Татьяна Малосилкина
Сценарий праздника «Русская березка»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду дети ждут народные праздники, любят в них участвовать. Весну мы встречаем весело, прогоняем Зиму, обращаемся к старинным обрядам, обычаи соблюдаем. Готовимся к таким праздненствам основательно : учим песни, читаем сказки, узнаём пословицы, поговорки, приговорки, кричим веснянки, разыгрываем сценки, водим хороводы, готовим танцевальные номера. Конечно, наряжаемся в русские народные костюмы, их шьют родители, у каждого ребёнка есть свой неповторимый наряд. Приглашаем гостей на свой праздник. Вот один из таких праздников предлагаю посмотреть.
Публикация «Сценарий праздника „Русская березка“» размещена в разделах
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Троица. Празднуем День Святой Троицы
- Темочки
Сценарий праздника «Русская березка»
Цель: развитие речи детей как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становления разных видов детской деятельности.
Задачи:
Познание: продолжить знакомство с обрядовыми праздниками и обычаями – знакомить детей с обрядом чествования русской берёзки (завивания и развивания берёзки, обрядом кумления).
Коммуникация: обогащать и активизировать словарь детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать коммуникативные умения детей в публичных выступлениях.
Речевое развитие: совершенствовать грамотную структуру речи, обогащать словарь детей, развивать интонационно-выразительную речь, пополнять её образными выражениями.
Социализация: воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность; уважение к людям труда, любовь к родной природе, умение видеть красоту в окружающем.
. Художественное творчество: развивать творческие способности детей через театрализованные фольклорные представления, выразительность речевых и пантомимических действий
Музыка: воспитывать умение слушать музыкальные произведения, способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи сказочных образов.
Физическое развитие: развивать координацию движений; согласованно выполнять движения в соответствии с текстом.
Здоровье: сохранять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности.
Безопасность: формировать навыки безопасного поведения.
Интеграция образовательных областей:
познание, коммуникация, речевое развитие, социализация, здоровье, физическая культура, безопасность, музыка, художественное творчество.
Праздник «Русская берёзка».
Дети сидят на стульчиках, скамейках полукругом на поляне - это зрители. Участники действа идут за ведущей с песнями к зрителям.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости! Сколько вас на нашей волшебной полянке собралось. Прислушайтесь-ка, что это за шум такой? Это же листочки шелестят, так деревья между собой переговариваются: и осинки здесь, и елочки, и березоньки. А знаете, что они говорят? Праздник здесь будет - вот что они нам говорят. Сегодня и вправду праздник - березоньку мы славим, чествуем ее сегодня. Вот она, какая красавица белоствольная, листочки у нее резные да пахучие.
Входит березонька в сопровождении нескольких детей, вносит деревце-березку, украшенную лентами, цветами, венками. Березка здоровается, кланяется.
1 ребё нок: Девушки идут, березоньку несут. Белу, кудревату, листом листоватую. Чем она украшена? Лентами, венками, васильковыми цветами.
2 ребё нок: Ты порадуйся, белая березка! К тебе девушки идут, к тебе красные идут. Завивать венки идут и куличики несут.
3 ребё нок: Каждому листочку - по алому цветочку. Каждой веточке - по ленточке.
Дети подходят к березке, дарят ей ленты, цветы.
Ведущая: Нарядили мы нашу березоньку, подарили ей ленточки, цветочки, будем ей песни петь, да плясать (помогает завязывать ленты на березке). Поприветствуем березоньку!
Все участники хором: Березка моя, березонька! Березка моя кудрявая!
4 ребё нок: Что стоишь, березонька, посередь долинушки?
5 ребё нок: Под тобой, березонька, травушка шелковая.
6 ребё нок: Под тобой, березонька, вода ключевая,
7 ребё нок: На тебе, березонька, соловушки поют.
8 ребё нок: Вкруг тебя, березонька, красны девушки хоровод ведут.
Исполняется хоровод «Во поле берёзонька стояла».
9 ребё нок: Ты - березка кудрявая. Ты кудрявая, моложавая, когда ты взросла? Ты когда пришла?
