Анна Кочетыгова
Сценарий открытого занятия для воспитанников социально-реабилитационного цента «Коми край»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по программе «Родимая сторонушка»
Тема: «Коми край».
Цель: Приобщение несовершеннолетних к культуре родного края.
Задачи:
Обучающие 1. Дать представление о Коми крае, его территориальных границах, названиях городов;
2. Расширить знания детей о природе и богатствах Коми края;
Воспитательные 1. Прививать любовь и бережное отношение к родной земле;
Публикация «Сценарий открытого занятия для воспитанников социально-реабилитационного цента „Коми край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Воспитывать наблюдательность, логическое мышление;
Развивающие: Развивать в детях творческую инициативу.
Материал: 2 ватмана, клей, заготовки картинок животных, леса, птиц коми края. Наглядный материал: рисунки детей, картины природы Коми края, карта Коми республики, 2 стола, фонограмма песни «Наш край».
Ход занятия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами живем? (В Ухте, на севере, в Республике Коми)
- Я летом отдыхала на юге и в разговоре с людьми узнала, что мало кто знает и, мало кто слышал о нашей Республике, а уж тем более об Ухте. И мне стало очень обидно за нашу Республику.
- А если бы вы у вас спросили о Республике Коми, то что бы вы рассказали о ней? (ответы детей)
- Молодцы! (на стене висит карта Коми Республики, подхожу к ней).
- Обратите внимание! У нас есть карта Коми республики. Вот это все наша республика.
- А кто из вас сможет показать наш город Ухту? (приглашаю желающего)
- Итак, мы живем в Ухте. Коми республика –это наша Родина. А что такое родина? ( ответы: это место, где человек родился, живет, где ему все родное и близкое)
- А какой город-главный в нашей Республике? (ответ Сыктывкар)
- Кто желает показать его на карте? (приглашаю желающего)
- А какие вы знаете еще города в нашей Республике? Давайте, вы будете называть, а я буду показывать их на карте).
( ответы: Микунь, Эжва, Сосногорск, Воркута, Инта, Усинск, Печора, Вуктыл).
- А какой город самый северный? (ответ Воркута)
- А чем знаменит этот город? (ответы)
- Да, Воркута-это город шахтеров, там добывают ценное топливо для всей страны- каменный уголь. Каменный уголь добывают еще в одном городе Коми республики- городе Инта.
- А теперь поговорим о столице г. Сыктывкар.
-Кто знает, как раньше назывался город? (ответы Усть-Сысольск)
- А почему он имел такое название? (ответы потому что город стоит на реке Сысола)
- Какая промышленность развита в Сыктывкаре? (ответы Лесоперерабатывающая промышленность). Это большой культурный центр Республики, тут есть театры, музеи, разные учебные заведения, а еще здесь находится правительство республики.
- Угадайте, о каком городе я буду рассказывать:
Не пугайтесь облачка серого,
Прилетайте на Яке, на Ту.
Неслучайно «жемчужиной севера»
Называют наш город…. (ответ Ухту)
-Чем же наш город так прекрасен, что его называют «Жемчужиной севера»? (ответы)
- Да, действительно, Ухта- это современный город с многочисленными хорошо оснащенными предприятиями. Образовательный потенциал города большой. Можно долго перечислять все то, что произошло в жизни нашего города, возникшего вместе с предприятиями по добыче нефти и газа, а со временем превратился в центр управления нефтегазовой отраслью Европейского севера России. Многие поэты посвящали и посвящают стихи нашему городу, давайте послушаем их: (рассказывают дети) :
1. В Ухте я родился,
В Ухте я расту,
Город родной мой
Всем сердцем люблю!
2. Ей всего-то полвека с лишним,
И поверьте на слово мне:
Всем зарубежьям –дальним и ближним
Есть что сказать об Ухте.
3. Между древних острогов Тимана
Вьется речка-светла и чиста,
Били здесь нефтяные фонтаны,
А теперь вырос город Ухта.
4. мы воздвигли заводы и промыслы,
Нефть покорно по трубам бежит.
Не фантазия это, не домыслы,
Приезжайте гостить к нам и жить.
5. И вам спасибо, наши отцы,
За труд от зари до зари,
Чтоб дети учились, рябины цвели,
Ухтой мы гордиться могли.
6. Дружбы народов наша страница:
Коми, славянин, чуваш…
В Ухте повезло нам вместе трудиться,
Краше чтоб стал город наш!
- А теперь послушайте стихотворение Альберта Ванеева и ответьте, какими богатствами славна наша Республика по словам поэта?
- Тихие, задумчивые сосны,
И под снегом сон тереревов,
И фонтаны в крае нефтеносном,
И огни растущих городов;
В новых селах- древние былины,
Золотые скирды на полях-
Это север-край неповторимый.
Край отцов и родина моя
Нет белоночья безбрежней
Когда цветут тополя…
Нет в мире земли белоснежней,
чем Коми-родная земля! (ответы детей)
- Велика наша Коми земля, сурова ее природа. Долго длится зима и короткое лето. Но природа нашей республики очень многообразна. Почти вся территория покрыта тайгой.
- А кто знает, как на Коми языке будет тайга? (ответ Парма)
- А что такое тайга? (непроходимый лес)
- В тайге растет огромное количество деревьев и растений, грибов, ягод. Давайте перечислим их (ель, пихта, кедр, береза, осина, рябина и т. д.).
-А в тундре деревьев нет, только карликовая березка и мох. (Воркута).
- Какие животные проживают в наших таежных лесах? (бурый медведь, волк, рысь, росомаха, лось, лиса, заяц)
-А каких таежных птиц вы знаете? (глухарь, тетерев, рябчик, а в тундре-белая куропатка)
-Также в нашей республике много рек и озер, болот. Какие реки вы знаете? (Вычегда, Печора, Сысола, Ухта)
-А какой основной промысел у коми народа? (рыболовство, оленеводство, занятие охотой).
- Каких рыб вы знаете, которые водятся в наших северных реках? ( ответы: семга, хариус, сиг, налим и т. д.)
-Коль мы заговорили о промысле Коми народа, я предлагаю вам немного поиграть в коми народную игру «Невод» (играют)
- Присаживайтесь на свои места. А я для вас приготовила загадки о природе коми края :
1. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
2. Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
3. В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы
Сели на косицы. (береза)
4. Никто не пугает,
А вся дрожит. (осина)
5. Ягодка нежная
Прячется в валежнике,
Сине-черная сладкая,
Смотрит украдкою.
Рви да знай-
Руки не замарай! (черника)
6. Похожа на малину,
Живу в низине,
Люблю болото!
Коль сорвать охота-
Не ленись, наклонись,
Желтой ягодкой насладись.
Подумай немножко.
Как меня зовут?. (морошка)
7. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Из дали приметных.
Собирай не мешкай!
Это… (сыроежки)
8. Под водой проплыла,
Рыба с пастью как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите (щука)
- Молодцы! А теперь предлагаю вам сделать коллаж на ватманах. На тему: «Наш край» Каким вы его представляете. Подходите к столам. На столах лежат ватманы, клей и картинки, которые вы должны выбрать и которые относятся к природе нашего края. Вы выбираете и наклеиваете на ватман. А потом мы посмотрим, правильно ли вы выбрали картинки. (делайте аккуратно, не торопитесь).
- Давайте посмотрим. Что у вас получилось. (рассматривают работы).
- А в завершении нашего занятия. Предлагаю спеть песню, которая называется «Наш край». Спасибо, занятие окончено.