Елена Шашкова
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в прошлое Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет: Образовательная область «Музыка»
Участники: Воспитанники 6-7 лет; музыкальный руководитель; персонаж – казачка Галина Васильевна воспитатель подготовительной группы ДОУ.
Аннотация
Конспект занятия разработан для детей подготовительной группы по художественно-эстетической деятельности. В нём представлено знакомство дошкольников с историей и культурой Кубани через различные виды музыкальной деятельности : слушание музыки, музыкально-дидактическая игра, пение и музыкально-ритмические движения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие в прошлое Кубани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Цель занятия: Формирование представления об особенностях культуры и истории Кубани.
Задачи занятия: Развивать познавательный интерес к истории своего народа, через применение электронных образовательных ресурсов. Воспитывать любовь к родному краю, чувство уважения к старшим поколениям, к традициям Кубани и Кубанскому фольклору.
Демонстрационный материал: экран, проектор, презентация «Путешествие в прошлое», музыкальный центр, флешноситель с кубанскими песнями, макет кубанской хаты, подворья, кувшин, иллюстрации.
Автор работы: Шашкова Елена Николаевна, музыкальный руководитель.
Место работы: Краснодарский край, станица Староминская (МАДОУ ДСКВ№10 «Берёзка»).
Ход образовательной деятельности:
Под музыку «Марша» Е. Тиличеевой дети входят в зал и садятся на стулья.
Мультимедийная презентация: слайд № 1 «Название презентации с фотографией поля с пшеницей» [1]
Педагог: Ребята, сегодня я получила очень необычное электронное письмо из прошлого. Давайте посмотрим, что там.
Слайд №2 Видео ролик «Обращение казачки к ребятам» (Для просмотра видео нужно перейти по ссылке https://yadi.sk/i/n8Fj0y8HZbJJd [2]
(Использование ЭОР в начале занятие позволит настроить детей на интересное приключение, повысить интерес к музыкальной деятельности)
На экране Казачка: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Галина Васильевна. Вы живёте в чудесном месте, где широкие кубанские степи, могучие высокие горы, прекрасные добрые и щедрые люди. Я как и вы родилась на Кубани, но жила в то время, когда не было ни телефонов, ни машин. Я предлагаю вам отправиться в путешествие – в прошлое Кубани. Вот вам старинный кувшин, он перенесёт вас ко мне.
Педагог: (смотрит по сторонам и ищет кувшин) А где же этот кувшин? Давайте поищем его (кувшин стоит на видном месте и дети находят его)
Педагог: Ну что, ребята, вы согласны перенестись в прошлое и узнать, как жили наши предки?
Дети: Да!
Педагог: Ну тогда давайте встанем все в круг, и дотронемся до нашего кувшина (становятся в круг и дотрагиваются до кувшина, звучит песня на музыкальном центре с помощью флешносителя в исполнении кубанского казачьего хора «Ой да Краснодарский край») [3]
Педагог: Ребята, кажется мы уже оказались с вами в прошлом.
(Под музыку песню «Ой да краснодарский край» дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макет хаты, подворья. Появляется Галина Васильевна.)
Галина Васильевна: Здравствуйте, ребятки! Мира вам и добра! Я очень люблю свой край и могу столько интересного рассказать вам о нём. Вот вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Мультимедийная презентация: слайд № 3 «Фото казаков» [4]
Галина Васильевна: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые, которых императрица Екатерина вторая поселила на Кубани.
Мультимедийная презентация: слайд № 4 «Фото казаков» [5]
Галина Васильевна: Песня сопровождала казака во всех делах и отражала всю его жизнь. А казаки с песней умели и храбро воевать, и жить честно, и были смелые, бесстрашные (обращается к детям) : Ребята, а вы знаете песни про казаков?
Дети: Да!
Галина Васильевна: И как называется эта песня?
Дети: Казачата.
Педагог: (обращается к детям) Ребята, а давайте для Галины Васильевны споём нашу любимую песню «Казачата» (композитор Ольга Полякова) [6,7]
Галина Васильевна: Ребята, какие Вы молодцы! Я и не знала, что вы знаете такие хорошие песни. Ну что, продолжаем путешествие в прошлое дальше?
Дети: Да!
Галина Васильевна: А сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели, как раньше одевались на Кубани.
Мультимедийная презентация: слайд № 5 «Фото казаков в шароварах»
Фото № 1: казак в синих шароварах [8]
Галина Васильевна: Национальная кубанская одежда очень древняя. Конные казаки носили синие широкие шаровары и рубаху красного или белого цвета. В узких-то штанах на коня не сядешь.
Фото № 2: казак в костюме. [9]
Галина Васильевна: Но была и другая форма костюма казаков. Это черкеска черного цвета и шаровары, башлык и шапка. На ногах у казака должны быть сапоги. Кинжал и сабля вешались к поясу казака.
Педагог: Ребята, скажите, а сейчас носят такую одежду?
Дети: Нет!
Педагог: Почему?
Дети: (отвечают)
Мультимедийная презентация: слайд № 6 «Фото костюма казачки» [10]
Галина Васильевна: А теперь посмотрите на костюм казачки. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. На голову надевали красивые платки, на ноги надевали полусапожки. Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.
Мультимедийная презентация: слайд № 7 «Фото костюма казачки» [11,12]
Галина Васильевна: Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.
Галина Васильевна: Женщины заплетали волосы вокруг головы.
Педагог: Ребята, Галина Васильевна так много рассказала Вам о казачьих костюмах, мне очень хочется проверить, какими внимательными Вы были. Давайте поиграем в игру.
Проводится игра игра «Что Лишнее» (Использование ЭОР при проведении музыкально-дидактической игры повышает интерес и мотивацию дошкольников, способствует формированию образного мышления.)
Мультимедийная презентация: слайд № 8 «Что лишнее»
(на слайде по очереди появляются элементы мужской казачьей одежды, дети должны угадать название и узнать какой элемент костюма лишний)
Фото №1 на слайде картинка шароваров с рубахой [13]
Фото №2 на слайде картинка папахи [14]
Фото№3 на слайде черкеска [15]
Фото№4 картинка башлыка [16]
Фото№5 на слайде картинка ковбойской шляпы [17]
Галина Васильевна: Мне очень приятно, что вы так хорошо справились с заданиями. Пришла пора окунуться в историю кубанского народного фольклора и поговорить об обрядовых песнях. Издавна Кубань славилась своими песнями. Не только казаки пели и сочиняли песни.
Мультимедийная презентация слайд № 9 «Фото масленицы» [18,19]
Галина Васильевна: В станицах и хуторах народ сам создавал, придумывал стихи, мелодии. Очень часто создавались частушки, песни, связанные с обрядами, праздниками или обычаями кубанского народа. Например, на Масленицу обычно «водили козу». Кого-нибудь из взрослых или детей наряжали козой и водили по домам с песней «Ох, ты козушка, ох, ты матушка». Для сохранения семейного счастья на Троицу готовили особую яичницу
Мультимедийная презентация слайд №11 «Фото троицы» [20,21]
Галина Васильевна: На Троицу «водили кукушку» – одну девушку украшали цветами, другую наряжали в мужскую одежду, ряженые плясали на улице, а остальные пели песню «Ой, Дунюшка, любушка».
Мультимедийная презентация слайд № 12 «Фото празднования рождества» [22,23]
Галина Васильевна: Накануне Рождества ходили по дворам и пели колядки, за что получали подарки. Особенно много и охотно пели на свадьбах. Любимыми песнями были «Ехали казаки из дому до дону», «Распрягайте, хлопцы, коней»,«Казачий край» (По ходу рассказа включаются отрывки фонограмм песен). [24] (Использование ЭОР при прослушивании кубанских песен позволяет накапливать опыт восприятия для творчества и исполнительства)
Педагог: Ребята, а какие у нас сохранились обрядовые праздники?
Дети: (ответы детей).
Галина Васильевна: Давайте с вами станем в круг и все вместе споём кубанскую песню. Я буду петь, а вы мне будете подпевать.
Исполняется песня «Распрягайте хлопцы кони». [25]
Галина Васильевна: Ребята, моему сердцу очень тепло и приятно, что у нас растут замечательные потомки, которые хотят знать историю своего края и любят его.
Педагог: Спасибо вам за ваше радушие и гостеприимство, но нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. Передайте, что мы любим свой край, будем все делать, чтоб он процветал, будем и дальше знакомиться с историей своего края и нашего народа.
Галина Васильевна: Ребята, мне очень хочется подарить вам этот кувшин. Если вам захочется попасть ко мне снова, милости прошу.
Педагог: Мы очень рады, что побывали у вас.
Дети: Спасибо! До свидания.
(Под кубанскую музыку уходят в группу.)
В процессе занятия используются следующие ЭОР:
1. Музыкальный цент;
2. Ноутбук;
3. Экран;
4. Проектор;
5. Флешноситель;
Литература:
1. Орлова А. В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995
2. Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002
В процессе занятия используются следующие ЭОР:
1. Музыкальный цент;
2. Ноутбук;
3. Экран;
4. Проектор;
5. Флешноситель;
иллюстративный материал найден в результате свободного поиска в Интернете и вставлен в презентацию с помошью программы Power Point.
Литература:
1. Орлова А. В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995
2. Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002