Ольга Попова
Самоанализ профессиональной деятельности «Развитие математических способностей дошкольников на основе набора «Дары Фребеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ профессиональной деятельности
" Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
на основе использования методического комплекта "Дары Фребеля""
Выполнила
воспитатель Попова О. К.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Ленинская СОШ №47 (ОСП д/с "Огонек")
Новосибирск
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности „Развитие математических способностей дошкольников на основе набора „Дары Фребеля“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Познавательное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В связи с этим проблема математического развития становится особо актуальной на современном этапе. Эта проблема принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. Сегодня существует ряд диаметрально противоположных взглядов на возможность и необходимость математического развития ребенка дошкольного возраста.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено, что дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию самостоятельности и инициативы дошкольника.
«…игры Фребеля, а еще более придуманные им или собранные
детские занятия в руках хорошей наставницы, понимающей
инстинктивно потребности детской природы и умеющей
удовлетворять им, приносят много пользы».
К. Д. Ушинский
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования, в процессе получения ребёнком дошкольного образования, должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Пособие «Дары Фребеля» изготовлены из экологически чистых, натуральных материалов, ярко окрашены, многофункциональны, поэтому вызывают интерес у детей. Использование образовательных материалов Фридриха Фребеля позволяет педагогам создать для детей условия для положительных эмоциональных реакций от умственного труда, повышает у детей интерес к познавательной деятельности.
Научный поиск эффективных средств познавательного развития дошкольников через применение даров Фребеля представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Целью моей работы является: развитие математических способностей детей дошкольного возраста на основе использования методического комплекта "Дары Фребеля".
Задачи:
1. выявить уровень познавательной активности дошкольников к математическим знаниям посредством игр;
2. разработать систему работы по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с методическим комплектом «Дары Фребеля» и апробировать эту педагогическую технологию в работе с дошкольниками;
3. формировать приемы логических операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умение обдумывать и планировать свои действия, а так же развивать у детей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Система работы охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие направления как:
-совместная образовательная деятельность
-самостоятельная деятельность дошкольников
-взаимодействие с родителями, педагогами.
На основании наблюдений за детьми средней группы была проведена диагностика по методике Н. В. Мальцевой по определению исходного уровня сформированности познавательной активности к математическому развитию у дошкольников (Приложение 1)
Анализ полученных данных показал, что высокий уровень продемонстрировали 6 % детей, средний - 37%, низкий – 57%.
Встала проблема, как организовать обучение ребенка, чтобы он рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, а способности раскрыться.
Был сделан вывод о необходимости создания организационно-методических условий, которые предполагают стимулирование познавательной активности к математическому развитию дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
Работа по данному направлению началась с подбора и изучения методической, психолого-педагогической литературы, которая позволила сформировать представления о развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.
Были также подобраны разнообразные элементы современных технологий, направленные на выявление активности ребенка в ситуации свободного экспериментирования, стили взаимодействия детей в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
Это развивающие игры В. Воскобовича, головоломки: «Тангран», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Калумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пантамимо», блоки Дьенеша и палочки Кюизенера и знакомство с новой технологией «Дары Фребеля» (Приложение 2).
В основу моей образовательной работы были положены принципы педагогики Ф. Фребеля :
• Признание уникальности каждого ребенка;
• Целостный взгляд на развитие каждого ребенка;
• Выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
• Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование и природе ребенка, его внутренним законам;
• Признание целостности детства в своих проявлениях;
• Признание ребенка как части семьи и общества;
• Создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.
Но главный принцип по Ф. Фребелю — это не мешать ребенку, а помогать, развивая все лучшее, что ему дала природа.
К средствам, с помощью которых предполагается стимулировать познавательную активность ребенка, Ф. Фребель относил игру и ручной труд. Среди основных предметов для игр Ф. Фребель предложил мяч, шар, валик, кубик, дощечки и т. д. Связь между этими предметами заключается в их материальной основе, с их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение, то есть все элементы человеческого знания. На этой основе Ф. Фребель ввел для занятий детей новый дидактический материал, назвав его «дарами», которые успешно реализуются в дошкольном учреждении (Приложение 4).
