Папки-передвижки

Сценарий «Пути дороги русской балалайки»

Анна Ладыгина
Сценарий «Пути дороги русской балалайки»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий

Лекции- концерта

«Пути – дороги, русской балалайки»

Составила

музыкальный руководитель

МБДОУ№158 «Детский сад комбинированного вида»

Ладыгина Анна Владимировна

Сценарий лекции - концерта

«Пути-дороги, русской балалайки…

Цель: воспитывать любовь к искусству русского народа и стремление развивать и усовершенствовать его.

Задачи:

Публикация «Сценарий „Пути дороги русской балалайки“» размещена в разделах

1. Рассказать об истории русских народных инструментов.

2. Познакомить со звучанием русских народных инструментов.

(На сцене сидят музыканты русского народного оркестра с инструментами)

Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по дорожкам и тропам, которые прошла за 300 лет своего существования балалайка. Не случайно этот инструмент является русским народным.

(Обращение к залу)

А кто из вас сможет ответить, почему балалайка называется русским народным инструментом?

(Ответы детей)

Совершенно верно, потому что инструмент этот создан русским народом. Вот мы уже и ступили на тропу создания этого музыкального инструмента. Но прежде, чем начать наше путешествие, давайте все вместе установим историческую последовательность рождения каждой группы инструментов. Какие группы вам уже известны?

(ребята перечисляют – струнные, ударные, клавишные и т. д)

Ведущая: Прекрасно! А как вы думаете, какая из этих групп появилась первой?

(Если не смогут ответить, сразу, значит, следует обратиться к древним племенам и постараться натолкнуть на мысль о воинственности и чем, каким инструментом сопровождались танцы индейцев).

Ведущая: Превосходно! Значит первыми появилась на свет группа ударных инструментов. А кто сможет назвать известные из этой группы инструменты?

( Дети называют: барабан, ложки, тарелки, колокольчики, бубен и т. д. Музыкант на ударных инструментах немного поиграет на инструментах и покажет их высоко подняв руки)

Ведущая: А как вы думаете, вслед за ударными какие инструменты получают своё развитие?

(Намекнуть на пасторальное происхождение литературы, пастушечью музыку в звуковом искусстве).

Ведущая: Да, конечно, духовые инструменты. Прошу назвать несколько вам известных духовых инструментов?

( Дети называют: дудки, свистки, рожки, свирели, флейта,, гобой и т. д. Музыканты встают и исполняют «Во поле берёзка стояла на духовых инструментах)

Ведущая: Ну а теперь ребята, мы добрались, к той группе инструментов, к которой относится и наша балалаечка. Несомненно - это струнные инструменты. Назовите пожалуйста известные вам из этой группы инструменты.

( Дети называют: балалайка, домра, гитара т другие… Музыканты встают и показывают инструменты)

Ведущая: И самым последним в своём развитии являются инструменты (выразительно показать залу, будто играешь на скрипке, поводя смычком по струнам). Правильно – смычковые! Назовите, пожалуйста известные вам инструменты из этой группы.

(дети называют, скрипка, виолончель, и др)

Ведущая: Итак, нам известно 4 этапа развития музыкальных инструментов. На каком же этапе появилась балалайка? А ну, кто самый внимательный, ответьте, пожалуйста?

(ответы детей)

Ведущая: Значит, балалайка появилась на третьем этапе развития музыкальных инструментов. Но вот наша тропа привела нас в Средневековую христианскую Русь: (Звучит тихим фоном в исполнении оркестра медленная русская народная мелодия «Липа веквая», на фоне

читать:

«Стояло прохладное туманное утро 1654 года. Москва только проснулась. Ударили в колокола… С золочёных крестов слетела стая ворон и галок, закружились чёрной тучей…

Процессия монахов двинулась к реке Москве. Черенцы сопровождали пять доверху наполненных подвод. Из под соломы виднелись то резной завиток, то отполированная деревянная трубочка, то край изящного кузовка. Всё это, немилосердно брякая и скрипя, с грохотом двигалось к деревянному мосту. Крестились встречные прохожие. Обоз миновав мост и оказавшись в Замоскворечьи, свернул налево. Путь его лежал к пустыням, к болотам теперешнего Нагатина.

Наконец, шествие остановилось. Монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры и гусли, рожки и свирели, балалайки и бубны….

Гора инструментов росла. Потом всё это подожгли. Не прошло и часу, как всё то, из чего умелые руки могли извлечь множество звуков – превратилось в золу и тлеющие угли».

Ведущая: Ребята, в Средние века считали игру на музыкальных инструментах «грехом» равным «пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства духовенство причисляло к язычникам, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой, достойной христианина, только церковную музыку надлежало ему слушать и петь.

Жестоко средневековье расправлялось и с народными музыкантами. Крестьянам и городскому люду запрещалось держать у себя и играть на народных инструментах под угрозой штрафа.

Ещё более жестокие законы были направлены на борьбу со скоморохами. (Оркестр наигрывает «Камаринскую» П. И. Чайковского). Известно, что скоморохи - это профессиональные музыканты, зарабатывающие на жизнь своей игрой, песнями, плясками и цирковыми трюками. Они ходили по городам и деревням, веселили народ своей музыкой и песнями. Нередко песни - частушки жестоко высмеивали церковников и богатую знать. Вот тогда и решил патриарх Никон разом избавить Москву от скверны. По этому указу и сжигались веками совершенствовавшиеся инструменты. В этот период русская музыка понесла особенно большой урон.

Но поповская знать так и не смогла уничтожить все инструменты…

Итак, мы вступили в период начала 80 –х годов позопрошлого столетия.

По улицам Петербурга в этот период шёл молодой человек с папкой в руке. В папке лежали чертежи – расчёт балалайки. А молодого человека звали Василием Васильевичем Андреевым. Он спешил к мастеру, рассчитывая, что любой из них сразу же возьмётся за изготовление балалайки нового образца. Но почему у В. В. Андреева такая потребность? Сам Андреев отвечал так:

Читать: «… Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего дома и наслаждался тишиной деревенского вечера… Совершенно неожиданно я услышал ещё неведомые для меня звуки…. Игрок наигрывал плясовую песню в начале довольно медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались всё ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске… Я сорвался с места и побежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на …. на балалайке! … Я был поражён ритмичностью и оригинальностью приёма игры на балалайке и никак не мог постичь как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков.»

Андреев увидел убогий инструмент, но изучив его, он создаёт совершенно новый тип балалайки, найдя и усовершенствовав типичные его свойства – три струны, треугольный кузовок, лады – пор0жки и другие части.

И вот перед нами балалайка - краса и гордость русского народа.

(в оркестре поднимается балалаечник – прима и держа над головой балалаечку, показывает её ребятам, сидящим в зале. После показа сразу же звучит русская народная песня в обработке Викторова «Ах, улица, улица широкая».)

Р. н. п. «Ах, улица, улица широкая»

Ведущая: Но усовершенствование балалайки В. В. Андрееву далось не легко, ведь ни один из прекрасных мастеров музыкальных инструментов не брался за изготовление этого инструмента. Ведь в то время, изготовление балалайки считалось позором для мастера ведь стоила тогда балалайка всего 35 копеек.

Попробуйте сейчас купить балалайку, придётся немало похлопотать. Тогда Андрееву пришлось сыграть мастеру на балалайке несколько песен, чтоб убедить его, насколько важно для Андреева изготовление этого инструмента, только более усовершенствованного. А мастер этот был В. В. Иванов. И тогда никто не подозревал, что на концерты В. В. Андреева невозможно будет достать билет.

Звучит русская народная песня на балалайке «Светит месяц- светит ясный»

Ведущая: Позже, создав несколько разновидностей балалайки, В. В. Андреев создаёт кружок «Любителей игры на балалайках». Слава об этом ансамбле молнией разносится по России, а в 1889 году после выступления на Всемирной выставке в Париже и по всей Европе.

Мне хочется вас познакомить с разновидностями балалайки : (Музыканты встают по очереди с инструментом который называют и показывают детям, играют несколько аккордов, или маленькую известную мелодию) прима, секунда, альт, бас и контрабас. Этот состав до сих пор используется во всех оркестрах русских народных инструментов.

Ребята, давайте послушаем как звучит наша красавица балалаечка с оркестром. В исполнении оркестра русских народных инструментов звучит русская народная песня в обработке Н Селицкого «Научить ли тя, Ванюша». Попрошу обратить внимание, что во второй и третьей частях произведения звучат различные группы инструментов, а какие – вы сами назовёте! Договорились?

(звучит произведение, после ребята называют группы инструментов после прослушивания).

Р. н. п. «Научить ли тя, Ванюша».

Ведущая: Очень хорошо. Вот теперь вы даже по слуху определите как звучит этот инструмент. Балалайка – прима, как вы убедились является солирующим инструментом в оркестре. Вот сейчас оркестр сыграет только начало произведения, 1 цифру «Ах, улица, улица широкая» р. н. п., которая сегодня уже звучала здесь, чтоб вы смогли убедиться в возможностях этого инструмента. Прошу обратить внимание на приём звукоизвлечения (тремоло, удар вниз, подцеп – удар вверх, продемонстрировать каждый приём).

Звучит отрывок «Ах, улица, улица широкая».

Ведущая: Ребята, а вы сами хотите сыграть с оркестром?

(ответы детей)

Ведущая: Я приготовила для вас деревянные ложки, будем играть на ложках.

(1 ряду раздаём деревянные ложки, по 2 штуки0

Ведущая: Смотрите на меня внимательно, и вместе повторяйте.

( Проводится маленькая репетиция по игре на ложках с залом: тремоло снизу вверх, молчим на втором такте, четвертными играем слева и справа.)

Звучит р. н. п. «Возле речки, возле мосту» в обработке В. Мотова.

(Дети играют с окестром)

Ведущая: В наше время на балалайке исполняют не только русские народные песни, но и классику, музыку русских, советских и зарубежных композиторов. Замечательными исполнителями на балалайке являются : Михаил Рожков, Владимир Болдырев, Александр Данилов, Олег Глухов, Павел Нечепоренко, Борис Феоктистов и многие другие.

А сейчас прозвучит «Полюшко –поле» Льва Книппера, но прежде всего, хочу обратить ваше внимание на 3 часть. В 3 части будет звучать не привычное соло примы, а другой группы из семейства балалаечных. А какие инструменты являются солирующими, вы, ребята должны определить самостоятельно.

Л. Книппер «Полюшко –поле»

(Ребята определяют солистов – контрабасы. Молодцы)

Ведущая: Росла слава и известность замечательного коллектива Василия Васильевича Андреева. Многие специалисты уже в то время предрекали великое будущее оркестра, а возможности сравнивали с художественными возможностями симфонического оркестра. И Андреев дал своему детищу наказ: «Нести на себе миссию образцового показателя игры на народных инструментах, являть собой представительство русского народного творчества….» Андреев Василий Васильевич мыслил прогрессивно: «Искусство – объединяет, а в единении сила, и чем больше, чем шире будет распростроняться музыка по земле родной, тем лучше…»

….

С. Есенин.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"

Ведущая: В исполнении русского народного оркестра прозвучит «Рассвет на Москва - реке» Модеста Петровича Мусоргского.

М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва – реке»

Ведущая: На этом наша лекция-концерт заканчивается, а путешествие в мир музыкальных инструментов продолжается. Не известно куда заведут нас пути дорожки в следующий раз… Но обещаю это будет очень интересно… До следующих встреч.

Литература

1. Васильев В, Широков А, Рассказы о русских народных инструментов/ Васильев. В // Советский композитор. М. - 1986

2. Музыка и ты №7 .Альманах для школьников/ / Советский композитор. М. -1988.

Публикации по теме:

«Балалайки» своими руками«Балалайки» своими руками Сейчас популярно всё, что делается своими руками. Причина в том, что душа жаждет сделать что-то необычное, единственное, собственное. Вот.

Сценарий праздника «Богатыри — защитники земли Русской» «Богатыри - защитники земли Русской». Сценарий праздника. Цель: Формировать представление о богатыре как героическом русском воине. Задачи:.

Фотоотчет о проведении тематического дня к Международному Дню балалайкиФотоотчет о проведении тематического дня к Международному Дню балалайки А знаете ли вы, что 23 июня во всем мире отмечают праздник, посвященный этому инструменту - День балалайки? «Трехструнная» - наиболее узнаваемый.

Фотоотчет о проведении в ДОУ «Международного Дня Балалайки»Фотоотчет о проведении в ДОУ «Международного Дня Балалайки» *** Международный день балалайки начался с музыкальной загадки. Я включила детям русскую народную песню" Во поле берёза стояла" и попросила.

Фотоотчёт «23 июня — в России день балалайки»Фотоотчёт «23 июня — в России день балалайки» Доброго всем летнего дня, уважаемые коллеги!Листая календарь июня, я увидела, что 23 числа в России отмечают день балалайки. Вот так радость.

Мастер-класс «Изготовление макета балалайки из пластиковой панели ПВХ своими руками»Мастер-класс «Изготовление макета балалайки из пластиковой панели ПВХ своими руками» Изготовление балалайки из пластиковой панели ПВХ своими руками. Мастер-класс. Предлагаю Вашему вниманию один из способов изготовления балалайки.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Сценарий и видео развлечения «Добрые дороги детства»Сценарий и видео развлечения «Добрые дороги детства» Предварительная работа :аппликация «Разноцветная планета»(из вырезанных ручек дети аппликацию); коллективная аппликация «Дружат дети.

Сценарий праздника русской берёзкиСценарий праздника русской берёзки Сценарий «Праздник русской берёзки» Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовным ценностям народной культуры; воспитание.

Сценарий развлечения «Троица — праздник русской берёзки» Цель: познакомить детей с православным праздником – Троица. Задачи: Образовательные: формировать представления о празднике Троица, празднике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий «Пути дороги русской балалайки»
Опубликовано: 23 января 2023 в 09:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий «Пути дороги русской балалайки»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ладыгина (УИ 550485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД