Нина Владимировна Ковпачук
Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания интереса к этнокультуре средствами народной педагогики является актуальной. Особую актуальность приобретает проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве. Именно в этот период происходит становление «национального характера», прививается интерес и любовь к отечественной культуре, формируются представления детей о национально-духовных идеалах. Учитывая исключительную значимость этого процесса, актуализируется вопрос о средствах, помогающих сделать его наиболее эффективным. Одно из таких средств, безусловно, является народная художественная культура, и, в частности, народные песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Средства народной педагогики можно охарактеризовать как символ народной культуры и источник формирования личности ребёнка.
Публикация «Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве» размещена в разделах
На протяжении своей работы я пробовала выявить и апробировать влияние средств народной педагогики (народной песни, сказки, загадки) на воспитание интереса у дошкольников к этнокультуре.
Определение интереса дают многие ученые : Крутецкий, Зеер, Выготский, и др. И. С. Кон дает следующее определение: Интерес - это «целеустремленное отношение человека к какому-либо объекту. Л. С. Выготский писал: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинкта стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах».
Этническая культура - понятие весьма многогранное, существуют десятки его определений. В качестве исходной мы примем формулировку, предложенную в словаре «Русская философия» : «Этническая культура (иначе - этнокультура) - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением».
В учениях Г. Н. Волкова выделены следующие средства народной педагогики: народные песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки.
Сказка – это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Загадка - это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. Песня – это один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.
Пословицы и поговорки как средства народной педагогики, которые представляют собой систему норм и правил, регулирующих поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Таким образом, в качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки.
Свою работу проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель констатирующего этапа: выявить уровень представлений и развития интереса к этнокультуре у дошкольников. С целью выявления интереса к этнокультуре были проведены диагностические методики О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой: из Научно-методического пособия Мониторинг в детском саду к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования Детство.
Индивидуальная беседа: для выявления особенности отношения к устному народному творчеству у детей средней группы, где задавали следующие вопросы:
Что такое колыбельная песня?
Какую колыбельную поет тебе мама?
Какие русские народные песни ты знаешь?
Назови любимую русскую народную сказку.
Какие маленькие стишки-потеши ты знаешь?
Какие загадки ты знаешь?
Кто придумал русские народные сказки
Почему они так называются?
Диагностическая ситуация «Узнай предмет» : для изучения своеобразия представлений о традиционных предметах быта. Детям предоставлялись картинки с изображением предметов народного быта: чугунный утюг, ухват, русская печь, сарафан, косоворотка, кокошник, фуражка, лапти, люлька, лавка. Они называли, то что им знакомо.
Диагностическая ситуация «Выбери книгу» : для определения особенности интереса детей к книгам с русской народной тематикой. Предлагались книги «Сборник русских народных сказок», «Сборник малых форм русского фольклора», «Книга о русских народных праздниках», «Сборник волшебных сказок разных авторов», «Стихи о природе», «Разные машины», «Книга о жизни животных», «Комиксы», «Книги с рассказами из жизни современных детей». Рассмотрев, выбирали те, которые им читали или хотелось бы почитать Рассказывали, о чем они.
Так же было проведено анкетирование родителей: для выяснения отношения родителей к традиционной русской культуре и необходимости приобщения детей к основам русской материальной и духовной культуры.
На формирующем этапе проектировала, и осуществляла систему работы по воспитанию у детей дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики, которая строилась на основе результатов констатирующего этапа.
С этой целью разработала план – проект по воспитанию интереса к этнокультуре у дошкольников средствами народной педагогики, который включал в себя: образовательную деятельность, в которую входили: чтение русских народных сказок, небылиц, проведение игр, исполнение русских народных песен, разучивание потешек, закличек, дразнилок, скороговорок.
На контрольном этапе выявила результативность проведенной работы с детьми по формированию представлений и воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики. Мною были проведены диагностические методики, указанные выше.
Сравнивая результаты, я увидела, что после повторного проведения индивидуальной беседы, интерес детей к народному творчеству повысился.
При проведении диагностической ситуации «Узнай предмет». Дети более активно отвечали, что изображено на картинках и могли рассказать, где и для чего эти предметы быта использовались.
Так же при проведении диагностической ситуации «Выбери книгу», интерес детей повысился.
Таким образом, я выявила, что процесс воспитания к этнокультуре будет более успешным при соблюдении следующих условий:
- использование в педагогическом процессе разнообразных средств народной педагогики;
- создание целесообразной развивающей среды;
- привлечение родителей к народной культуре.