МААМ-картинки

Сценарий концерта «Любовь — это сердце всего»

Нина Минеева
Сценарий концерта «Любовь — это сердце всего»

автор сценария

Минеева Нина Александровна

преподаватель фортепиано

Муниципального учреждения

«Музыкальная школа» г. Оленегорска

Смирнова Маргарита: «Музыка» (без объявления)

(минусовка)

Вед. : кадр 1 Волнует музыка, тревожит,

Вновь пробуждая красоту.

И никогда никто не сможет

Сравниться с нею волшебству.

Вед. : Добрый день, дорогие зрители!

Вед. : Мы рады приветствовать Вас на музыкальном вечере «Любовь – это сердце всего»

Вед. кадр 2 Во все времена в России жили одаренные, талантливые, необыкновенные люди – композиторы, певцы, актеры, музыканты и люди других творческих профессий…

Публикация «Сценарий концерта „Любовь — это сердце всего“» размещена в разделах

Вед. В цикле концертов, посвященных таким людям, мы подготовили рассказ о замечательной русской крепостной актрисе – кадр 3 Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой…

Вед. Многие из нас бывали в театре, и, может быть, задумывались о его происхождении.

Вед. Мы, к сожалению, не располагаем точными сведениями о времени возникновения русского крепостного театра, а именно в таком играла Прасковья Жемчугова…

Вед. кадр 4 Недавно в Российской Государственной Библиотеке появилась книга Татьяны Дынник – „Крепостной театр", где она отмечает, что принято считать день свадьбы Екатерины II днем первых выступлений „крепостных как актеров".

Вед. „Между тем, — продолжает автор, —в мемуарах 1722 г., упомянуто о приказании герцогини Мекленбургской наказать некоего провинившегося актера 200 (двухстами) ударами розг

Вед. Полагая, что розги могли быть применены лишь в отношении крепостного человека, Татьяна Дынник делает отсюда вывод о существовании крепостного театра уже в петровское время.

Вед. кадр 5 Тяжелыми, подчас невыносимыми были условия жизни и творчества крепостного актера, целиком зависевшего от произвола помещика.

Вед. кадр 6 Помещики, продавая крепостных актеров и музыкантов, упо-минали их в продажных документах наряду с пьесами и другими «принадлежностями». Так, вполне заурядной была продажа хора состоящего из сорока четырех человек, с их семьями, в том числе старики, дети.

Вед. кадр 7 Крепостные актеры, даже если они обладали большим талантом и играли главные роли, подвергались унизительным и тяжелым наказаниям. В театре графа Каменского на стене висела огромная плеть, с которой граф во время антрактов ходил за кулисы и расправлялся с не угодившими ему актерами. Широко применялись для всех артистов палки и розги.

Вед. кадр 8 Участь крепостных актеров нашла отражение в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Вед. Последняя треть XVIII в., которая считается временем становления русского театра, ознаменовалась усилением крепостного гнета.

Вед. Дворяне были освобождены от обязательной службы, поэтому изменился весь их жизненный уклад. Они стали уделять больше времени образованию, литературе и искусству, заграничным путешествиям,

Вед. многие увлеклись собиранием библиотек, строительством загородных усадеб, коллекционированием произведений искусства, занятиями музыкой и кадр 9 театром.

Вед. К концу 18 века насчитывалось пятьдесят три крепостных театра.

Вед. Крупнейшими из них являлись подмосковные усадьбы Николая Петровича Шереметева, Николая Борисовича Юсупова : Архангельское, Кусково, и – кадр 10 Останкино

Вед. Театр Шереметева в Кусково, а позднее – в Останкино, по своему художественному уровню не уступал лучшим профессиональным театрам Москвы и Петербурга

Вед. кадр 11 Граф Николай Петрович Шереметев являлся знатоком театрального искусства, любил окружать себя артистами, художниками, музыкантами, а в детстве участвовал в домашних спектаклях при «малом» дворе молодого великого князя Павла Петровича.

Вед. К актерам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству… Всем актерам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора.

Вед. кадр 12 Все это удивляло знатных посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной из самых интересных тем на светских вечерах столицы.

Вед. кадр 13 В 1775 году для этого театра по деревням и селам искали одаренных детей и привозили в усадьбу – на обучение…

Вед. В те времена в России на тысячи верст простирались леса.

Вед. Реки, луга, пашни вдоль рек, деревушка – и снова леса (городов было очень мало)

Вед. . кадр 14 В одной из таких деревушек, в семье кузнеца Ковалёва, и родилась девочка, которая стала одной из самых известных актрис России в восемнадцатом веке…

Вед. кадр 15 Сколько помнит себя Прасковья – вокруг тёмные стены да светлые окна, тяжелая работа в поле, дома; их – пятеро и нужно помогать матушке…

Вед. Да все кадр 16 равно лучше, чем вот этот дом, чем пашни да лес – нет места на Земле, куда бы ни забросила нас жизнь…

Минусовка «Сердце Земли» - для нас поет Екатерина Швец

Вед. кадр 17 По вечерам вся семья ложилась рано, но маленькая Паша - часто не могла уснуть и потихоньку от братьев и сестер подходила к окошку и любовалась как солнышко садилось за дальний лес…

Вед. Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон

Как шорох стаи журавлиной

И в шуме листьев замер он

Вед. Как море вешнее в разливе

Светлея, не колыхнет день

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень…

Вед. «Колыбельная» - звучит для нас в исполнении Кравец Софии.

№ (микрофон к роялю)

Вед. Вслед за вечером приходила ночь…

Вед. кадр 18 Как океан объемлет шар земной

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьёт о берег свой…

Вед. Дебюсси. «Арабеска» - для нас играет Минеева Нина Александровна

№ (микрофон к роялю)

Вед. Часов в деревне кадр 19 не было, но с рассветом, как запоют петухи – шли в поле крепостные крестьяне отрабатывать барщину… Часто они пели песни во время работы…

«Березы» - для нас поет вокальный ансамбль «Фантазия»

Вед. И Паша, которой едва исполнилось 6 лет – пела высоко и звонко, так что ее прозвали «колокольчиком».

Вед. кадр 20 Однажды к дому Ковалевых подъехала бричка, в которой сидел управляющий и ещё кто-то – незнакомый

Вед. Управляющий сразу приступил к делу.

Вед. кадр 21 – Барин повелели детей, которые к пению и танцам расположены, доставить на КИЯТР! Веселить надобно графа, киятр они хотят! Кто господину услужить должен? Слуги, холопы его! Вы есть собственность графа Шереметева. Вы есть то же что… эта скамейка или эта деревня, лес…

Вед. Управляющий повернулся к Паше

Вед. – Собирайся! Будешь жить как барыня. Грамоту учить, музыку, манеры господские…

Вед. Тут только отец с матерью поняли, что их любимую дочь хотят куда-то увезти

- Помилуй, батюшка, да как же мы без нее? Без цветочка, без колокольчика нашего?

Вед. кадр 22 Вечером Иван Ковалёв пришел из своей кузницы почерневший, злой, совсем сгорбившийся…

Вед. Ковалев знал, что «приписан» к графу и ни паспорта, ни права куда-нибудь уехать или пожаловаться у него нет…Но чтобы не распоряжаться собственными детьми.

Вед. Кузнец клял на чем свет стоит всех : управляющего, графа и соседа своего, но больше всех досталось ни в чем не повинной жене и детям…

К тому же «киятр» - это оказывается : актерство, которое всегда считалась грехом, да и лицедеев хоронили как самоубийц за оградой кладбища.

