ольга бадулина
Сценарий праздника-развлечения «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.
Задачи:
Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы - масленицы
Способствовать развития интереса к народной культуре, народным традициям, народному творчеству.
Воспитывать любовь и уважение к народным традициям
Предварительная работа :
Беседа о традициях масленичной недели, рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
Публикация «Сценарий праздника-развлечения „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2018
Беседа о старинных русских словах и выражениях (сострячаем, каравайцы, блинцы, заигрыши, пиршество, вечёрки).
Изготовление поделки «Солнышко» - символа Масленицы
Ход
Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал, Останавливаются и встают полукругом.
Ведущая: Масленица-кривошейка! Встретим тебя хорошенько:
С блинцами, с каравайцами, с вареничками.
С сыром, маслом, калачом и печёным яйцом!
В первый день её встречают – весёлой песней зазывают.
Ведущая: Какое недавно закончилось время года?
Дети: Зима!
Ведущая: А зимние загадки отгадаете, ребятки?
Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт (снег)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет (мороз)
Тётушка крутая, белая да седая,
В мешке стужу трясёт, сугробы наметает,
Ковром землю устилает (зима)
Заря-заряница, Красная девица
Травку выпускает, росу расстилает.
Идёт стороной – с сохой, бороной
С ключевой водой (весна)
Ведущая: Вот и масленица пришла к нам. Её празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму и встречает…
Дети: …весну!
Ведущая: Правильно. Присаживайтесь, мы с вами сейчас всю масленичную неделю вспомним!
Под музыку дети проходят и садятся на стульчики.
Ведущая: В народе каждый день масленицы имел своё название. Начинается она в понедельник, который называется «встреча» (выносят Масленицу)
1 ребё нок: Ой, да Масленица во двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
Ой, да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!
Ведущая: В этот день встречают масленицу. Начинают печь блины.
Следом вторник – «заигрыши».
2 ребё нок: Приходите в гости к нам
Ко горячим, ко блинам.
Масленка, масленка,
Широкая масленка!
Ведущая: С утра начинали кататься с гор, строили снежные крепости, скоморохи пели свои частушки. Далее шла среда – «лакомка». В среду зятья – ваши папы – приходили на блины к тёщам – маминым мамам.
3 Ребё нок: Ой, ты лакомка-среда!
Масляна сковорода!
По законам старины –
Едем к тёще на блины!
Русская народная песня «Ой, блины». Дети свободно располагаются по залу и поют.
Ведущая: Вот четверг уж наступил – «разгул», самый весёлый день масленицы. Народ вовсю веселится и забавляется: люди катаются с ледяных гор, устраивают шуточные кулачные бои, шумные пиршества.
4 ребё нок: Широкая масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинками объедаемся!
Ведущая: Скажите, а на что похож блин? (На солнце)
Чем блин похож на солнышко? (круглый, жёлтый, горячий)
Из какой муки пекут блины? (гречневой, пшеничной, кукурузной)
С чем едят блины? (со сметаной, маслом, творогом, вареньем, икрой)
Молодцы, много вы знаете про блины!
Ведущая: А у нас уж пятница настала – «тёщины вечёрки», теперь уже зять тёщу к себе приглашал, блинами угощал.
5 ребё нок: Пятый день уж наступает,
А народ не убывает!
Тёщу на блины зовём,
И друзей своих ведём!
Мальчики играют на ложках под фонограмму русской народной песни «Как у наших у ворот».
Ведущая: В субботу окончательно прощаются с зимой. В этот день невестка дарит золовкам подарки. А кто такие золовки, знаете? Это папины сестрёнки. Суббота – «золовкины посиделки».
6 ребё нок: А в субботу не безделки –
Золовкины посиделки!
Красны девицы, вставайте –
Дорогих гостей встречайте!
Танец девочек «Матрёшки» (авторы Ку-Ко-Ша)
Ведущая: Вот и наступил последний день масленицы – прощёное воскресенье – или проводы масленицы. Заканчивались гулянья, на горах разводили костры – растапливали лёд, чтобы холод прогнать. Делали добрые дела и обязательно просили друг у друга прощения. Ребята, а как вы думаете, зачем просили прощения? (чтобы не обижаться друг на друга, жить в согласии).
Ведущая: Какие вы народные игры любите, предлагайте, поиграем!
Игра «Сидит Ваня на лугу».
Цель: развитие музыкальных способностей, ритмичности, ловкости, быстроты реакции, крупной моторики.
Ход игры: ведущий ребёнок сидит и играет на дудочке. Дети хлопают в ладоши на первый куплет, на второй куплет идут гулять по залу в разных направлениях. На третий куплет танцуют.
Сидит Ваня на лугу
И играет во дуду.
Хорошо дуда играет, выговаривает.
2. Выходите-ка на луг,
На зелёный луг гулять,
На зелёный луг гулять,
Да под дудочку плясать.
3. Ваня больше не играет
Ваня деток догоняет.
На окончание музыкальной фразы: «Ваня деток догоняет…», все убегают на места, а ведущий ребёнок – ловит.
Игра повторяется.
Ведущая: Как хорошо мы встретили весну, поиграли. Вот и пришла пора с масленицей прощаться.
7 ребё нок: Ты прощай, прощай
Наша масленица!
Ты пришла с добром,
Сыром, маслом, да яйцом!
8 ребё нок: Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!
Масленица, прощай!
На тот год опять приезжай!
Обращаются к гостям: Вы блинов давно не ели?
Вы блиночков захотели?
Да какая же Масленица без блинов, горячих, да румяных!
Масленицу провожаем, весну встречаем и блинами всех угощаем!
Отведайте наших блинов!
Ведущая: Приглашаем всех на улицу – в русские забавы поиграть, да и масленицу всем садом провожать.
Дети за ведущей змейкой уходят под музыку из зала.
«Русские забавы» на улице:
Золотые ворота. Ход игры: двое детей (Солнце и Луна) встают парами, поднимают руки вверх, образуя ворота. Остальные дети проходят по одному в ворота. Все проговаривают такие слова:
Пришла матушка-весна
Отворяй-ка ворота!
Первым март пришёл –
Первый снег сошёл.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
Ну а как пришёл май –
Солнце в терем приглашай!
На последних двух строках ведущая пара ловит того, кто проходит в воротах.
Перетягивание каната.
Метание снежков в Масленицу.