Инна Жарикова
Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Оно не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Я глубоко убеждена в том, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физической культуре» размещена в разделах
Поэтому основополагающей задачей своей работы по физическому воспитанию считаю формирование у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Ведь еще древний Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие».
Основными задачами своей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста считаю :
• Формирование и совершенствование двигательных навыков дошкольников.
• Формирование представлений о здоровом образе жизни, о своем теле.
• Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании.
• Воспитание нравственно-волевых черт личности детей.
• Формирование умения адекватно реагировать на изменении окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.
Свою профессиональную деятельность по физическому воспитанию детей дошкольного возраста осуществляю в соответствии с нормативными документами. Применяю следующие современные образовательные программы: «Обучение и воспитание в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, «Физическая культура- дошкольникам» Глазыриной Л. Д., «Старт» Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиной, Л. К. Михайловой, «Са Фи-Дансе» Фирилевой Ж. Е., Сайкиной Е. Г., «Основы безопасности дошкольников» Ананьевой В. А., «Путешествие в Олимпию» Филлиповой С. О., рабочая программа «Школа Мяча» Николаевой Н. И.
В своей работе учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
В системе физического воспитания в детском саду я использую следующие организованные формы работы по развитию двигательной деятельности детей :
- физкультурные занятия; - утренняя гимнастика;
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- спортивные упражнения.
Свою непосредственно образовательную деятельность интегрирую с такими областями как : «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».
Наряду с традиционными формами организации деятельности по физической культуре использую нетрадиционные: интегрированные, занятия-путешествия, сюжетные по литературным произведениям, игровые, театрализованные, по принципу круговой тренировки, по карточкам, схемам, занятия, построенные на упражнениях с элементами спорта, из несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений.
В своей работе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста я применяю следующие методические приемы: использую в упражнениях предметы необычной формы, массы, объема, которые содействуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетаю их с движениями тела, которые требуют разносторонней координации, изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов; смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом и т. д.
Так же широко применяю в практике здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, подвижные спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмика, дыхательная гимнастика, самомассаж) ;
- технологии обучения здоровому образу жизни: непосредственно образовательная деятельность по развитию движений, НОД из серии «Здоровье», проблемно-игровые, коммуникативные игры;
- коррекционные технологии: аэробика, ритмика.
Большой эмоциональный подъем и интерес детей вызывают спортивные праздники, развлечения, досуги. Мною были проведены такие мероприятия как зимний спортивный праздник «Мы мороза не боимся», летний спортивный праздник «Июнь – разноцвет», спортивный досуг «Счастливы дети на всей планете», спортивные развлечения «Путешествие в страну Спортландию», «Веселые старты», «Малые Олимпийские Игры», и многое другое. Дети с радостью принимают участие в подобных мероприятиях, где их всегда ждут необычные конкурсы и забавы.
Особо тщательная подготовка ведется к таким праздникам как «День защитника Отечества» и «Парад в честь Дня Победы», здесь особое внимание уделяется строевой подготовке под военный марш.
Подобные мероприятия я организую с участием родителей, когда взрослые на глазах у детей демонстрируют умения бегать, прыгать, соревноваться. Это поучительно всем и особенно детям, так как это придает особый эмоциональный настрой, дарит огромную радость от общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей.
Я считаю, что большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Поэтому в своей работе использую простейшие формы туризма: летом - пешеходные прогулки. Они включают физические упражнения с использованием естественных условий: прыжки с пня на пень, с кочки на кочку, через ручейки, канавы; переправы через ручейки по доске, бревну; подпрыгивание с доставанием веток; бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий (лежащий ствол дерева, пень и т. д.); метание шишек в цель и на расстояние и т. д. Зимой организую лыжные походы в лес, содержание которых составляют: ходьба на лыжах, ходьба и бег по снежному валу со спрыгиванием, метание снежков в горизонтальную, вертикальную, движущуюся цель и на расстояние, скольжение на ногах по ледяной дорожке, катание на санках, используются более динамичные движения, чем в теплое время года.
Параллельно с физическим воспитанием, я обучаю детей основам культуры здоровья. Валеологический материал стараюсь органично включать в структуру большинства физкультурных занятий, способствуя этим расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Разучиваю с детьми комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формирую навыки самомассажа активных точек тела.
Большое внимание в своей работе уделяю нравственному воспитанию детей. Я считаю, что занятия физической культурой вносят огромный вклад в становление духовно развитой личности ребенка: так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь придти на помощь к тем, кому она нужна и направить свои умения и силу только на добрые поступки.
Своим опытом работы по духовно-нравственому воспитанию детей средствами физической культуры я делилась на четвертых педагогических чтениях в городе Воронеже.
В настоящее время я работаю над проектом «Мой друг мяч», основными задачами которого являются:
• Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом;
• Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, умение применять их в игровой ситуации;
• Научить детей передавать, ловить, вести и бросать мяч в корзину, сочетать эти действия между собой;
• Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действия с ним, ориентироваться на площадке, находить свободное, более удобное место для успешного ведения игры;
• Воспитывать умение играть коллективно.
Данный проект реализую в форме дополнительной кружковой работы.
Важным аспектом своей педагогической деятельности я считаю работу с родителями своих воспитанников, их заинтересованность в воспитательном процессе. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мною была разработана система мероприятий, к которым относятся:
- родительские собрания,
- консультации,
- оформление стенгазет, - конкурсы,
-физкультурно-досуговые мероприятия.
Я глубоко убеждена в том, что только благодаря совместной работе дошкольного учреждения и семьи формируется здоровая, физически развитая личность, которая обладает нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни.
Мне очень нравится моя работа. Считаю себя современным педагогом, потому что не мыслю себя без постоянного совершенствования и понимаю, что должна быть образцом для своих воспитанников. Я научилась делиться с коллегами инновационными находками и оказывать помощь; рационально использую свое рабочее время. Стараюсь всегда вносить положительный настрой в коллективе. Я увлечена профессией, своим делом, осознаю важность и нужность работы. Я счастлива, когда вижу радостные лица детей.