В группе создана обстановка для развития математических способностей. Совместно с детьми и родителями оформили уголок познавательного развития. Здесь можно найти как самые обычные материалы такие как счетные палочки, плакаты "Форма", "Цвет", так и некоторые из "даров" в свободном доступе для того чтобы дети могли самостоятельно познавать элементарные математические представления в игровой форме. У детей тактильные и осязательные ощущения очень сильны, поэтому использование набора в свободном доступе помогали детям включиться в творческий процесс и пофантазировать. Дети любят пробовать, искать и этот творческий процесс их радовал.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов и для того чтобы познавательная деятельность стала для детей интересной и увлекательной я выбрала для себя такие приё мы:
• непрерывная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; презентация, тематический досуг) (Приложение 3);
• демонстрационные опыты;
• театрализация с математическим содержанием;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• беседы;
• самостоятельная деятельность в развивающей среде. (Приложение 4)
Чтобы интерес к художественному творчеству не терялся в практике работы широко использовалась свободная детская деятельность по использованию даров Фребеля вне занятий, и в самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек, моделирование цветными палочками). Дошкольники упражнялись с набором как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Кроме «даров», проводились занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, т. е происходила интеграция образовательных областей.
Все эти приёмы давали мне возможность вовлекать воспитанников в познавательную деятельность, заинтересовать в результатах своего труда, уметь руководить процессом развития детского творчества, учитывать возможности и интересы каждого ребёнка, обогащать умственную, эмоциональную и двигательную сферу.
В своей работе старалась подбирать посильные по объёму и сложности выполнения различные задания, чтобы у детей не пропал интерес к деятельности, чтобы не разочаровались в своих возможностях. Старалась поддержать у них уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение. Желание довести работу до конца.
Воспитанники моей группы принимали участие во Всероссийском детском конкурсе «Мечтай! Исследуй! Размышляй!»-2013/2014, заняли 5место в РФ, во всероссийском детском конкурсе "Простые правила" 2014/15,заняли 11 место. Принимала с коллегами в соревнованиях «Мамы разные важны» и были награждены грамотой. На 60 - летие села я проводила мастер-класс с родителями и детьми. А так же принимала участие во втором слете молодых педагогов Новосибирского района Новосибирской области в 2013 году.
Любая работа может быть эффективна только при условии активного привлечения к ней родителей на правах полноправных участников образовательных отношений.
Вовлечение их в решение задач математического развития осуществлялось через различные формы взаимодействия:
1. родительское собрание "Математика-это интересно", на котором прошло знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей и с задачами математического развития данного дошкольного возраста;
• анкетирование с целью выявления уровня знаний родителей о развивающих играх : роль, применение игр; (Приложение 5)
• консультации индивидуальные и групповые, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи;
• индивидуальные беседы и рекомендации с целью знакомства родителей с достижениями ребёнка, для правильного выбора литературы и различных видов математических игр;
• папки-передвижки и фотовыставки, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду, узнать об опыте семейного воспитания других родителей в данном направлении;
• памятки, которые знакомят родителей с развивающими играми и учат правильному методическому использованию данных игр в развитии ребёнка;
• домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми на занятиях знания в семейном кругу, способствующие сближению детей и родителей;
• открытые показы занятий по математике, как итоговые, так и рядовые с целью наблюдения родителями за продвижением своего ребёнка в процессе обучения (Приложение 6).
Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования математических представлений и развития у своего ребёнка интереса к математическим знаниям, к развивающим играм. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе.
Благодаря моей целенаправленной работе совместно с родителями и педагогами у дошкольников значительно возрос уровень сформированных математических знаний и а так же стало более развито у детей умение вариативно мыслить. Детская фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания и строить простейшие умозаключения стали более существенными. Выросло количество участников в проводимых детским садом конкурсах, направленных на развитие математических. логических, и не только, способностей.
Для своих коллег я провела консультацию «Методика воспитания Фридриха Фребеля и его "дары"» (Приложение 7). и подготовила призентацию на эту тему, провела мастер – класс " Использование игрового набора Фребеля в математике", где были продемонстрированы методы и приемы развития познавательной активности дошкольников использованием даров Фребеля (Приложение 8). В результате работы педагоги обогатили предметно-развивающую среду в группах и систематизировали собственные знания по применению набор "Дары фребеля" в работе с дошкольниками.
В перспективе планирую продолжать тесное сотрудничество с родителями и педагогами по вопросам развития математических способностей детей через различные элементы современных технологий.
Заключение
Результативность отслеживалась посредством проведения мониторинга. Итоговый мониторинг проводился по тем же критериям и показателям, что и первоначальный мониторинг (материалы мониторинга разработаны с учетом методических материалов Н. В. Мальцевой) с целью выявления уровня познавательной активности дошкольников к математическому развитию (Приложение 1).
Итоговый мониторинг показал, что на 26% увеличилось количество детей с высоким уровнем, с 37% до 61% - со средним уровнем, снизилось количество детей с низким уровнем с 57% до 13 %. Качество освоения материала составило – 87%.
Данные мониторинга динамики представлены в таблице (Таблица №1).
Произошли позитивные изменения по всем критериям и показателям в уровне развития познавательной активности детей. Увеличилось количество детей с ярко выраженной любознательностью к математическим знаниям. С помощью методического комплекта познакомились с составом числа из единиц и двух меньших, научились моделировать числами, свойствами, отношениями, видеть зависимость между ними с помощью цвета и длины. Они вызвали живой интерес у детей, развили активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом путем решения мыслительных задач.
Опыт работы по данной теме показывает, что выбранная технология дала положительные результаты.
Список литературы
1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989 .
2. Гальперин П. Я. Введение в психологию/ П. Я. Гальперин. - М. : Просвещение, 1976.
3. Дошкольное воспитание. - 1981. - № 3. - с. 55-56.
4. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников/. - М. : Просвещение, 1992
5.3вонкин А. К. Малыш и математика, непохожая на математику. Знание и сила/ А. К. Звонкин - М. : МЦНМО, 1985. - с. 41-44.
6. Логинова В. И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах / В. И. Логинова. - Л. : 1964.
7. Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду/ В. И. Логинова. - Л. : 1990. - с. 24-37.
8. Метлина Л. С. Математика в детском саду /Л. С. Метлина. - М. : Просвещение, 1984. - с. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
9. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников. /Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - С-Пб. : Изд-во Детство-Пресс,1997.
10. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в детском саду/Е. Н. Панова. - Воронеж: Изд-во ТЦ "Учитель",2007
11. Стасова Л. П. Развивающие математические игры-занятия детском саду /Л. П. Стасова. - Воронеж: Изд-во ТЦ "Учитель",2008.
12. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников/ Т. В. Тарунтаева. - М. : Просвещение, 1980. - с. 37-40
13. Усова А. С. Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А. В. Запорожца - М. : Просвещение, 1966. - с. 216-220.
Приложение 1
Расшифровка показателей:
«3» - высокий уровень сформированности познавательной активности,
«2» - средний уровень;
«1» - низкий уровень
Приложение 2
Приложение 3
Конспект НОД "Путешествие с Мальвиной"
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Консультация для педагогов
«Методика воспитания Фридриха Фребеля и его «дары»»
Близится утвержденный не так давно день работника дошкольного образования — 27 сентября. Выбор даты неслучаен: в 1863 году в этот день был открыт первый в России детский сад. Однако не все знают, что детские сады появились немного раньше и в Германии, а их основателем считается Фридрих Фребель — известный немецкий педагог.
А знаете ли вы что рождение детского сада датируется 1837-м годом. Именно тогда Фридрих Фребель нарек «детским садом» образованное им учреждение для малышей в городе Бад-Бланкенбурге в Германии (точнее, «Kindergarten», ведь Фребель — немец). История наименования не исчерпывается одной версией. Наиболее распространено мнение, что педагог считал детей «Божьими растениями», нуждающимися в заботливом уходе. Отсюда и «детский сад», то есть сад растений. Другое предположение переносит рождение детского сада в 40-е гг. XIX в. : немецкий педагог тогда якобы открыл «первое учреждение по уходу за детьми» в бывшей гостинице «У дворцового сада» в Цорбихе. Жители городка, приводя сюда детей, восклицали: «Мы идем в сад». Наконец, известно, что его детский сад был садом по своему дизайну, с деревьями и клумбами цветов. Примечательно, что и воспитательниц Фребель именовал «садовницами».
Заслугой Фридриха Фребеля явилось не только открытие детского сада, но и создание методики дошкольного образования (хотя методику как пособие знаменитый воспитатель при жизни так и не выпустил, ограничившись несколькими трудами). В ее основу заложен крепкий фундамент — безграничная любовь к детям. Обозначим главные аспекты методики.
Игра
Творческая, подвижная, созидательная, фантазийная, подражательная и др. — любые игры Фребель считал нерушимой основой детского воспитания и выделял базисом собственной методики. Он был убежден, что «детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Однако педагог призывал взрослых направлять игру в нужное русло, как бы распоряжаясь волей ребенка, но ни на чем не настаивать (к слову, многие педагоги считают этот факт весьма отрицательной чертой методики Фребеля).
Развитие речи
Формировать речь Фребель предлагал с помощью развития мелкой моторики, так как был убежден, что ребенок, который выполняет много упражнений с небольшими предметами, и говорить начнет значительно раньше других детей. Работа с бумагой, палочками, красками, лепка, «клейка», выпиливание являлись неотъемлемыми занятиями в детском саду Фребеля. Также во время игры дети должны были беседовать и высказываться. Тема беседы готовилась заранее.
Окружение любовью
Однажды Фребель понял, что дети очень любят зверей — и сразу стал рассказывать им огромное количество историй о животных. Затем уловил любовь к цветам — с тех пор его воспитанники самостоятельно ухаживали за клумбами. Наконец, заметил положительное влияние музыки на детей. В его заведении дети стали петь и слушать пение «садовниц». Все — для детей.
Коллективное воспитание
Дух коллективизма Фридрих Фребель считал основой человечества. Поэтому он выступал за обязательное нахождение ребенка среди других детей, то есть в детском саду. Педагог писал об этом: «Детей необходимо активно вовлекать в коллективную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние проявления чувств, знакомить с людьми и природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить к школе, помогая развиваться, словно растениям в саду». Однако он призывал не забывать и об индивидуальности каждого малыша. Именно поэтому в саду были как большие клумбы, где дети ухаживали за цветами группками, так и одиночные горшочки с растением, закрепленные за одним малышом.
Отсутствие наказаний
Фридрих Фребель был гуманистом и отрицал любое проявление жестокости по отношению к детям. Этот аспект претил мнению духовенства, а позже и мнению властей о работе с детьми: они считали, что в основе воспитания должны лежать дисциплина, заученный катехизис, «вязаные чулки» и жесткое наказание за любое нарушение. Сейчас это кажется невероятным, но именно из-за этого разногласия между добрым педагогом и строгими высокопоставленными лицами с 1851 по 1860 год детские сады были запрещены и продолжали существовать лишь тайно.
Дары Фребеля
Говоря о Фридрихе Фребеле, невозможно не упомянуть о его «дарах». «Дары Фребеля» — это разработанный педагогом дидактический материал, система игрушек, тренирующая различные умения и навыки малыша. Каждая игрушка подразумевает определенные правила использования и привносит свой вклад в развитие ребенка. Их описание заслуживает отдельного материала, поэтому ограничимся перечислением «даров», которых насчитывается 6.
• «Дар 1» — мяч. Это первая игрушка, так как шар не имеет углов и удобен малышу. В качестве материала чаще всего использовалась шерсть.
• «Дар 2» — деревянные куб, шар и цилиндр.
• «Дар 3» — куб, разрезанный на 8 кубиков.
• «Дар 4» — куб, разделенный на 8 плиток.
• «Дар 5» — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики.
• «Дар 6» — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых соответственно делится вдоль, а часть — поперек.
• Таким образом, целями и принципами детского сада по Фребелю были :
ориентир на 3 вида деятельности — игру, учение, труд;
• развитие чувств ребенка;
• укрепление тела и духа малыша;
• знакомство с природой и познание мира с помощью наглядного метода;
• общение с людьми;
• развитие природных качеств ребенка;
• проявление безграничной любви к детям.
Приложение 8
Мастер – класс " Использование игрового набора Фребеля в математике"