Анна Бабенко
Сценарий праздничного мероприятия «День рождения Домового»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
праздничного мероприятия
«День рождения Домового»
Владивосток 2024
Цель: создать атмосферу радости и доверия, расширять кругозор, вызывать положительные эмоции от совместного времяпровождения.
Задачи: дать детям элементарные знания об обычае отмечать день рождения домового, познакомить детей с народными традициями, обычаями, поверьями, фольклором.
Форма проведения: праздник (все возрастные группы).
Мероприятие проводится в музыкальном зале детского сада.
Публикация «Сценарий праздничного мероприятия „День рождения Домового“» размещена в разделах
Персонажи: Домовёнок Нафаня.
Атрибуты: аудиоколонка, аудиозаписи весёлой музыки для проведения конкурсов, аудиозапись песни «Домовёнок» (ансамбль «Мультикейс», автор песни – Елена Плотникова, два набора крупного строительного материала (большие пластмассовые кубики и прочее, одежда (два набора, парики - 2 штуки, две пары обуви (сапоги или валенки, наборы овощей и фруктов и прочих предметов (два набора, две корзинки, угощения (конфеты) для домовёнка и детей, картинки с изображением веника и пылесоса, стиральной доски и стиральной машинки, русской печи и электрической плиты, избы и многоэтажного дома.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились не просто так. Сегодня я расскажу вам о таинственном стародавнем обычае, который соблюдали наши с вами предки. Интересно, правда? Много-много лет назад каждый год 10 февраля люди на Руси традиционно отмечали Кудесы - день рождения домового. Это давняя славянская традиция. Славяне – это наши с вами старинные предки. Если вы никогда не общались с домовым или не знаете, есть ли он у вас в доме или нет, 10 февраля — прекрасное время, чтобы узнать это и подружиться с ним. В ночь с 9 на 10 февраля поставьте в укромный уголок тарелку с угощением: ложку каши, кусочек пирога или сладкой булочки, конфеты или кусочек сахара. Из конфет домовенок больше всего любит карамельки, подушечки или леденцы. На тарелку с угощением для именинника также кладут монеты. Монеты — это просьба к домовому заботиться о достатке в доме. Утром эти монетки собирают, кладут в красивый мешочек и убирают в потайное место до следующего года.
Угощает домового обычно хозяйка (домовые больше благоволят к женщинам, при этом она трижды произносит: «Хозяин-батюшка, домовой, от меня, Хозяюшки, прими угощение в знак уважения, ешь-пей, гуляй, мне – Хозяюшке - и моей семье помогай, от бед и болезней защищай, жить в благополучии и богатстве помогай!» После каждого произнесенного обращения надо поклониться домовому до земли. После этого вся семья отправляется спать, чтобы не мешать домовому полакомиться угощением.
Многое изменилось с тех давних пор! Изменились наши жилища, ведь раньше люди жили в избах, а теперь живут в домах и квартирах. А ещё появилась у нас с вами бытовая техника. Раньше люди делали уборку с помощью веника, а теперь нам помогает пылесос; раньше стирали одежду люди на стиральной доске, а теперь за нас стирает стиральная машина; раньше люди готовили пищу в русской печи, а теперь мы готовим на электрической или газовой плите (показывает в процессе картинки с изображениями всего перечисленного). Однако и сегодня многие верят в это волшебное существо. Кто же такой домовой? Итак, домовой – это волшебное существо из языческого прошлого славян. Считается, что это помощник по дому, его хранитель. В то же время он имеет своенравный и часто проказливый характер. По одной из легенд, изначально домовой был духом в свите славянского бога Велеса. Часть духов из этой свиты остались жить с людьми. Так появились домовые, лешие, водяные и так далее. Считается, что домовые живут сотни лет. Они могут быть молодые, а могут быть уже старички, лицом похожие на хозяина дома.
Раздаётся стук
Ведущая: Ой, дети, вы слышите стук -O- А кто же это может стучать -O- Может быть, это домовой, который живёт в нашем детском саду? Только, я думаю, так как у нас садик детский, то и живёт у нас не домовой, а домовёнок! Давайте позовём его, вдруг он к нам выйдет? Позовём все вместе: «Домовёнок, выходи!». Дети кричат хором: «Домовёнок, выходи!»
Выходит Домовёнок (под музыку).
Проходит по залу, машет детям рукой.
Ведущая: Здравствуй, домовёнок!
Домовёнок: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые!
Ведущая: Как хорошо, что ты пришёл к нам на праздник! А мы как раз отмечаем сегодня твой день рождения! Расскажи нам, Домовёнок, как тебя зовут? Чем ты любишь заниматься?
