Елена Сазонова
Самоанализ педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мое педагогическое кредо :
«Любить, понимать, помогать.»
Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю - каждый ребёнок личность! Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. Не должно быть обделённых вниманием детей, каждый хочет быть личностью, самоутвердиться, и моя задача: помочь ребёнку в этом. Поэтому я должна знать детскую психологию, заботливо относиться к детям, иметь индивидуальный подход и уважительное отношение к ребёнку. Быть толерантной. У человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности. Воспитатель должен быть порядочным, доброжелательным, терпеливым, добрым. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому, что такая атмосфера способствует раскрытию ребёнка. Хочется верить, что, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности» размещена в разделах
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество – таково приоритетное направление моей работы. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Поэтому, я считаю, что произведения русского народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
В своей деятельности по формированию ценностных ориентиров у дошкольников через приобщение к устному народному творчеству я использую жанры, доступные для детей: потешки, заклички, пословицы, народные игры, сказки.
В работе с детьми я использую самые разнообразные методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Это и рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов. Большую роль играет выразительность речи воспитателя, его искреннее желание и проявленная заинтересованность к историческому наследию. Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, которая осуществляется по этапам.
Основные задачи моей педагогической деятельности :
Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитую личность.
Создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.
Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей как важного фактора успешной жизнедеятельности ребёнка.
Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.
Использовать в работе инновационные программы и методики.
С целью приобщения детей к устному народному творчеству я создала специальные условия:
1. Окружение ребёнка предметами народного быта. Совместно с родителями, в группе, я оформила центр народного творчества. Здесь вместе с детьми, по традиции, мы отмечаем все дни рождения. За самоваром, с конфетами, баранками и пирогами дети дарят именинникам подарки, сделанные своими руками, водят хороводы, читают стихи. Я уверена, что это поможет детям с самого младшего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Работая в этом направлении, используя различную литературу, мною были разработаны методические рекомендации для педагогов по созданию предметно-развивающей среды в группах.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Так, при засыпании детьми, в тихий час, я пою колыбельные песенки, для них читаю спокойные стихи, сказки. Также мои детки любят, когда я включаю для них колыбельные песенки на диске. Ребята слушают их с большим упоением и постепенно засыпают.
3. Народные праздники и традиции. Дети хоть и младшего возраста, но с большим удовольствием принимают участие в фольклорных праздниках: «Коляда», «Широкая масленица», где водят хороводы, читают потешки, прибаутки, пробуют играть на музыкальных инструментах. Также совместно с детьми было проведено родительское собрание в форме посиделок в веселой горнице на тему: «Взаимодействие малых форм фольклора на развитие ребенка». Родители вместе с детьми играли, водили хороводы. А в конце нашей встречи было традиционное чаепитие у самовара.
В своей работе применяю разнообразные виды детской деятельности : игровую, учебную, художественно-эстетическую, двигательную, элементарно-трудовую. Использую технологию личностно-ориентированного воспитания и деятельностный подход, что также помогает значительно улучшить уровень развития детей, так как вся работа вне занятий строится на личностном развитии ребёнка, его способностях, проблемах, интересах.
Организуя образовательный процесс с детьми младшего возраста, обращаюсь в первую очередь к эмоциям и чувствам детей. Это такой этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформировать в виде восторженного возгласа «Как много вокруг для меня интересного!».
Организация образовательного процесса обуславливается характером, социальной ситуацией развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно с воспитателем.
Поэтому самое главное – это научить детей разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным. Например, правильно держать ложку, пользоваться чашкой, застегивать сандалии. Для этого я не только показываю, какой либо предмет, но и объясняю, как им пользоваться и при каких условиях, являясь при этом образцом.
Всю работу с детьми строю с учётом данных педагогической диагностики. Учитывая возраст детей, основными методами оценки, по которым ведется диагностирование, являются беседы, наблюдения и игровые упражнения. На её основе определяю зону ближайшего развития детей. Диагностику провожу два раза в год с целью фиксации достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Результаты использую для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. В начале года выявляю уровень развития детей и планирую содержание своей деятельности. В конце года буду сравнивать полученный и желаемый результат.
Результаты диагностики помогают мне оценить уровень сформированности у воспитанников социальной, коммуникативной, деятельностной и культурно-гигиенических компетенций. Следовательно - оформила творческие проекты: «Будь здоров, малыш!» (по воспитанию культурно-гигиенических навыков); «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Ко всем детям отношусь с любовью, доброжелательностью и уважением. Ни один детский вопрос не остаётся без внимания. Дети чувствуют заботу о себе, они также знают, что воспитатель всегда придет им на помощь. Стремлюсь правильно понять ребенка, его мысли, переживания, настроение. Красной нитью в моей работе проходит устное народное творчество. Умывание, прием пищи, занятия, прогулки, подготовка ко сну, пробуждение – везде присутствует народный фольклор.
Обращаю внимание на конфликты между детьми, обсуждаю и решаю их при индивидуальных беседах или с глазу на глаз, стараясь найти компромиссы. 3-х – 4-х летние дети не могут управлять своими эмоциями и чувствами, поэтому высок уровень конфликтности в этом возрасте, но они легко отвлекаются от негатива, применяю приемы отвлечения ребёнка. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе сверстников наиболее существенное условие, обеспечивающее возможность его полноценного развития в условиях детского сада. Принятие, одобрение другими детьми открывают ребёнку возможность самовыражения, проявления индивидуальности, самоутверждения. Стараюсь своим эмоциональным настроем вдохновить детей на ту или иную деятельность. Улыбкой и добрым словом побуждаю детей к сотрудничеству. Использую разнообразные контакты, сближающие детей между собой. Предоставляю достаточно времени для самостоятельной деятельности, которая побуждает к поиску, открытиям, интересным решениям, если что-то не получается, всегда готова вместе с ребёнком найти причины неудачи, вселить в него уверенность. Все это создаёт положительный микроклимат, в котором легко и плодотворно проходит день в детском саду.
Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. взаимоотношений. Моя задача заинтересовать родителей в совместной работе, оптимизировать её. Совместно с родителями, в группе, я оформила уголок народного творчества. Вместе с ними полностью создали и оборудовали участок на улице. В любом моем начинании родители охотно откликаются на все мои просьбы, предложения и т. д.
Для решения возникающих проблем, работа с родителями осуществляется с использованием следующих форм:
анкеты;
родительские собрания;
консультации, беседы-рекомендации;
печатный материал для чтения;
совместные творческие дела.
Считаю, что проводимая работа даст в дальнейшем положительный результат и новые приемы сотрудничества с родителями позволят сформировать понимание того, что родители являются первыми педагогами детей.
Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах, прошла курсы по повышению квалификации, компьютерные курсы.
Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.