МААМ-картинки

Самообразование «Техника нетрадиционное рисование» (19 фото)

Наталия Штель
Самообразование «Техника нетрадиционное рисование»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования».

«Детство — важный период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, —

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Цель:

Публикация «Самообразование „Техника нетрадиционное рисование“» размещена в разделах

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение; - Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Задачи по образовательным областям:

«Художественно – эстетическое развитие»

1. Формировать умения следовать устным инструкциям.

2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

«Познавательное развитие»

1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным

движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать

глазомер.

4. Развивать пространственное воображение.

«Социально – коммуникативное развитие»

1. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

2. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные

способности детей.

3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить

аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать

в порядке рабочее место.

Работа по использованию детьми нетрадиционных видов рисования строилась

на основе следующих методов и приемов:

• словесный (беседа, рассказ)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,

показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Актуальность темы:

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Необходимо пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, С. В. Погодина и другие.

За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как:

тычок жесткой полусухой кистью,

рисование пальчиками,

оттиск пробкой,

восковые мелки + акварель,

монотипия предметная,

кляксография обычная,

кляксография с трубочкой,

кляксография с ниточкой,

набрызг,

тычкование,

монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам.

1. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками.

2. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, рисование мыльными пузырями, граттаж, пластилинография, скомканной бумагой.

3. В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники : кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, восковая живопись (энкаустика) Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Форма самообразования : индивидуальная.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

1. Изучение литературы по теме;

2. Проведения различных мероприятий;

3. Обобщение результатов;

4. Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ.

Перспективный план работы по теме самообразования :

Месяц Тема Работа с родителями Работа с детьми

сентябрь Самообразование :

Изучение методической литературы и электронных ресурсов.

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

5. С. В. Погодина «Погодина Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы» - Вако 2016 Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

октябрь «Осень в красках» Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования» (презентация нетрадиционных материалов для рисования) Нетрадиционные техники рисования-оттиск листьев

ноябрь «Мамин день» Консультация на тему: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» Рисование цветов пакетом

декабрь «Бумажное кружево» Мастер – класс по теме: «Таинство снежинки». Поделки из объемных снежинок

январь «Морозные узоры и снежные деревья» Буклеты для родителей: «Рисуем штампами овощей и фруктов» Рисование штампами картошки

февраль 1, «Мчится кораблик по волнам»

2. «Познаем мир» 1 Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике»

2 Консультация для педагогов «Граттаж» 1 Аппликация из рваной бумаги

2 Создаем граттаж при помощи восковых мелков и гуаши

март «Картинки оживают» Гостиная для родителей «Нетрадиционное творчество с детьми дома» Рисование пупырчатой пленкой

апрель «Настольный театр своими руками» Мастер-класс для родителей и детей Применение пластиковой посуде

май Отчет по теме самообразования «Лесная полянка» Рисование ножками и ладошками

Кляксография.

Самообразование «Техника нетрадиционное рисование»

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

.

Тычок жесткой полусухой кистью

.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Фото «Техника нетрадиционное рисование»
Самообразование - фото

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Фото №1 Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования

Граттаж

Граттаж еще один способ нанесения рисунка на поверхность, методом царапанья бумаги или картона, предварительно залитых тушью, пером или острым инструментом. Второе название техники это воскография. Берем лист плотной бумаги и в хаотичном порядке обозначаем кривыми области для последующего заполнения их разными цветами. Они могут принимать любую форму: полосок, облаков, пятен и т. д. Закрашиваем выделенные области красками разных цветов. Выбираем светлую цветовую гамму, она будет лучше контрастировать с черным цветом. Ждем, пока бумага высохнет. Берем свечку и наносим на бумагу толстый слой воска. Покрываем бумагу, натертую воском, слоем черной гуаши. Можно использовать черную тушь, но ее предварительно следует растворить с мылом, что обеспечит лучшее ее сцепление с восковой поверхностью. Пока гуашь будет сохнуть, набросаем эскиз нашего рисунка. Накладываем эскиз на основу, покрытую черной краской. Прорисовываем рисунок непишущей ручкой. Берем все ту же ручку или острую палочку и начинаем процарапывать рисунок по намеченным линиям.

Фото №2 Детство важный период человеческой жизни не подготовка к будущей жизни а настоящая яркая самобытная неповторимая жизнь Фото №3 И от того как прошло детство кто вёл ребёнка за руку в детские годы что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш

Рисование губкой и ватными палочками

Поролоновая губка опускается в краску, потом ею наносят отпечатки, создающие фактурность предметов: кроны деревьев, животные, облака. Ватными палочками хорошо получаются мелкие круглые предметы: одуванчики, ромашки, снежинки. Или как вариант краска набирается на связку ватных палочек, и точечно рисуются изображение.

Фото №4 Самообразование Рисование Фото №5 Задачи Расширять представление о многообразии

Метод монотипии

. Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Монотипия — это отпечаток красками: на лист бумаги нанося пятна краски (с водой или без, сверху кладут еще один чистый лист, прижимают и разглаживают. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо получаются акварельные пейзажи: более четкая половина — это, допустим, лес, а более размытая — это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доработать детали.

