Екатерина Губина
Сценарий педагогического совета «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический педсовет №4
Тема: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"
Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах приобщения дошкольников к театрализованной деятельности.
Форма проведения: устный журнал
Повестка дня:
1. Вступительное слово заведующей ДОУ.
Публикация «Сценарий педагогического совета „Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
2. Презентация «Влияние театральной деятельности на развитие речи дошкольников» (педагог-психолог).
3. Аналитические отчеты воспитателей по работе над годовой задачей.
4. Справка по итогам тематической проверки «Организация театрализованной деятельности с детьми в условиях ДОУ» (зам. зав. по ВМР).
5. Решение педагогических ситуаций
6. Этюды на выявление актерских умений
7. Решение педсовета.
Ход педсовета
Организационный момент. Педагогам предложили прочесть текст с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно) : «Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
1. Вступительное слово заведующей МБДОУ ЦРР № 225:
Уважаемые коллеги!
Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения: развитие речи воспитанников через реализацию театрализованной деятельности.
Современная педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Особая роль в решении задач художественно-эстетического воспитания дошкольников принадлежит театрализованной деятельности.
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся и художественно-эстетического воспитания, и развития речи, и социализации ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. И это всё сейчас требуется по ФГОС: организация конструктивного взаимодействия, создание позитивных условий доброжелательных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
И наша сегодняшняя работа, мы надеемся, окажет вам практическую помощь в организации театрализованной деятельности с воспитанниками, выявит трудности в работе и имеющийся положительный опыт.
2. Презентация «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников» (педагог-психолог)
3. Аналитические отчеты воспитателей по работе над годовой задачей.
4. Справка по итогам тематической проверки «Организация театрализованной деятельности с детьми в условиях ДОУ».
5. Решение педагогических ситуаций
А) В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т. д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.
Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?
Б) Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».
Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?
В) Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо.
Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра Катя. Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать. «В кукольном театре, — сказала мама, — прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, всё ли хорошо получается. Вот так и мы сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать. Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.
Во всех этих делах Миша принимал самое деятельное участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье. Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.
Объясните резкие перемены в поведении Миши.
В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?
6. Этюды на выявление актерских умений.
Как мы уже отметили, что основная задача педагога не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми- актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала. Для этого педагогу необходимо самому уметь выразительно читать, рассказывать быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога-образец для подражания, поэтому прежде чем предложить детям, необходимо неоднократно поупражняться самому. Предложить педагогам проверить свои творческие возможности и выполнить ряд этюдов.
- Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.
- Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.
- Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.
Прочесть скороговорку:
Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,
что все скороговорки перевыскороговорит,
но, раскороговорившись, выскороговаривал,
что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь
7. Вывод: Следовательно, развитие ребенка через театрально-игровую деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни. ( пример: проведение в нашем ДОУ Театральной недели в конце марта 2014г.)
Проект решения педсовета.
1. Продолжать работу по театрально-игровой деятельности детей, в планах отражать эту работу (воспитатели групп, в течение года).
2. В каждой возрастной группе проводить перед НОД артикуляционную гимнастику. Создать картотеку арт. упр. в каждой группе. Ответственные: воспитатели ДОУ Сроки исполнения: к установ. педсовету (август 2014г.)
3. Систематизировать всю детскую литературу по разделам и обозначить срок итоговый педсовет (май 2014г)
4. В календарных планах отражать текущую работу с родителями в разделе «Взаимодействие с родителями» май 2014г.
6. Пополнить наглядно-информационные центры консультативным материалом, согласно возрастным требованиям и специфике театральной деятельности.
Сроки исполнения: до 24.05.2014г.
Ответственные: воспитатели групп, музыкальные руководители
8. Ввести в алгоритм календарного планирования проведение театрализованных игр, этюдов, дыхательных и артикуляционных упражнений.
Сроки исполнения: .2014г-2015уч. г. Ответственные: воспитатели, зам. зав по ВМР.
9. Продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме организации и проведении театрально-игровой деятельности в соответствии ФГОС
Сроки исполнения: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.
Ответственные: воспитатели групп
Сроки исполнения: 25.05.2014г.