галина евдокимова
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Перед образовательными учреждениями сегодня стоит множество непростых задач. В ситуации обновления Российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования в целом и каждого дошкольного учреждения в отдельности. Современное общество меняется, меняются и его приоритеты. Дошкольный возраст –время закладывания и форми- рования навыков и умений переходящих в фундоментальные навыки сопровождающие человека на протяжении всей его жизни. В современном обществе происходит гуманизация педагогического процесса, который предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям. Источник этого процесса-воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, людям других национальностей и конфессий, родному дому, к малой родине, стране, государству. Патриотическое воспитание в ДОУ можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин : особенности дошкольного возраста,многоаспектность понятия «патриотизм» в современном обществе, недостаток теоретических и методических разработок. В русле требований ФГТ духовно-нравственному воспитанию необходимо уделять самое пристальное внимание и опираясь на Концепцию Федеральных государственных образовательных стандартов этот социальный заказ должен реализовываться на начальных ступенях дошкольного образования. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что у детей слабо сформирована способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, к малой родине, государству.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя» размещена в разделах
Организация воспитательн - образовательного процесса в ДОУ, осуществляется в основном через систему занятий, игнорируя игровую форму организации деятельности дошкольников. А ведь игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он развивается, познает окружающий мир, взаимоотношения между людьми. В рамках учебной модели воспитатели проводят занятия, которые представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки. Включение игровых методов и приемов, более свободной организации детей сущность учебной модели не меняет. Повышаются требования предъявляемые к квалификации воспитателя. В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог – психолог,педагог – исследователь, педагог – технолог.
Не достаточно используются в дошкольных учреждениях информационно- коммуникативные технологии в учебно –образовательном процессе. Часто сами педагоги слабо владеют качественно новыми подходами, формами и средствами, что в современных условиях развития общества не идет на опережающее развитие образовательной системы. Объективность требует отметить не достаточное обеспечение самих ДОУ современными техническими средствами (интерактивные доски, компьютеры и т. д., которые использовались бы воспитателями работе с детьми.
В дошкольном образовании еще преобладает деловая форма общения с детьми, сниженная его интимность. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Это затрудняет возможности ребенку раскрыть свои индивидуальные способности и качества личности.
Здоровьесбережение – важное направление в деятельности ДОУ. Причин детского нездоровья много. Это факторы внешней среды, стрессогенные технологии проведения образовательной деятельности, недостаток физической активности детей и д. р.. Задача дошкольного учреждения помочь ребенку сохранить и развить физические качества, привить любовь к физкультуре и спорту. Это значит, что рядом с ребенком нужен воспитатель образец для подражания. Воспитатели упускают или не придают значения таким технологиям в работе по физическому воспитанию как : выполнение требований САНПИН (нарушаются прогулки, сон, питание, пропаганда ЗОЖ среди родителей и детей.
2. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа. Для успешного решения проблемы патриотического воспитания нужна консолидация всех педагогов ДОУ и родителей. В процессе обучения вскрылись пробелы сформированности представлений детей о родном городе. Часто дошкольники не знают чем гордится их город, знаменитых людей своего родного города. Наблюдения за взаимоотношениями детей друг с другом, взрослыми показывают, что нравственные качества в воспитании отодвинуты на второй план. Некоторые дети считают, что люди, говорящие на другом языке враждебно к ним относятся.
В игровой деятельности ребенок приобретает и учится пользоваться своим социальным опытом, знаниями. Научить ребенка овладеть конструктивными способами и средствами общения с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи.
ПК быстро входит в жизнь наших детей. В отличии обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности в сфере развития, учат самостоятельно приобретать новые знания, служат для массовой коммуникации детей. Использование электронных пособий актуально. Они экономичны (не требуют больших затрат для изготовления, практичны (в отличии от обычных пособий не требуют много места для хранения,особого ухода). ДОУ нуждаются в электронных образовательных ресурсах.
Для повышения качества образования необходимо обеспечить своевременную курсовую подготовку педагогов. Укреплять материальную базу методических кабинетов. Пополнять и содержание традиционными и нетрадиционными носителями информации (книгами, периодикой, аудиовизуальными материалами, мультимедиа продукцией) Для здоровьясбережения детей, комфорта, удобства идеально было бы оборудовать игровые комнаты и классы для занятий современной мебелью, техническими средствами. 3. Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося (в русле ФГТ). Дошкольное образование делает ставку на личностно-ориентированную модель воспитания. Ранее воспитатель выступал в роли учителя, который с позиции взрослого человека диктовал детям тот или иной вид деятельности, давая им определенную сумму знаний, умений. А работа ДОУ в новых условиях строит воспитательно-образовательный процесс через игру. Игра подготавливает ребенка к новой ведущей деятельности-учебной. Играя дети получают необходимые знания, умения с дальнейшим их применением в практической деятельности. Совместная деятельность взрослого и ребенка должна быть определена как партнерская. Опираясь на индивидуальные способности и интегративные качества ребенка для овладения им обучающей задачи,педагог развивает у него инициативность, любознательность, способность к самовыражению. Проявляя пытливость ума дошкольник самостоятельно путем проб и ошибок познает окружающий мир, приобщается к социуму.