Вед. Так Паша начала жизнь, в которой поначалу все ей было в диковинку

Вед. кадр 23 На новом месте она увидела огромный дом с белыми колоннами. Вокруг дома были дорожки, такие ровные, словно начерченные…Деревья и кусты аккуратные, затейливо подстриженные, клумбы с невиданными цветами, пруды с прозрачной водой… Такова усадьба графов Шереметевых…

Вед. Таких девочек как Паша, тут немало…

Вед. кадр 24 Учили будущих артистов многому. Грамоте, арифметике, географии, живописи… Танцевать и петь отменно, играть на музыкальных инструментах, например, на флейте.

Вед. Для нас играет Кирилл Анчуков, концертмейстер Кивековская Маргарита Леонидовна. Лавелле. Соната

Вед. Французскому и итальянскому языкам: графы-то по-французски говорят, а в операх поют по-итальянски…

Вед. Постепенно Паша знакомилась с музыкой разных композиторов, училась играть на клавесине…

Вед.. кадр 25 Клавесин – прообраз сегодняшнего инструмента – фортепиано

Вед. В исполнении Клюенко Екатерины для нас звучит «Девичий хоровод» – легкий, нежный, непосредственный – именно таким был характер Праскевы…

Вед. Когда она немного подросла, познакомилась с музыкой замечательного композитора кадр 26 И. С. Баха

Вед. Мне дорог Бах. Ну, как бы вам сказать,

Не то чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Еще нам не являлась благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века душе моей!

Вед. Иоганн Себастьян Бах: «Прелюдия» - для нас звучит в исполнении Ковтун Ларисы

Вед. кадр 27 Часто со своей подругой – Таней Шлыковой (в дальнейшем – ведущей балериной театра, играли ансамбль

Вед. Итальянец Рутини, услышав голос девочки, прошептал: «Соловей! Абсолют!» - что означало наличие у девочки абсолютного слуха, т. е. с первого раза она безошибочно повторяла мелодию…

Вед. И Прасковья училась… Иногда учебный день 10-летней девочки длился 8) часов: кроме занятий кадр 28 на клавесине, добавились занятия на арфе, и вокалом она занималась каждый день…

Вед. Это не было ей в тягость – напротив, Казалось, счастье вот оно: узнавать что-то новое, играть на любимых инструментах, петь… И ничего, что она оторвана от дома, не видит друзей, родных….

Вед. «Не торопись говорить о том, что мир к тебе жесток.»

Вед. Для нас поет Анна Клюенко

№ (минусовка)

Вед. Но Впереди Прасковью ждало новое серьезное испытание: любовь…

Вед. Да, она влюбилась… кадр 29 в молодого графа, который после нескольких лет обучения за границей, вернулся домой – в Кусково…

Вед. Николай Шереметьев возвращался из заграничной учебы совершенно не в духе: менять Европу на Кусково! – ему совершенно не хотелось…

Вед. Равно как и заведовать в качестве наследника крепостным театром отца…

Вед. Но стоило графу въехать в ворота имения, как судьба его круто изменилась: он услышал пение, которое буквально заворожило его… Молодому человеку стоило лишь взглянуть на обладательницу сказочного голоса, чтобы полюбить ее навсегда

Вед. кадр 30 «Если бы ангел сошел с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен», - пишет он позже в своих мемуарах

Вед. Прасковья пыталась скрывать свои чувства, тогда как Шереметьев, который также увлекся ею – этого не делал…

Вед. Для нас поет Татьяна Колыжева

№ («Шопен») минусовка

Вед. Сегодня мы живем в мире, где такое понятие как сословное неравенство, отсутствует или очень размыто…

Вед. Но в 18 веке – крепостная актриса – воспринималась господами не иначе как игрушка, не способная к великим чувствам…

Вед. кадр 31 Вспомнить хотя бы судьбу актрисы Любови Онисимовны из рассказа Лескова «Тупейный художник»,

Вед. из-за отказа графу стать его наложницей, над ней жестоко издевались. А художника, которого она любила – избили, потом отдали в солдаты…

Вед. Сделать из крепостной актерку? пожалуйста. Любовницу? Чего хочет барин, то и закон. Но вот жениться на крепостной? В конце XVIII века! Вздор. Это уже не блажь крепостника - это сословное преступление…

Вед. кадр 32 И не важно, что к 19 годам Прасковья Ковалева-Жемчугова царила на сцене, послушать ее приезжали и Екатерина Великая, и Павел I, и Александр I. Равнодушных не было. Потрясенный ее игрой, митрополит целовал ей руку, императрица Екатерина II подарила перстень с бриллиантом, польский король Станислав Понятковский, пораженный игрой Прасковьи, предлагал ей покровительство и защиту…

Вед. Но! Занавес опускался, чары рассеивались и она вновь крепостная, к тому же вычеркнутая из своего круга – актеры завидовали «везению» Паши…

Вед. Вот в чем трагедия сословного неравенства. Мало было доброй воли и желания графа,

Вед. А Николай Шереметев хотел жениться, потому что полюбил свою крепостную актрису…

Вед…. нужно было признание среды. Родственники возмутились, говорили о его невменяемости, грозили …

Вед. Поневоле вспоминаются слова Кадр 33 гениального французского писателя Вольтера:

«Жестокое мучение – иметь

Высокий дух и низкое рождение!»

Вед. Для нас играет Литвинова Адександра. Щуровский. «Элегия»

Кадр 34 (микрофон к роялю)

Вед. Прасковья понимала, что у них нет будущего…

Вед. Когда Шереметев объявил своим родственникам, что «ни на ком, кроме Прасковьи, не женится», -

Вед. Кадр 35… она решила расстаться с ним, потому что испугалась за его жизнь, за его безопасность…

Вед. К тому же она не была уверена, что эти слова были сказаны не в противостояние родственникам, ведь известно, что Николай Петрович был вспыльчив, горяч, склонен к мечтательности…

Вед. Только с подругой детства – Кадр 36 Таней Шлыковой-Гранатовой поделилась она своим горем…

Вед. «Отпусти своего милого, пусть он сам твердо решит, а как решит – так и будет…»

Вед. Для нас поет Анна Косяченко: «Романс»

№ (романс, минусовка)

Вед. Кадр 37 Разлука не повлияла на решение влюбленного. Шереметев упорно отвергал самых родовитых московских невест, он перестал появляться «в свете», ударился в пьянство и вскоре забросил театр.

Вед. Актеры понимали, что спасти их судьбу может только один человек – Прасковья. Они забыли о своей зависти к ней, и просили повлиять на графа… Тот, будучи одержим любовным недугом, согласился на все ее условия…

Вед. В итоге театр ожил и переехал из Кусково Кадр 38 в Останкино, где граф построил новое здание, и где вскоре с большим успехом солировала в опере «Взятие Измаила» несравненная Прасковья Жемчугова – граф дал ей новую фамилию

№ «Любовь – волшебная страна» - для нас поет Татьяна Колыжева

№ (микрофон к гитаре)

. кадр 39

Вед. По легенде, однажды Шереметев заметил, что его любовь подозрительно часто стала исчезать из дома по утрам, и он решил узнать, в чем тут дело…

Вед. Кадр 40 Оказалось, Прасковья тайком бегала на Сухаревскую площадь, где толпились нищие, чтобы подать милостыню…

Вед. среди этих людей было немало актеров, потерявших голос, заболевших неизлечимыми болезнями и отправленных «с глаз долой»

Вед. Для нас поет Костенко Наталья Владимировна, концертмейстер Кивековская Маргарита Леонидовна. Алябьев, сл. Ленского «Нищая»

№ романс «Нищая». Кадр 41

Вед. Кадр 42 Актриса и далее неустанно работала… Как-то на репетиции она зашлась в кашле, а через некоторое время врачи диагностировали страшную болезнь – туберкулез

Вед. Прасковья стойко сопротивлялась недугу… Когда же не смогла петь, поняла, что умирает. Никто ей и ничто не могло помочь: ни деньги графа, ни его положение. Свобода, которую она воспевала так и осталась для нее недосягаемой, как, впрочем, и брак с любимым человеком…

Вед. Но вдруг приносят письмо… А в нем были бумаги, подписанные Кадр 43 Александром Первым.

Вед. О, чудо! Император, будучи просвещенным монархом, дал согласие на брак крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой и графа Николая Петровича Шереметьева… Согласно документам, Паша и вся ее семья – получали вольную…

Вед. В 1801 году Кадр 44 Шереметьев и Ковалева-Жемчугова – обвенчались… Их семейное счастье продлилось всего 3 года…

Вед. Прасковья умерла., оставив графу 3-хнедельного сына Дмитрия… На похороны актрисы никто из знати не явился, хотя приглашения были разосланы всем… Граф Шереметьев не смог смириться со смертью супруги и вскоре тоже умер…

Вед. Воспитанием маленького Дмитрия занялась близкая семье и получившая к тому времени вольную – Кадр 45 Татьяна Шлыкова…

Вед. Когда Дмитрий подрос – В Москве, на Сухаревой площади, открылся Кадр 46 странноприимный дом (нынче институт Склифосовского, названный именем Прасковьи… там был организован приют и больница для бедных.

Вед. Кадр 47 Учредил его в память о супруге еще при своей жизни сам Николай Петрович Шереметьев, а вот попечительствовать взялся.

Кадр 48 17-летний граф Дмитрий… Во времена его деятельности сложилась поговорка: «Жить за Шереметьевский счет…»… Граф жертвовал огромные суммы на благотворительность: он смотрел на мир глазами матери – бывшей крепостной…

Вед. Когда с замечательным русским композитором Кадр 49 Петром Булаховым случилась беда (пожар уничтожил дом композитора, и, к тому же, его поразила тяжелая болезнь, из-за которой он был прикован к инвалидной коляске…

Вед. спасителем выступил граф Шереметев, ярый поклонник его творчества… Он приютил погорельцев в своей дачной усадьбе Кусково — туда и перебралась семья Петра Петровича.

Вед. Кадр 50 Шереметев им выделил небольшой домик, вскоре прозванный в артистической среде «Булашкина дача»

Вед. Там, в имении графа, Петр Петрович прожил до конца своих дней, там же возможно создал романс «Гори, гори, моя звезда»

Вед. Для нас поет Татьяна Колыжева

Кадр 51 «Гори, гори, моя звезда»

Вед. Хочется закончить наш небольшой рассказ словами из завещания Кадр 52 Николая Петровича Шереметева:

«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба"

Вед. Еще хотелось бы сказать, Кадр 53 что объединяла молодую актрису и графа не только любовь, но общая страсть - театр. Они хотели иметь свой театр. И Шереметев создал для нее малый Grand Opera в Останкино. «Любовь – это сердце всего…» - мог бы сказать Николай Петрович о театре, о музыке, о творчестве…

Вед. кадр 54 Надеемся, Что и Вам, уважаемые зрители, передалось настроение, в котором жили и творили просвещенные люди того времени…

Вед. Несмотря ни на что, крепостные театры содействовали широкому распространению театрального искусства, утверждали в нём через актёров реалистическое демократическое направление, заложили основы русской сцены. Именно им мы обязаны современным театром.

Вед. В завершении нашего сегодняшнего концерта желаем:

Вед. Пусть у каждого из нас горит своя звезда и освещает нам наш путь, каким бы он ни был…

Вед. Мы благодарим Вас, уважаемые зрители, за внимание

Вед. Слово предоставляется директору музыкальной школы г. Оленегорска Кивековской Маргарите Леонидовне

….

Вед. Еще раз благодарим за внимание! С вами были ведущие – Жарун Оксана, Клюенко Анна.

ХОРОМ: До новых встреч!

Порядок выступления участников концерта «Любовь это сердце всего….»

1. «Музыка» (из репертуара Галины Авериной) - Смирнова Маргарита

2. Музыка К. Брейтбург, слова В. Соловьева. «Сердце Земли» - исполняет Екатерина

Швец

3. Вилла- Лобос. «Колыбельная» - исп. Кравец София

4. К. Дебюсси. «Арабеска 1» - исп. Минеева Нина Александровна

5. Муз. А. Волков, сл. Ю. Ивкин. «Березы» - вокальный ансамбль «Фантазия»,

руководитель Хомбак Галина Федоровна

6. Кирилл Анчуков. Лавелле. Соната. Концертмейстер Кивековская Маргарита Леонидовна

7. Клюенко Екатерина. Купревич. «Девичий хоровод».

8. Ковтун Лариса. И. С. Бах. Прелюдия

9. Муз. и сл. Т. Абрамова. «Не торопись …» - исп. Клюенко Анна Владимировна.

10. Муз. и сл. Е. Ваенги. «Шопен» - исп. Татьяна Николаевна Колыжева

11. Литвинова Александра. Элегия. Щуровский.

12. «Романс» (из репертуара Е. Отрадной) - Косяченко Анна

13. Муз. Петрова, сл. Б. Ахмадулиной. «Любовь – волшебная страна» - исп. Татьяна Николаевна Колыжева

14. Муз. А. Алябьева, сл. Д. Ленского. «Нищая» - исп. Костенко Наталья Владимировна, концертмейстер Кивековская Маргарита Леонидовна.

15. Муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского. «Гори, гори, моя звезда» - Татьяна Колыжева

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Любовь с первого взгляда». Сценарий праздника к 8 Марта в средней группе «Любовь с первого взгляда» Сценарий праздника посвященного 8 Марта в средней группе. 1 Ведущий: -Добрый день, милые дамы! Рады приветствовать.

«Масленица». Сценарий досуга на улице для всего детсада Под весёлую музыку выбегают СКОМОРОХИ. Скоморох 1- Здравствуйте, ребята дорогие! Маленькие и большие! СК 2- Здравствуйте, гости, милости.

Сценарий развлечения «Фестиваль инсценированной песни «Любовь в песочнице» Задачи: - Приобщать детей к музыкальному творчеству; - Воспитание вкуса в выборе музыкального материала; - Расширение знаний детей о песнях.

Сценарий 5-летнего юбилея детского сада «Всего 5 лет тому назад…»Сценарий 5-летнего юбилея детского сада «Всего 5 лет тому назад…» «Всего 5 лет тому назад…» Сценарий 5-летнего юбилея детского сада. (проведен в рамках муниципального семинара на тему: «Традиционные события,.

Сценарий концерта ко Дню Победы 9 мая Сценарий концерта ко дню Победы 9 мая (60 мин) 1 вед: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в этом зале тепло от дружеской обстановки и.

Сценарий концерта ко Дню ВМФ Сценарий проведения концерта, посвященного Дню Военно – Морского Флота. (Музыкальный номер без объявления скрипка + ф-но) Фанфары Выходит.

Сценарий концерта «Мир детства» 1 ведущ. : За морями, за горами есть чудная страна. Живёт там озорная, смешная детвора. Они поют, танцуют на радость всем вокруг, И тех,.

Сценарий музыкально-спортивного мероприятия для детей всего детского сада к Дню солидарности в борьбе с терроризмом День солидарности в борьбе с терроризмом. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! 3 сентября был День солидарности в борьбе с терроризмом.

Сценарий праздничного концерта, посвященного женскому Дню «Мамино сердце» Сценарий праздничного концерта, посвященного женскому дню «Мамино сердце». Воспитатель: Зятькова Н. О. Сценарий праздничного концерта,.

Сценарий праздника «Мамино сердце» Сценарий праздника «Мамино сердце» в средней группе детского сада Ведущая: «Дорогие мамы и бабушки! Поздравляем вас с первым весенним праздником.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий концерта «Любовь — это сердце всего»
Опубликовано: 27 октября 2019 в 08:33
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД