Жаркова Галина Александровна
Сценарий праздника «Иван Купала» в старшей дошкольной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
Публикация «Сценарий праздника „Иван Купала“ в старшей дошкольной группе» размещена в разделах
- Иван Купала. Праздник для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2021
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование: музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры, стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
-просмотр мультфильма «Цветок папоротника» (1979);
-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек», «Бояре», «Бабка-Ёжка»;
- изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).
Ход мероприятия:
Праздник проводится на спортивной площадке.
Девица: встречает детей на площадке) : - Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые! Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала.
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой.
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного
Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды
и матушки Земли!
Иван Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зелёного покоса. Ещё этот праздник называли Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что все травы, собранные в эти дни, обладают целебной силой. Какие вы знаете целебные травы? (беседа с детьми о цвете липы, зверобое и др.). Ну-ка, отгадайте загадки!
Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть всегда её готовы (трава).
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи (ромашка).
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка (одуванчик).
Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги (подорожник).
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах. (Мяты)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар (одуванчик).
Девица: В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Дети: 1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.
2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Девица: Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»
ХОРОВОД «На Ивана Купала» («Волшебники двора»)
Пока дети водят хоровод, влетает Водяной.
Водяной:
Нет, ребята, вам прощенья.
Ждал от вас я угощенья,
Только вижу я, друзья,
Все забыли по меня.
Бегает по участку, пугает детей.
Девица:
Ой, смотрите, кто же это?
В тине весь и с бородой.
Кто пришёл на праздник летний?
Ну конечно … Водяной!
Водяной:
В тихой заводи речной
Сохраняю я покой,
Только очень в день рожденья
Хочется и мне веселья.
Девица:
Что ж, поможем Водяному?
Дети: Да!
Девица:
В день рожденья Водяного
Будем бегать и скакать
В игры разные играть!
Водяной:
Есть весёлая игра
Подходите детвора.
Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
Водяной:
Ох, воды скорей несите.
Помогите, помогите!
Поиграем в ручеёк,
Остит на всех поток.
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)
Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Кикимора:
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Здравствуй братик дорогой!
Рада встречи я с тобой!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей)
Девица: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)
Кикимора (дрожит) :
Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Девица:
Хорошо, ты оставайся
С нами вместе развлекайся.
Водяной:
Вот сестричка. Рад я встречи.
Ну чего ты там ворчишь?
В праздник мой пришла к нам в гости,
Заходи и веселись.
Кикимора:
У подруги есть метла и весёлая игра.
В круг скорее становитесь, и со мной повеселитесь.
Бабка-Ёжка. Для этой игры нам понадобится метла или веник, ведь какая может быть «Бабка-Ёжка» без метлы. Дети встают в круг, «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку» :
Бабка-Ёжка, костяная ножка.
Печку топила, ногу сварила,
Вышла на крылечко,
Съела человечка.
А потом и говорит.
И «Бабка-Ёжка» говорит: У меня живот болит.
После этих слов, она начинает крутить метлу по кругу над землей, а дети должны подпрыгивать, так чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.
Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на метлу и забирает к себе в избушку. Играют до тех пор, пока «Бабка-Ёжка» не переловит всех играющих, а потом все вместе катаются на метле. Есть и другой вариант игры: до кого «Бабка-Ёжка» дотронется метлой, тот становится «Бабкой-Ёжкой» и игра начинается сначала.
Девица:
На метле вы прокатили,
А венки сплести забыли.
Кикимора:
Ой, ребята, помогите,
И букет нам соберите.
Эстафета «Собери букет»
Дети садятся в колонне на присядки. Первый добегает до конца за него берётся последний ребёнок и они вместе возвращаются. Потом эти два ребёнка бегут в конец, за них цепляется следующий и они возвращаются назад и т. д.
После того как все дети соберутся в одну цепочку, они становятся в круг. Получается венок.
Водяной:
Эй, Кикимора моя,
Сплети веночек для меня!
Кикимора:
Ой, какой ты, Водяной,
Забери веночек мой.
Игра «Возьми венок». Число участников игры должно быть на одного человека больше числа венков. Дети встают в хоровод, в центре которого лежат венки. Пока играет музыка, все водят хоровод, но как только музыка прекращается, все стараются быстро поднять венок и одеть его на голову. Кому не хватило веночка, выбывает из игры, число участников уменьшается, число венков так же должно уменьшиться на один, и так до тех пор, пока не останется два участника и один венок. Победитель тот, кто первым схватит последний венок.
В конце игры Водяной остаётся без венка.
Водяной:
Ах, изволите мутить?
Ну, теперь уж мне водить!
Зря я что ли Водяной?
Много шума натворю,
Всех сейчас я намочу!
Игра "Пятнашки с водой"
Дети бегают по всей территории участка. Ведущие (взрослые) из водных пистолетов и брызгалок стараются "запятнать детей". Дети уворачиваются от струй воды. На кого попала вода, считается пойманным.
Водяной и Кикимора после игры грустные ходят по участку.
Девица:
Плохо стало Водяному.
И Кикимора грустна.
Что случилось? Заболела?
Пересохла вся она.
Водяной:
Дети, дети, помогите,
Намочите, намочите.
Девица:
Дети, нечисть пересохла.
Что же делать, как нам быть,
Надо нечисть намочить.
Игра «Собери капельки дождя». У каждого в руке по одной капельки. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны. Когда дети повесят все капельки - начинается дождь (герои брызгают из бутылок).
Водяной:
Вот какой мой день рожденья.
Много радости веселья,
Но домой нам всем пора.
До свиданья детвора!
Девица:
Славно мы повеселились.
С Водяным мы тут сдружились.
Мне Кикимора на ушко
Рассказала как подружке,
Где то там, в лесной глуши,
Пусть поищут малыши,
Папоротника яркий цвет.
И найдём от них привет.
Дети ищут и находят угощенье.