Березонька : Я - березка кудрявая, я - кудрявая, моложавая. Я весной взросла, по зорям расцвела. По зорям расцвела и вот к вам пришла, когда стелется рекой, расстилается рекой до небес высоко шелкова трава, зелена мурава; когда в поле цветочки и сиреневы кусточки, когда солнышко-колоколнышко!
Ведущая: Спасибо тебе, березонька, что к нам на праздник пришла! Будем мы тебя поздравлять, красоту твою воспевать!
Жар-Птица (появляется из-за деревьев) : Я - жар птица! Всем птицам царица. С походкой важной. С короной царской. Когда хожу - хвост веером держу. Вся радугой сияю, красотой пленяю. Я - Жар-Птица - рода царского. Не чета тебе, дереву. Не тебя, а меня надобно прославлять, мою красоту воспевать!
Березка : Я - простого роду. Мой батюшка - ясен месяц. Он ночью мне светит. Моя матушка - красно солнышко. Оно меня летом греет. Мой брат - соловушка в лесу. Он мне песни распевает. Моя сестрица - зорька ранняя. Она росой меня умывает.
Жар-Птица: Мои перья золотом сияют.
Березка : Моей лучиной избу освещают.
Жар-Птица: Я вся огнем пылаю.
Березка : А я из печи всех жаром согреваю.
Жар-Птица: Мои перья царские одежды украшают.
Березка : А я в лапти всех обуваю, в коробах и лукошках все сохраняю.
Жар-Птица: Мои яйца на царские столы подают.
Березка : Мой сок берут да пьют.
Жар-Птица: Я хвост веером распускаю.
Березка : Моим дегтем в тележных колесах скрип унимают.
Жар-Птица: Я - Жар-Птица. Моей красотой весь мир дивится. Сказки обо мне слагают, да в песнях меня воспевают.
Березка : А вокруг меня - Белой Березы, на Семик-Троицу девушки хороводы ведут, венки вьют, цветами да лентами меня украшают, в песнях меня хвалят, красавицей называют.
Жар-Птица: Победила ты меня, Белая Березка! Нечем мне, Жар-Птице, больше хвалиться. Вернусь я в сады царские за тридевять земель, за тридевять морей. Прощай!
Ведущая: Ай, да березка! Ай, да дерево! И туеса из нее мастерят, и корзины плетут, и мебель из нее делают, и дровами печки топят, и ложки режут, а сколько поделок изобретают народные умельцы из бересты! Даже лапти из нее плетут. Вот так березка! Да что это? Лапти-то в пляс просятся. Выходи, березонька, попляши с нами! Выходите, плясуны!
Выбегают плясуны, исполняют частушки:
1 ребё нок:
Пляши смелей,
Не жалей лаптей,
Сходим лыка надерем,
Лапти новые сплетем.
Дети хором подпевают: Эх, калина-малина, малина моя,
В лесу красная рябина, рябина моя!
2 ребё нок:
Встань-ка лучше на носок,
А потом на пятку.
Давай «Барыню» плясать,
А потом вприсядку.
Припев хором: Эх, калина-малина, малина моя,
В лесу красная рябина, рябина моя!
З ребё нок:
Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Я плясать пошла,
Хоть и маленькая.
Дети подхватывают припев: Эх, калина-малина, малина моя,
В лесу красная рябина, рябина моя!
4 ребё нок:
Балалаечка-рожок, свое дело знает.
Она в наших руках хорошо играет.
Все вместе поют припев: Эх калина-малина, малина моя,
В лесу красная рябина, рябина моя!
Ведущая: Ну, молодцы, хорошо плясали, порадовали березку. Давайте угостим ее, выберем ее своей подруженькой.
Обряд угощения берё зки:
Дети подносят яичницу на блюде со словами: Отведай, березонька, нашего угощения! Выбери нас своими подруженьками!
Березка : Ах, кумушки-голубушки, подруженьки мои. Кумитесь, любитесь, любите и меня. Завейте венки на все летние деньки, на все празднички.
Обряд кумления: девочки выбирают себе подругу, целуются через веночки и обмениваются ими.
Лесовик (выходит из-за деревьев) : Что за шум, что за гам в моем лесу? Еще Бабу Ягу накличете на свой праздник! Поскорее скажите, что можно делать в лесу, а что нельзя. Можно ли кричать? (Лес шуму не любит). Можно ли ветки ломать? (Можно потрогать). Можно ли цветы рвать-выдерать? (Можно понюхать). Можно ли костры жечь-разжигать? (Корни деревьям опалишь). Молодцы, хорошо отвечаете, значит, лес любите. А теперь загадку отгадайте, может Баба Яга заблудится, не прилетит.
Загадывает загадки: Одна нога, много рук (деревья). А это что за дерево такое? Сама бела, маковка зелена, летом кудреватенька, зимой сучковатенька? (березка).
Баба Яга (вылетает на помеле) : Ага, русским духом, чую, пахнет! Я - Баба Яга, костяная нога, в ступе летаю, помелом след заметаю, дома не ночую, деток ворую. Уж как налечу, схвачу, поколочу. Кто тут меня поминал? А вот и березка, тебя-то мне и надо. Сейчас я тебя срублю, на дрова распилю.
Ведущая: Не руби, бабулечка-красотулечка, нашу березоньку. У нее сегодня праздник! Гляди, сколько гостей собралось.
Баба Яга: Ну, ладно. Вот мои испытания вам предлагаю. Все исполните, тогда уж, может, и не стану я вашу березку рубить.
Игра: «Съедобное-несъедобное» : Баба Яга держит корзину в руках и просит определить, что лежит в корзине (съедобное-несъедобное) и бросает корзинку в детей. Если в корзинке лежит то, что можно съесть - то дети должны ловить, а если несъедобное - не ловить.
1 испытание: Шла я утром мимо рынка и_несла в руках корзинку. В этой маленькой корзинке два орешка, две малинки (кидает корзинку).
2-е испытание. Эни, бени, уговора. Я вчера поймала вора. Стала думать и гадать, как бы вора наказать. Я связала руки, ноги и пустила по дороге. Вор шел, шел, шел и корзиночку нашел. А в корзинке-паутинке были вилки, ложки и картинки (кидает корзинку).
3-е испытание. За морями, за горами, за дремучими лесами на пригорке теремок, на дверях висит замок. А я ключик нашла, в теремок вошла и корзиночку взяла. В этой маленькой корзинке пирожки лежат с начинкой (кидает корзинку).
Баба Яга - детям: Переиграли вы меня. Но я все равно вашу березку срублю.
Ведущая: Не руби, Бабуся-Ягуся. А то наживешь себе беду.
Баба Яга: Какую-такую еще беду? Кто мне может что-то сделать?
Ведущая: А вот сейчас поглядим, что ты скажешь.
Кукушечка (появляется из леса) : Ку-ку! Я - кукушечка - серая рябушечка, Люблю на березе сидеть, во все стороны глядеть, ку-ку куковать, да о жизни гадать! Это ты, баба Яга, хочешь березку сгубить-срубить, да на дрова распилить? Ты что затеяла, старая? Вот нагадаю тебе жизни один год, так не обрадуешься.
Баба Яга: Ну, что ты, кукушечка-рябушечка, я же пошутила. Ухожу я в свою избушку на куриной лапке (берет помело и убегает).
Ведущая: Ну, вот, спасли березоньку, нашу красавицу. А теперь отнесем березку на старое место, в березовую рощу. Прощай, березка, до следующего года!
Дети: Прощай, березка!
Ведущая: А напоследок потанцуй с нами! (хоровод «Земелюшка-чернозем»).
Березка : Спасибо, дорогие мои! Не дали меня на дрова распилить. Я вас своими дарами одарю (раздает детям конфеты). Прощайте, добрым словом поминайте!
Литература :
1. Князева М. Д. Маханева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской культуры».
(образовательная поруконная программа. СПб, 1994г.).
2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Составитель Круглов Ю. Г. Ленинград «Просвещение».
3. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия, поэзия. Составитель Забылин М. Иркутск, 1991г. Восточно- Сибирское книжное издательство.
4. Бондаренко Э. О. «Праздники христианской Руси» Калининград 1993 г.
5. Круглый год. Народный календарь. Составитель Андреева М. Ф. СПб «Агропромиздат», 2001 г.
6. Печерская А. «Народные праздники в детском саду. Москва, 2001 г.
7. Петров В. М. Гришина Г. Н. Короткова Л. Д. «Весенние праздники, игры и забавы для детей». Москва 2001г. Сфера. ТЦ.