Главная цель дошкольного образования способствовать развитию творческой личности, умеющей адаптироваться в обществе, компетентной в сфере общения. Чтобы быть успешным ребенок должен овладеть коммуникативно-речевыми навыками общения : чисто произносить все звуки родного языка, устанавливать контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми, задавать вопросы, обращаться за помощью при поиске информации, договариваться и обозначать проблему в конфликтной ситуации, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, принимать и предлагать свою помощь другим в игре или при выполнении заданий.
Своей задачей ставлю духовно –нравственное совершенствование детей. Использование примеров из общественной жизни, положительных поступков сверстников, использование игр направленных на снятие эмоционального напряжения в детской среде должно в этом помочь. Успешнее решать проблемы патриотического воспитания поможет внедрение новых образовательных технологий. Преимущества использования информационно – коммуникативных технологий в обучении неоспорима : это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, создание условий для индивидуальной работы. Применение электронных ресурсов, позволит оптимизировать возможности традиционных форм деятельности детей и внести новизну в процесс воспитания и обучения, способствовать развитию мышления, самостоятельности. Дошкольник учится не бояться проявлять инициативу в решении предлагаемых заданий.
Выполнение Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан РФ» поможет сохранить и укрепить здоровье будущего первоклассника. В этой связи направление здоровьесберегающей деятельности ДОУ становится одной из приоритетных задач. Занятие детей за компьютером должно быть регламентировано в соответствии возраста ребенка, не допускать переутомления и излишней нагрузки на зрение. Соблюдение санитарных норм и требований САНПИНа, физическая нагрузка на детей варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе показаний и наблюдений за их развитием. Педагоги ДОУ призваны формировать у детей бережное отношение к своему здоровью. Занятия проводимые в нетрадиционной форме, спортивные праздники, дни здоровья, спартакиады, развлечения – помогают формировать у детей эмоционально-волевые качества личности. В результате развития, обучения и воспитания дошкольника в русле ФГТ, должно привести к следующим результатам : - максимальное раскрытие индивидуального потенциала ; - гармоничное развитие личности ; - осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей ; -общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками ; - -духовно-нравственный человек,патриот своей родины; -овладение основами физической культуры ; -хорошо сформированными психическими процессами (мять, мышление, воображение, воля) ; -готовность к школьному обучению. 4. Характеристика изменений в образовательном процессе. Если говорить о принципиально новом содержании дошкольного образования,то это
-принцип развивающего образования ; -принцип необходимости и достаточности ; -принцип интеграции областей.
Все образовательные области связаны друг с другом. На каждой возрастной ступени ребёнок приобретает не только общие черты для детей, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения. В своей работе мы стараемся уйти от учебно-дисциплинарной модели воспитания. Занимаясь с детьми не говорим «Делай, как я!». Используя наводящие вопросы подводим ребенка к тому, чтобы он сам находил решение проблемы, опытно-экспериментальным путем устанавливал взаимосвязи между объектами. Сформировать новые духовно-нравственные качества у детей поможет игровая деятельность детей организованная педагогом вне НОД и в разных видах интегрированных областей с применением традиционных форм и мультимедийных средств. Использование в своей деятельности мультимедийных игр, помогает создать ситуацию сотрудничества, в которой преодолевается страх неудач, развиваются индивидуальные способности и личностные качества ребенка, мышление. В игре ребенок проявляет активность, наиболее полно реализует себя. Сотрудничество взрослого с детьми и самих детей друг с другом расширяет степень свободы. Использование таких форм сотрудничества как : взаимоконтроль, работа в парах и группах проходит активнее при работе детей с ИКТ, помогает сформировать коллектив. В новом русле ФГТ меняются требования к личностной компетентности ребенка. В ДОУ входят ИКТ и мультимедийные технологии. Задача нас воспитателей заключается в выборе содержания игровых ситуаций и заданий, эффективных средств и технологий, побуждающих ребенка к пытливости, инициативе, результату. ИКТ стали завоевывать прочные позиции в образовании. Компьютер делает обучение более интересным и эффективным, а полученные знания более глубокими и обобщенными. Информационные технологии можно использовать в различных видах деятельности детей : исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной и др. Но использование компьютерных программ не должно заменять традиционных средств и методов обучения и развития детей, а дополнять и расширять их возможности. В своей работе для отслеживания за тем как продвигается работа в группе по патриотическому воспитанию, использую метод наблюдения за взаимоотношениями детей в интерактивных играх, беседах о городе, о людях живших в нем и живущих сейчас. Интеграция образовательных областей позволяет увидеть, как дети применяют свои знания в других видах деятельности. Контроль по патриотическому воспитанию детей на «входе» помогает мне выявить пробелы и строить воспитательно - образовательный процесс с учетом всех недостатков, определить индивидуальный образовательный маршрут детей в группе. Контроль продвижения детей в данном направлении хорошо проводить с использование мультимедийного пособия. программе. Мультимедийное пособие «Самара–мой город родной» используется в моей работе для контроля уровня социализации детей, представлений о родном городе, многонациональности и культур нашего региона. Компьютерные игры стимулируют познавательный интерес ребенка. Игра дает стойкую мотивацию, в связи с этим возрастает способность к концентрации, что улучшает результат диагностики. Итогом дошкольного обучения и воспитания является не только учебное содержание знаний и информации усвоенным ребенком в детском саду, но и их практическое применение. При переходе ребёнка в школу очень важно насколько у него будет сформированы компетенции информационных технологий. Работа педагогов в тесном сотрудничестве с семьёй по вопросу духовно-нравственного воспитания, открытость друг другу – путь к успешному развитию и воспитанию детей. 5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов. Воспитатель – творческая профессия. Исходной базой личности педагога являются духовность, гражданственность, эрудиция. В инновационный потенциал педагога включается желание и возможность развивать свои интересы, представления, искать собственные нетрадиционные решения проблемы, воспринимать и воплощать нестандартные подходы в образовании. Для успешной работы воспитатель должен обладать рядом важных качеств : быть творческой личностью с готовностью откликаться на все новое и прогрессивное, культурный и образованный. Основным качеством педагога должна быть готовность превращать в игру самое серьезное и скучное занятие. Повышению профессионализма педагогических кадров уделяется особое внимание. Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально подготовленных педагогов. Признавая значимость дошкольного детства для всего дальнейшего развития человека, для достижения целей общего образования, государство должно обеспечить дошкольные учреждения педагогическими кадрами со специальным педагогическим образованием. Для этого необходимо : -формирование профессиональной компетенции педагога дошкольного образования, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками. -обеспечение условий для творческого роста, повышения квалификации, аттестации педагогических работников; -материальное и моральное поощрение талантливых специалистов; -сближение образования и науки. Деятельность ДОУ в условиях изменения образования нуждается в научно-методическом сопровождении. Активизируется информационно-аналитическая её деятельность : выявление педагогов способных войти в творческие группы по разработке ОО ДО ; подбор программно-методического обеспечения в русле ФГТ, периодика журналов, литературы. Помощь воспитателям в изменении подходов к образовательному процессу ; мотивация на внедрение современных образовательных технологий в ДОУ; поддержка сайта ДОУ, преодоление сопротивления педагогов инновационным процессам. Установление единства стремлений и взглядов на патриотическое воспитание всех участников воспитания ДОУ, выработка общих целей и задач, взаимопосещение педагогами образовательного процесса в ДОУ и на уровне начальной школы, обмен интеллектуальной информацией педагогов ДОУ друг с другом и привлечения если это возможно научных руководителей. В перспективе своей работы по патриотическому воспитанию планирую расширить подборку познавательных игр, а также изготовление нового мультимедийного пособия. Такое перестроение работы поможет успешно решать возникающие вопросы по реализации воспитательно-образовательной деятельности ДОУ в направлении развития патриотического воспитания детей.
Подготовка к НОД раньше занимала много времени. Нужно было обеспечить его наглядным материалом, раздаточным материалом, шаблонами, долго приходилось искать цветные иллюстрации для бесед и рассматривания. С появлением компьютерных технологий увеличивается не только скорость подготовки к НОД, но и улучшается качество создаваемых педагогом наглядного материала. Использование дидактических мультимедийных пособий повышает интерес к образовательной деятельности у детей. Использование музыкального сопровождения вносит эмоциональную окраску.
Развитие материально – технической базы ДОУ важное звено в успешной реализации ФГТ. Оснащение ДОУ современным компьютерным оборудованием, программным обеспечением и доступом в Интернет позволяет использованию инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе (применение мультимедийных средств, электронных образовательных ресурсов). Должна измениться и развивающая среда ДОУ и в группе. Она должна быть привлекательной и нести в себе информацию по патриотическому воспитанию. Необходимо следить за её сменяемостью по циклам, по тематике и т. д.
ДОУ выполняют государственный заказ и призваны руководствоваться в своей деятельности нормативно- правовым пакетом документов разработанным Минобрнауки России. Документы которые мне помогают перестроить свою работу –это
-Закон Российской Федерации об образовании;
-САНПИН ;
-Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Семья и дошкольное учреждение – два института социализации детей. Поэтому только при их взаимодействии возможно гармоничное развитие ребенка. Современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Наши консультации нужны родителям. ДОУ берут на себя информационно-просветительскую функцию. Формы и методы её разнообразны. Это организация клубов по интересам, создание тренинговых групп, помощь психологической службы ДОУ и д. р. В заключение хочется сказать, что несмотря на все трудности и проблемы, которые сопровождают дошкольное образование в нашем регионе, все же оно стремительно развивается. И это важно, поскольку дошкольное образование –актуальное направление развития России.