Лилия Идиятуллина
Сценарий спектакля по мотивам стихотворения «Эш беткәч уйнарга ярый» татарского поэта Г. Тукая (для детей под. гр.)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей социальные нормы и правила через сказку.
Задачи: 1. Воспитывающие: Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца, быть доброжелательным, отзывчивым и прилежным учеником.
2. Образовательные: Формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему поступлению к школе. Расширять знания детей о произведениях Г. Тукая.
3. Развивающие: Развивать внимание, память, воображение, коммуникативные функции речи, творческие способности, артистические навыки.
Публикация «Сценарий спектакля по мотивам стихотворения „Эш беткәч уйнарга ярый“ татарского поэта Г, Тукая (для детей под, гр,)» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Республика Татарстан
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Тукай Г.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2014
Герои: Ведущий, Мальчик, Солнышко, Соловей, Яблоня, Собачка, Кошка, Петушок, Курочка, Цыплята, Цветы.
Подготовительная работа: Чтение стихотворения татарского поэта Габдуллы Тукая «Эш беткч уйнарга ярый» - «Кончил дело - гуляй смело», просмотр мультфильма, распределение и разучивание ролей, татарских песен, танца, игры с мячом «Туп» по УМК, шитье костюмов, приглашение гостей, оформление зала.
Оборудование: Домик, забор, скамейка, стол, 15 стульев для героев; игрушечная лошадка, портфель, книга, тетрадь, пенал, мячик, яблоко; шапочки-колокольчики; мультимедийное оборудование, диск «Нни йркк зур булк» с записями «Ямьле язлар иткч»; «Нни дусларым»; «Эшк нд», фонограмма «Ку-ка-ре-ку»; «Прятки»; музыкальный центр, компьютер.
Перед началом спектакля персонажи занимают свои места.
Ход мероприятия:
Ведущая: Иснмесез, балалар! Здравствуйте, ребята. Сегодня день рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая. В течении недели мы читали много его произведений, смотрели мультфильмы и спектакли по его произведениям, участвовали в конкурсе рисунков “Тукай киятлрен сяхт”. А сейчас мы предлагаем посмотреть спектакль «Эш беткч уйнарга ярый» - «Кончил дело - гуляй смело».
1. Включается музыка «Ку-ка-ре-ку», Петушок просыпается, встает, кукарекает, машет крылышками, садится.
2. Включается музыка «Ямьле язлар иткч», под которую Солнышко просыпается, медленно встает, пробегает круг, потом машет ленточками в уголках, подбегает к Курочке, гладит ленточками – «будит».
3. Включается музыка «Ку-ка-ре-ку», Петушок важно выходит под музыку, проходит круг, зовет Курочку, т. е. машет рукой. Выходит Курочка, вдвоем проходят круг, машут руками - зовут цыплят. Цыплята выходят в круг.
Танец «Цыплята» : Петушок и Курочка крыльями машут, клюют в середине круга, в это время цыплята идут в центр, потом назад, кружатся на месте. Потом идут по кругу. Собачка просыпается, выбегает, лает на цыплят. Цыплята убегают на стулья. Петушок важно направляется в сторону Собачки, защищает цыплят. Собачка обратно бежит к конуре. Цыплята выходят обратно в круг, идут друг за другом, как только образуют круг, Собака выбегает, пугает, цыплята убегают на места. Петушок защищает, бежит за ней, клюёт, потом садится.
4. Включается музыка «Уяталар», начинается игра «Догонялки» :
Собака бежит к Кошке, дергает за штанины, лает, будит. Кошка просыпается, мяукает. Собака зовет играть в догонялки - виляет хвостом, убегает. Кошка догоняет. Пробегают два круга, садятся.
Мальчик выходит из домика, потягивается, делает зарядку, бежит на месте, садится за стол, открывает книгу.
Вед: В один прекрасный летний день, забившись в уголок,
Готовил мальчик поутру учителю урок.
Он книгу толстую читал, не отрывая глаз,
И слово каждое ее твердил по многу раз.
Скользнуло солнышко лучом в закрытое окно: (В это время Солнышко подбегает к мальчику)
Солнышко: «Дитя, на улицу иди, я жду тебя давно!
Ты был прилежным, но закрой учебник и тетрадь,
На воле чудно и светло, тебе пора играть!»
Вед: А мальчик солнышку в ответ:
Мальчик: «Ты погоди, дружок,
Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?
И для игры мне хватит дня, оставим разговор.
Пока не кончу, ни за что не выбегу во двор!» (Солнышко убегает на свое место)
Вед: И, так ответив, замолчал, за книгу взялся он
И снова трудится над ней, ученьем увлечен.
Но в это время под окном защелкал соловей
5. Включается музыка «Нни дусларым». (Выбегает Соловей, бежит сначала в один угол, поет, потом в другой, поет, потом бежит к мальчику, встает рядом, поет)
Вед: И слово в слово повторил:
Соловей: «Я жду тебя, скорей!
Ты был прилежным, но закрой учебник и тетрадь,
На воле чудно и светло, тебе пора играть!»
Вед: Но мальчик молвил:
Мальчик: «Погоди, соловушка, дружок,
Ведь если выйду я во двор, кто выучит урок?
Когда закончу, не зови – сам выбегу туда,
Я песню милую твою послушаю тогда». (Соловей убегает в сад)
Вед: И, так ответив, замолчал, за книгу взялся он
И снова трудится над ней, ученьем увлечен.
Тут веткой яблоня стучит в закрытое окно: (Подходит Яблоня, стучит в окно)
Яблоня: «Дитя, на волю выходи, я жду тебя давно!
Должно быть, скучно все сидеть за книгами с утра.
В саду под деревом густым тебе играть пора!»
Вед: Но мальчик ей сказал в ответ:
Мальчик: «Ах, яблонька, дружок.
Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?
Еще немножко потерпи. Хоть славно на дворе.
Когда уроки за тобой, веселья нет в игре!»
Вед: Пришлось недолго ожидать – окончены дела,
Тетради, книжки и пенал исчезли со стола! (Мальчик собирает тетради, книжки, пенал, кладет в портфель)
И мальчик быстро в сад бежит (Мальчик выбегает и радостно кричит)
Мальчик: «А ну, кто звал меня? Давайте весело играть!»
Вед: И началась возня!
6. Включается музыка «Прятки». Мальчик берет «лошадку», встает в круг и все скачут по кругу, на припев дети передают мяч по кругу.
Игра «Сикер, сикер, матур туп» по УМК.
Садятся на места.
7. Включается музыка «Нни дусларым»
Вед: Тут солнце красное ему с небес улыбку шлет, (Солнышко улыбается, машет ленточками – лучиками)
Тут ветка яблони ему дарит румяный плод, (Яблонька подходит, дает яблоко)
Тут соловей запел ему о том, как счастлив он,
(Включается фонограмма «Голоса птиц», Соловей выбегает, поет)
А все деревья, все цветы отвесили поклон! (Ведущий делает поклон)
Девочки берут шапочки с кубиков, которые за стульями, одевают на голову, встают в два ряда.
8. Включается музыка «Эшк нд» (Г. Тукай). Танец цветов:
1. Зур бхетлр сызганып (четыре шага вперед)
Эшк бирелгннэн кил. (четыре шага назад)
Ах, оят, хурлык, тубнлеклр (машут руками вправо (влево, одновременно выставляя соответствующую ногу)
Иренгннн кил.
Пр: И сабыйлар, эшлгез сез, (строят круг, идут по кругу)
И мкатдс нрс эш.
Эш агачы рвакытта (идут в центр круга, медленно руки поднимая, машут руками)
Бик юмарт китерер имеш. (идут из центра круга, опуская руки)
2. Яшьлегед кп тырышса, (четыре приставных шага вправо с приседанием)
Эшк бирс чын кел,
Каршыларсы картлыгыны (четыре приставных шага влево)
Бик тыныч м бик жиел.
Пр: повторяется.
В конце машут руками, расходятся, встают полукругом. Остальные выходят и встают между ними.