Юлия Клокова
Сценарий досуга с детьми старшей и подготовительной к школе групп «Люди и Звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения досуга с детьми старшей и подготовительной к школе групп.
Тема: Люди и Звуки
Цель: Познакомить детей с понятиями речевой и неречевой звук.
Задачи:
-активизировать словарный запас;
-развивать способность к целостному восприятию слова;
-развивать фонематический слух;
Публикация «Сценарий досуга с детьми старшей и подготовительной к школе групп „Люди и Звуки“» размещена в разделах
-развивать навыки звукового анализа и синтеза;
-воспитывать интерес к занятию;
Оборудование:
Различные музыкальные инструменты, ширма, муляж человеческого уха, картинки сизображением первобытных людей, карточки с буквами.
Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о звуках.
Ход занятия. Что такое звук, кто ответит?
Развитие слухового внимания. Игра «Молчанка».
-Закройте глаза. Раз- два- три- четыре- пять, начинаем мы молчать! Слушаем звуки.
(Топаем ногой, играем несколько нот на пианино, роняем что-либо на пол, хлопаем в ладоши и т. д.)
Послушайте стихотворение, помогите мне его прочитать:
Где-то собаки рычали: Р-р-р-р!
В стойле коровы мычали: Мммууу!
В комнате мухи жужжали: Жжжжж!
Мимо машины бежали: Трррр!
Гудели от ветра все провода: Дззнь!
Капала в кухне из крана вода: Динь!
Перекликались в ночи поезда: Уууууууу! Ууууу!
Листья на ветру шумели: Тсс!
Змеи в лесу шипели: Шшшшшшш!
А комары всё пели: Зззззз!
Непоседа- мячик днё м и ночью скачет: Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели, днё м мороженое ели: Кхх! Кхх!
- Молодцы, ребята!
- А теперь я загадаю вам звуковые загадки. Что звучит? ( За ширмой: бубен, колокольчик, погремушка, лопнуть шарик и т. д.)
Дети отгадывают.
-Правильно. То, что вы слышали - неречевые звуки : из них нельзя составить слова.
Давайте попробуем разобраться в том, что такое звуки.
Ответьте на вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь бросать в воду камешки? Когда камешки падают в воду, на её поверхности образуются круглые волны. Круги увеличиваются, постепенно расходятся в разные стороны и незаметно исчезают. Если вы наблюдали такое явление, то легко можете представить себе звуковые волны. Звуки - это такие же волны, только воздушные и поэтому невидимые.
Звуки - это колебания воздуха, которые человек воспринимает слухом.
Человек не может видеть воздушные волны, зато у него имеются УШИ- специальные приспособления для улавливания звуковой волны.
Человеческое ухо устроено так, что при малейшем колебании воздуха в нём начинает вибрировать специальная перегородка – барабанная перепонка. Не случайно у неё музыкальное название. БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА передаёт сигнал в мозг, а мозг распознаёт этот сигнал и помогает нам различить те или иные звуки.
Звуки делают мир живым и звучащим.
Представьте себе мир без звуков. Закройте ушки. Не услышим машину, не посмотрим мультики и т. д.
Древние люди не умели разговаривать как мы. Речь и язык в истории человечества сформировались постепенно. Первобытные люди жили в лесу. Их образ жизни был больше похож на образ жизни животных. Они постоянно были заняты поиском и добычей пищи или сохранением рода. Но жили они, как сейчас говорится, в коллективе, поэтому им все-таки приходилось как-то общаться между собой. Сначала они научились подавать друг другу определённые сигналы. Например, так:
- У-У-У, Ы-Ы-Ы, Э-Э-Э! И т. д.
Со временем люди научились отличать звуки по характеру, по тону, по продолжительности и силе. Попробуйте, как древние люди, изобразить радость, удивление, испуг… (Дети изображают.)
Благодаря работе своего уникального речевого аппарата люди со временем научились произносить звуки членораздельно.
Затем звуки стали объединять в разные комбинации, из которых впоследствии сконструировали слоги и слова. Это уже были речевые звуки.
Игра «Первобытные люди» (Дети вызываются попарно. Им даётся задание изобразить диалог древних людей, которые ещё не умеют произносить слова, но уже освоили членораздельные звуки. Имитация «диалога» о рыбалке, охоте, сборе грибов и т. д.)
Звуки речи - маленькие частички слова, элементы, из которых оно состоит.
Все звуки разные.
Каждый звук речи отличается от других своей артикуляцией, то есть работой и положением органов речи при его произнесении. Каждый звук сам по себе никакого значения не имеет. (Пример) Но зато в слове каждый звук играет важную роль.
Звуки-смыслоразличители.
Сравните: соль, моль, роль, боль. Все эти слова имеют разный смысл. А чем они отличаются (В них меняется только один звук.)
Проведё м эксперимент: Прикрепляем карточки с буквами в хаотичном порядке, слова: дом, лес, рот. Как вы видите, слова приобретают смысл только тогда, когда определенные звуки выстраиваются в определенном порядке. Слова отличаются друг от друга :
- набором звуков;
- Количеством звуков (короткие- длинные, дом- велосипедист);
- порядком звуков;
Игра на развитие слухового внимания.
Слушайте внимательно мои команды, и выполняйте то, что вы услышали. Также, я буду показывать вам движения, и могу показать неправильно. Готовы?
-Правая рука вверх! Вниз! В сторону! Вперёд! И т. д.
Упражнение на развитие фонематического слуха:
Ребята, повторяйте за мной: да-та-та; са-за-са; ва-ва-фа; да-да-та; ва-фа-ва; та-та-да;
Игра на развитие слухового внимания и координации речи с движением:
У оленя дом большой. — складываем руками над головой крышу дома.
— Он глядит в свое окно. — показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.
— Заяц по лесу бежит. — изображаем бег на месте.
— В дверь к нему стучит. — изображаем стук кулаком в дверь.
— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.
— Дверь открой! — открываем дверь.
— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.
— Охотник злой! — изображаем руками ружье.
— Быстро двери открывай,— делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе.
— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.
Далее с ускорением.
Итог:
Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (О звуках.) Какие бывают звуки? (Речевые и неречевые.)