Фото №6 Нетрадиционные техники рисования

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Фото №7 Задачи по образовательным областям Художественно эстетическое развитие Фото №8 Формировать умения следовать устным инструкциям

Рисунки с солью

Смочить рисунок водой, используя кисть. Берем акварельные краски, покрываем поверхность, смешивая цвета по своему вкусу. Пока краска не высохла посыпаем рисунок солью. Дайте высохнуть. Пока рисунок подсыхает соль впитывает пигмент из краски, при этом соль очень красиво искрится.

Фото №9 Развивать художественный вкус творческие способности и фантазии детей Фото №10 Познавательное развитие

Ниткография

Для работы нарезать нить на небольшие, сантиметров по 30-40, отрезки. Для начала это идеальный размер. Уложить нить в чашу для окрашивания. Кончики ниток обязательно вывести наружу, чтобы они оставались чистыми. Выбрать понравившийся цвет. Можно создать свой оттенок методом смешивания красок. Кистью нанести на нитку краску, стараясь пропитать ее как можно лучше. Далее лист сложить помолам. За сухие кончики вытащить нитку из емкости с краской и, как подскажет фантазия, разложить на одной стороне листа бумаги. Можно сразу на двух, но для этого требуется хороший навык, ведь при перегибе листа нить может съехать и испортить рисунок. Раскладывать можно кругами, петлями, зигзагами – как сработает воображение.

Фото №11 Развивать внимание память логическое и пространственное воображения Фото №12 Развивать мелкую моторику рук и глазомер

Рисование пупырчатой плёнкой

Вырезаем шаблон из воздушно - пузырьковой плёнки. Закрашиваем краской, и делаем отпечаток на листе бумаги, то есть штамп.

Фото №13 Развивать у детей способность работать руками приучать к точным движениям пальцев совершенствовать мелкую моторику рук развивать глазомер Фото №14 Развивать пространственное воображение

Рисование воздушными шариками

Рисование воздушными шарами — несложный, при этом необычайно интересный и захватывающий способ детского творчества. Нетрадиционные техники изобразительного искусства хороши тем, что не подразумевают ограничений. Ребенок может рисовать, как хочет, чем хочет, что здорово развивает воображение и творческие способности. Рисование шариками развивает моторику пальцев, улучшает координацию движений и цветовосприятие. Отпечатки можно частично или полностью накладывать друг на друга, в том числе с использованием разных колеров. Один шарик можно обмакнуть сразу в несколько цветов, чтобы получились плавные цветовые переходы. Чтобы завершить рисование определенного образа, можно использовать для выведения недостающих частей кисточки, ватные палочки, пальцы.

Фото №15 Социально коммуникативное развитие Фото №16 Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Нетрадиционные техники рисования с точки зрения психологии нужны для развития фантазии и творческих способностей, раскрытия индивидуальности. Это один из самых интересных способов самовыражения. Нетрадиционные техники рисования отличаются от традиционных, скоростью достижения конечного результата, набором инструментов и методикой выполнения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• внимания и усидчивости;

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс — это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Публикации по теме:

Нетрадиционное рисование «Снежинки»Нетрадиционное рисование «Снежинки» Чтобы развить интерес к процессу рисования, мы часто прибегаем к использованию нетрадиционных техник. Благодаря им творческий процесс становится.

Нетрадиционное рисование «Цыплёнок»Нетрадиционное рисование «Цыплёнок» Тема: "Цыплёнок" Программное содержание: Продолжить знакомить с различными способами не традиционного рисование - пальчиковое. Побуждать.

Нетрадиционное рисование (фотоотчет)Нетрадиционное рисование (фотоотчет) Рисование для детей одно из самых любимых занятий. Там можно отразить все – свое настроение, свои впечатления, желания и т. д. И рисование.

Нетрадиционное рисование. Картофельные штампыНетрадиционное рисование. Картофельные штампы Всем известно о том, что дети, начиная с младшего дошкольного возраста, очень любят рисовать. Для того, чтобы создать у детей ситуацию успеха,.

Нетрадиционное рисование. СакураНетрадиционное рисование. Сакура Нетрадиционное рисование. Сакура. Сакура — название нескольких деревьев подсемейства Сливовые; зачастую обозначает вишню мелкопильчатую.

Нетрадиционное рисование «Снежинки»Нетрадиционное рисование «Снежинки» Вот и наступила зима. Самое волшебное время года, когда ждёшь чего таинственного и с неба падают неповторимые белые звёздочки - снежинки.

Нетрадиционное рисование «Три ёлки»Нетрадиционное рисование «Три ёлки» Наступило самое волшебное время года - зима! В это время включаются все творческие споспоности, хочется творить и творит, и приносить.

Нетрадиционное рисование «Украшаем елочки»Нетрадиционное рисование «Украшаем елочки» Скоро Новый год! Замечательный праздник! Яркий, веселый, нарядный, шумный, с подарками и сюрпризами, с гирляндами огней и, конечно же, елками.

Ёжик. Лепка и нетрадиционное рисованиеЁжик. Лепка и нетрадиционное рисование Очередной темой изображения нашего кружка "Веселая анималистика" стал ёжик. Сначала мы лепили ежика из пластилина с использованием бросового.

Нетрадиционное рисование «Веселые ладошки»Нетрадиционное рисование «Веселые ладошки» ТВОРЧЕСТВО ЛАДОШКАМИ. Детям в моей группе очень нравиться нетрадиционное рисование ладошками. Это развивает воображение ребенка,фантазию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Техника нетрадиционное рисование»
Опубликовано: 4 ноября 2022 в 12:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД