Приложение МААМ

Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве

Нина Владимировна Ковпачук
Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема воспитания интереса к этнокультуре средствами народной педагогики является актуальной. Особую актуальность приобретает проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве. Именно в этот период происходит становление «национального характера», прививается интерес и любовь к отечественной культуре, формируются представления детей о национально-духовных идеалах. Учитывая исключительную значимость этого процесса, актуализируется вопрос о средствах, помогающих сделать его наиболее эффективным. Одно из таких средств, безусловно, является народная художественная культура, и, в частности, народные песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Средства народной педагогики можно охарактеризовать как символ народной культуры и источник формирования личности ребёнка.

Публикация «Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве» размещена в разделах

На протяжении своей работы я пробовала выявить и апробировать влияние средств народной педагогики (народной песни, сказки, загадки) на воспитание интереса у дошкольников к этнокультуре.

Определение интереса дают многие ученые : Крутецкий, Зеер, Выготский, и др. И. С. Кон дает следующее определение: Интерес - это «целеустремленное отношение человека к какому-либо объекту. Л. С. Выготский писал: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинкта стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах».

Этническая культура - понятие весьма многогранное, существуют десятки его определений. В качестве исходной мы примем формулировку, предложенную в словаре «Русская философия» : «Этническая культура (иначе - этнокультура) - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением».

В учениях Г. Н. Волкова выделены следующие средства народной педагогики: народные песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки.

Сказка – это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Загадка - это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. Песня – это один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.

Пословицы и поговорки как средства народной педагогики, которые представляют собой систему норм и правил, регулирующих поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Таким образом, в качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки.

Свою работу проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень представлений и развития интереса к этнокультуре у дошкольников. С целью выявления интереса к этнокультуре были проведены диагностические методики О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой: из Научно-методического пособия Мониторинг в детском саду к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования Детство.

Индивидуальная беседа: для выявления особенности отношения к устному народному творчеству у детей средней группы, где задавали следующие вопросы:

Что такое колыбельная песня?

Какую колыбельную поет тебе мама?

Какие русские народные песни ты знаешь?

Назови любимую русскую народную сказку.

Какие маленькие стишки-потеши ты знаешь?

Какие загадки ты знаешь?

Кто придумал русские народные сказки

Почему они так называются?

Диагностическая ситуация «Узнай предмет» : для изучения своеобразия представлений о традиционных предметах быта. Детям предоставлялись картинки с изображением предметов народного быта: чугунный утюг, ухват, русская печь, сарафан, косоворотка, кокошник, фуражка, лапти, люлька, лавка. Они называли, то что им знакомо.

Диагностическая ситуация «Выбери книгу» : для определения особенности интереса детей к книгам с русской народной тематикой. Предлагались книги «Сборник русских народных сказок», «Сборник малых форм русского фольклора», «Книга о русских народных праздниках», «Сборник волшебных сказок разных авторов», «Стихи о природе», «Разные машины», «Книга о жизни животных», «Комиксы», «Книги с рассказами из жизни современных детей». Рассмотрев, выбирали те, которые им читали или хотелось бы почитать Рассказывали, о чем они.

Так же было проведено анкетирование родителей: для выяснения отношения родителей к традиционной русской культуре и необходимости приобщения детей к основам русской материальной и духовной культуры.

На формирующем этапе проектировала, и осуществляла систему работы по воспитанию у детей дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики, которая строилась на основе результатов констатирующего этапа.

С этой целью разработала план – проект по воспитанию интереса к этнокультуре у дошкольников средствами народной педагогики, который включал в себя: образовательную деятельность, в которую входили: чтение русских народных сказок, небылиц, проведение игр, исполнение русских народных песен, разучивание потешек, закличек, дразнилок, скороговорок.

На контрольном этапе выявила результативность проведенной работы с детьми по формированию представлений и воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики. Мною были проведены диагностические методики, указанные выше.

Сравнивая результаты, я увидела, что после повторного проведения индивидуальной беседы, интерес детей к народному творчеству повысился.

При проведении диагностической ситуации «Узнай предмет». Дети более активно отвечали, что изображено на картинках и могли рассказать, где и для чего эти предметы быта использовались.

Так же при проведении диагностической ситуации «Выбери книгу», интерес детей повысился.

Таким образом, я выявила, что процесс воспитания к этнокультуре будет более успешным при соблюдении следующих условий:

- использование в педагогическом процессе разнообразных средств народной педагогики;

- создание целесообразной развивающей среды;

- привлечение родителей к народной культуре.

Публикации по теме:

«Работа кружка «Детсадовские умельцы» (из опыта работы) «Красота спасет мир». В этих словах заключена великая правда, ибо самое красивое в нашем мире - Человек и, научившись видеть, беречь и.

Проектная деятельность. Тема: «Оренбургский пуховый платок» Целью данного проекта является: развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве
Опубликовано: 21 июня 2013 в 09:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве» (включая файлы) размещена пользователем Нина Владимировна Ковпачук (УИ 34713) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД