Галимова Людмила Васильевна
Сценарий мероприятия «Масленица широкая»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- продолжать знакомить детей с народными праздниками и традициями;
- углублять и расширять знания детей об устном народном творчестве;
- развивать интерес к народным традициям, желание больше о них узнать;
- продолжать учить составлять описательные рассказы о природе;
- закрепить знания о днях недели.
Словарь: скоморох, поводырь, гуляние, традиция.
Публикация «Сценарий мероприятия „Масленица широкая“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: чучело Масленицы, карточки с названиями дней недели и их значением в масленичную неделю, иллюстрация о зиме, копии картин В. Антонова «Федоскино», Т. Назаренко «Зимние гуляния», запись народной музыки, канат, призы.
Предварительная работа
1. Рассматривание иллюстраций о народных гуляниях, о праздниках.
2. Чтение произведений о зиме и Масленице (сказок, поговорок, стихов).
3. Разучивание стихотворений о Масленице.
Ход занятия:
1. Интеллектуальная разминка
- Назови зимние месяцы.
- Сколько месяцев в году?
- Какое время года для тебя любимое?
- Какое сейчас время года?
- Из чего сделан снег?
- Что ест зимой жаба?
- Назови праздники, которые знаешь.
- Кто красивее всех?
- Какого цвета ночь?
- Назови части суток.
- Что такое праздник?
2. Рассказ воспитателя о празднике
Воспитатель: Мы сегодня вспомнили с вами о праздниках. И я расскажу вам о еще одном - последнем зимнем празднике Масленице. Масленица - самый любимый народный зимний праздник. Обычно этот праздник бывает в конце февраля - начале марта. Он возвещает всем об окончании зимы и приходе весны. Народ отмечает этот праздник шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Поэтому Масленицу называли широкой, удалой, веселой, чесной. Живет Масленица одну неделю. Сколько это дней? Да, целых семь дней, и каждый день в масленичную неделю имеет свое название и свое значение. Давайте сначала вспомним, как называются обычные дни недели.
Ответы детей.
3. Дидактическая игра «Собери масленичную неделю»
Воспитатель: Я предлагаю вам игру, которая поможет узнать, как называются дни масленичной недели. Посмотрите, на ковре разложены карточки. На одних написаны названия обычных дней недели, которые мы только что назвали, а на других - названия масленичных дней недели. Наша задача: сначала разобрать их по группам, а потом найти соответствующие дни.
Воспитатель предлагает одной группе детей выбрать карточки с днями недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) и разложить их последовательно. Вторая группа детей отбирает карточки с названиями: встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тещины вечера, посиделки, прощеное воскресенье.
Воспитатель предлагает прочесть названия масленичных дней недели и попробовать их соотнести с обычными названиями, обосновав свой ответ. Затем воспитатель объясняет детям значение этих дней.
Понедельник - встреча.
Вторник - заигрыш (день игр и развлечений).
Среда - лакомка (все лакомятся сладостями).
Четверг - разгул (самый веселый день).
Пятница - тещины вечера (папы идут в гости на блины в бабушкам - маминым мамам).
Суббота - посиделки (родственники собираются вместе на обед, ужин, общаются).
Воскресенье - прощеное воскресенье, проводы Масленицы (все должны простить друг другу обиды, признают свои ошибки, мирятся друг с другом).
4. Встреча с Масленицей
Воспитатель: Какой сегодня день недели? (Четверг). А по масленичному? (Разгул). Значит, будем сегодня веселиться, играть. Рассаживайтесь, детвора, ехать к Масленице пора!
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На санчатах расписных,
На кониках вороных.
Воспитатель вносит чучело Масленицы и устанавливает его на возвышении.
Воспитатель: С Масленицей принято здороваться да и в гости ее приглашать. Ну-ка, ребята, поприветствуйте нашу гостью.
Дети:
Душа ты, наша Масленица, Умом насладиться,
Перепелиные косточки, Речью повеселиться.
Соломенное твое тельце. Акулина Ивановна,
Сладкая твоя речь, Красная краса, русская коса,
Приходи к нам в гости. Приезжай к нам в гости
Авдотья Ивановна, На широкий двор,
Приезжай ко мне в гости На горках покататься
Душою потешиться, И блинами полакомиться.
5. Чтение стихов детьми
Воспитатель: Принимай, Масленица, приглашение, да начинай свое веселье. А вы, ребята, потешьте нас словом творческим.
Дети читают стихи:
1-й ребенок:
Наша Масленица годовая, Она гостьюшка дорогая! Она пешая к нам не ходит, Все на конях разъезжает, Чтобы кони были вороные, А слуги - молодые!
2-й ребенок:
Наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
3-й ребенок:
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся!
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
4-й ребенок:
Масленица - блиноедка
Накормила всех людей!
Заиграла, заплясала,
Сразу стало веселей!
6. Составление рассказов по представлению
Воспитатель: Да, много развлечений дарит нам зима. А на Масленицу всегда устраивали народные гуляния, водили хороводы, играли, веселились. Давайте попробуем представить, услышать, увидеть то, что происходило на этом празднике.
Под народную музыку дети подходят к иллюстративному материалу, внимательно его рассматривают.
Воспитатель: Итак, расскажите всем нам, кто что увидел, услышал на празднике Масленица.
Составление рассказов детьми.
7. Физкультминутка «По голому столбу»
Воспитатель: Веселые затеи дарила людям Масленица. Вот одна игра называлась «По голому столбу». На длинный гладкий столб, залитый водой и замерзший, подвешивали разные призы. Тот смельчак, который смог залезть на столб и достать приз, забирал его себе. Но не всем это удавалось. А нам удастся? Начинается соревнование!
Дети залезают по канату, на котором привязаны призы.
8. Беседа с детьми
Воспитатель: На Масленицу по улицам ходили скоморохи. Кто это такие?
Ответы детей. (Например, это веселые люди, которые веселили, смешили людей. Люди, похожие на клоунов. И т. д.)
Воспитатель: Скоморохи пели любимые песни, предлагали людям разные игры. Ходил поводырь с медведем и веселил чесной народ. А еще скоморохи продавали блины - обязательное угощение, лакомство на Масленицу. Скоморохи зазывали людей: «Как на масленичной неделе из трубы блины летели. А вы их уже ели?». Ребята, а дома вы уже ели блины? Если нет, попросите своих мам и бабушек испечь вкусные блины. А знаете ли вы, из чего их пекут? С чем их пекут?
Ответы детей.
9. Разминка для глаз
На доске расположены карточки с названиями дней недели. Детям предлагается переводить взгляд с одного дня недели на другой, названный воспитателем.
10. Игра на внимание «Чего на свете не бывает?»
Воспитатель: Вот и нам скоморохи предложили игру, называется она «Чего на свете не бывает?». Рассмотрите внимательно картину и назовите, чего не бывает зимой. (На картине допущены неточности).
Ответы детей.
Вот и наш праздник подходит к концу. Но давайте вспомним, как называется последний день праздника Масленицы? Что нужно делать в этот день? Не забудьте все это проделать, когда наступит воскресенье. По народной традиции чучело Масленицы сжигают. Тепло от ее костра приближает приход весны, света, тепла. Давайте поиграем еще в одну игру, в которую играли люди на Масленицу. Игра называется «Перепрыгни через костер».
11. Подвижная игра «Перепрыгни через костер»
Дети по очереди перепрыгивают через «костер», стараясь не коснуться «языков пламени».
Итог занятия.