспитанию „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
воспитывать интерес к истории России.
Область «Развитие речи» : учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;
активизировать лексический запас ребенка: Россия, россияне, русские, Отечество, Родина, щит, герб, богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжения, меч, булава, палица, копьё, лук и стрелы.
Область «Художественно – эстетическое развитие» : развивать у детей эмоциональное восприятие музыки;
продолжать формировать у детей устойчивый интерес к рисованию и аппликации, закреплять умение детей создавать аппликацию из пластилина;
закреплять представления о свойствах пластилина;
развивать способность детей к самостоятельному анализу.
Предварительная работа:
• Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
• Рассматривание картин с изображением богатырей русских;
• Чтение отрывков из былин о богатырях русских;
• Просмотр мультфильмов: «Ставр Годинович», «О спящей царевне и семи богатырях», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и т. д.
Оборудование:
• Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
• Карта России;
• Запись песни «С чего начинается Родина»;
• Карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, копье и т. д.) и снаряжение современных воинов (нож, автомат и т. д.).
• Альбомные листы с силуэтом герба Новокузнецка, цветные карандаши, бумажные салфетки, пластилин белого цвета;
• Запись песен «Новокузнецк. Город огней», «Новокузнецк» Кузнецов.
Ход занятия
Звучит песня «С чего начинается Родина».
На экране карта нашей страны.
Воспитатель : Мы живем в огромной и прекрасной стране – это наша Родина. Как и у человека, у нашей Родины есть имя.
- Как называется наша страна? (Россия)
- Как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Кто может назвать мне президента нашей страны? Председателя правительства?
- Если наша страна называется Россия, то мы с вами кто? (россияне, русские)
- Россия – это наше Отечество, Отчизна. Как вы думаете, почему мы так называем нашу страну? (Отечество – земля отцов)
- Россия – наша Родина? Почему? (Мы здесь родились)
- Вот как по-разному мы можем называть свою страну.
- Как мы должны относиться к своей Родине? (любить ее, беречь, защищать)
- А какие вы знаете пословицы о нашей Родине?
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
- Тот герой кто за Родину горой.
- Кто смел тот на коня сел.
- За край свой насмерть стой.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- С родной земли умри, не сходи.
- Жить — Родине служить.
- Счастье Родины - дороже жизни.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Своя земля и в горсти мила.
- А как вы думаете, кто раньше, в стародавние времена, защищал нашу Родину, Русь-матушку? (Богатыри)
- Во славу богатырей народ складывал былины. Каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Святогор, Ставр Годинович)
- Обратите свое внимание на репродукцию с картины Васнецова «Богатыри», здесь изображены Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Вот так видит художник этих трех богатырей. Эти богатыри олицетворяют собой силу, дружбу и непобедимость русского народа. Как это можно понять, глядя на картину? (ответы детей)
Рассматривание картины, оценка поведения и настроения богатырей.
Физкультминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
- Чтобы понять, о чем мы сейчас будем с вами разговаривать, нужно отгадать загадки:
Загадки про оружие и доспехи.
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)
- Давайте посмотрим, во что еще были одеты и как вооружены богатыри русские?
– Какую одежду вы видите на богатырях? (рубаха, сафьяновые сапоги и т. д.)
– Для чего нужна кольчуга? (она спасает от стрел противника)
– Для чего нужен шлем на голове? (чтобы защитить голову богатыря)
– Для чего нужен был верный конь? («чтобы не оставил богатыря в бою…»)
– Что охраняют богатыри? (землю русскую)
– Как можно еще назвать эту картину?
Д/и «Собери богатыря в поход»
Задачи: Формировать патриотическую память. Закреплять знания детей о элементах одежды и снаряжения богатырей.
Ход работы:
Воспитатель раздает детям карточки с изображениями: шлем богатырский, каска, кольчуга, рубаха, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат и т. д. И детям предлагается выбрать правильный вариант.
- Сейчас я хочу обратить ваше внимание на щит богатырский. Для чего он был нужен богатырю? (ответы детей)
- Все щиты раньше украшали и не просто так. По рисунку на щите можно было определить, откуда родом богатырь, чем занимались его предки. Чем гордится вся его семья.
Рассматривание изображения щитов.
- Посмотрите, как со временем менялась форма щита. Как вы думаете, где сейчас мы можем увидеть изображения щитов? (На гербах городов).
- Что вы можете рассказать о гербе своего города?
- Что на нем изображено?
- Предлагаю вам создать герб Новокузнецка с помощью аппликации и рисования пластилином, только сначала нам надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Эти пальцы все бойцы
Удалые молодцы: (пальцы зажаты в кулаки, постукивание друг о друга)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых, (приподнять большие пальцы)
Два гвардейца – храбреца, (указательные)
Два сметливых молодца, (средние)
Два героя безымянных, но в работе очень рьяных, (безымянные)
Два мизинца – коротышки –
Очень славные мальчишки! (мизинцы)
Рисование и аппликация герба Новокузнецка.
Задачи: продолжать учить детей рисовать цветными карандашами, выполняя равномерную штриховку и не выходя за контуры изображения; отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать шарики; активизировать словарь: герб, скатывать, выкладывать; воспитывать чувство патриотизма, любовь к своему родному городу.
Ход работы:
Создаем фон, выполняя штриховку цветными карандашами, по верхней части герба зеленым цветом, по нижней – желтым.
Делаем аппликацию коня и кузницы пластилином белого цвета, скатывая маленькие шарики и выкладывая их по силуэту.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей.
Во время работы детей звучит песня о городе Новокузнецке в исполнении Кузнецова.
Рассматривание и обсуждение детских работ.
- Дети, а мы хотим быть похожими на богатырей? Какими мы должны быть? (Ответы детей)
- Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. И я хочу сделать вам каждому подарок — это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.
Воспитатель раздает детям раскраски.
Звучит песня «С чего начинается Родина»