Домовёнок: Меня зовут Нафаня! Я давно живу в вашем детском саду! И мне здесь жить очень нравится! А многие мои друзья живут в домах и квартирах. Я расскажу вам, что делает домовой в доме! Домовой помогает хозяевам, если они ему нравятся. А если не нравятся – устраивает пакости, портит вещи и даже пугает. Таким образом он их пытается перевоспитать и образумить. По душе домовому те люди, кто соблюдает чистоту в квартире, не ругается и старается жить дружно. Тогда домовой поддерживает в исправности краны, бытовую технику, порядок в доме и следит за сохранностью продуктов. Домовой может и предупредить хозяев о чём-то. Например, если у вас дома начало всё ломаться, скисает молоко или портятся продукты – это предупреждение, что в доме что-то не ладно. Кроме ремонтных работ подумайте и о том, как всё исправить. Например, устройте уборку в доме, разберите шкафы, наведите везде порядок и помиритесь с близкими. Ещё домовой любит и бережёт детей. У доброго домового ребёнок редко плачет и быстро засыпает, потому что он читает малышу сказки и навевает добрые сны.
Ведущая: А играть ты любишь, Нафаня?
Домовёнок: Очень люблю!
Ведущая: Давай вместе с детьми поиграем! Дети, мы с вами знаем, что у домового всегда должен быть дом – на то ведь он и домовой, правда? А давайте разделимся сейчас на две команды и построим для нашего домовёнка Нафани дом?
Дети делятся на две равные команды, у каждой команды – контейнер с крупным строительным материалом (одинаковое количество). Каждый ребёнок по очереди берёт один кубик и бежит на другой конец зала, там из кубиков начинает строить дом для домового, возвращается в конец строя к своей команде, тогда бежит следующий ребёнок и т. д. пока домик не будет построен, и все кубики не закончатся. Конкурс проходит под музыку. Побеждает команда, первой закончившая «строительство». (Этот конкурс для всех возрастных групп)
Домовёнок: Вот это вы хорошо потрудились, дети! Какие дома для меня построили! Оба дома хороши! Порадовали Нафаню!
Ведущая: А теперь давайте подготовим угощения для нашего домовёнка! Домовёнок очень любит и овощи, и фрукты!
Дети делятся на две равные команды, у каждой команды – контейнер с набором пластмассовых овощей и фруктов вперемешку с другими игрушками (машинками, зверятами, деталями конструктора и т. п. (одинаковое количество). Каждый ребёнок по очереди берёт один овощ или фрукт и бежит на другой конец зала, там кладет их в корзинку для домового, возвращается в конец строя к своей команде, тогда бежит следующий ребёнок и т. д. пока все овощи и фрукты не окажутся в корзинке. Конкурс проходит под музыку. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием. (Этот конкурс для средних и младших возрастных групп)
Домовёнок: Молодцы, дети! Овощи и фрукты я очень люблю! Обе команды справились! Порадовали Нафаню угощением!
Ведущая: Дети, мы с вами знаем, что домовые могут быть разные – и старенькие, и молодые, и домовята – как у нас с вами. И выглядеть они могут по-разному. Давайте с вами ещё поиграем и представим, как может выглядеть домовой! Давайте снова разделимся на две команды, выберем в каждой команде своего «домовёнка» и нарядим его!
Дети делятся на две равные команды, от каждой команды – один ребёнок в роли домовёнка – стоит напротив своей команды на другом конце зала, рядом с ним – корзина с одеждой (одинаковое количество, парик, обувь (валенки или сапоги). Каждый ребёнок из команды по очереди бежит на другой конец зала, берёт из своей корзинки любой предмет одежды и надевает на своего «домовёнка», потом возвращается в конец строя к своей команде, тогда бежит следующий ребёнок и т. д. пока все предметы одежды, парик и обувь не окажутся на «домовёнке». Конкурс проходит под музыку. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием. (Этот конкурс для старших и подготовительных возрастных групп)
Домовёнок: Вот это вы хорошо постарались, дети! Какие красивые домовята у вас получились! Оба домовёнка хороши! Порадовали Нафаню! А теперь, детишки, я приглашаю вас со мной потанцевать!
Танец с домовёнком Нафаней под песню «Домовёнок» (ансамбль «Мультикейс», автор песни – Елена Плотникова).
Ведущая: Итак, дети, теперь мы с вами знаем, что 10 февраля по древним славянским традициям люди празднуют «Кудесы» — день угощения домового. В этот день принято угощать и задабривать настоящего хозяина дома. Не забывайте, пожалуйста, о том, что: Домового нужно чтить
Иногда его кормить
И тогда - как говорят -
В доме будет мир и лад!
А теперь давайте угостим нашего домовёнка Нафаню конфетками! И будем помнить, что нам нужно содержать все наши вещи в порядке, все игрушки убирать на свои места и очень стараться не ругаться, не ссориться, жить дружно, чтобы не сердить нашего домовёнка Нафаню! А уж Нафаня украдкой будет за нами наблюдать! До свидания, Нафаня! До свидания, дети!
Домовёнок: До свидания!