Тимофеева Мария
Сценарий конкурса настольных якутских игр «Талант ребенка в пальцах рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс настольных игр «Талант ребенка в пальцах рук»
Цель конкурса : Развитие внимания, ловкости рук, меткости, глазомера, развитие мелких мышц рук, обучение играм предков, увековечение традиций народа саха.
Оборудование: Хаамыска, хабылык, тэлээрик, тырыынка,стол и табуретки в якутском стиле.
Зал украшен в якутском стиле. На сцене стол и табуретки в якутском стиле.
Ведущий и участники в якутской национальной одежде.
Публикация «Сценарий конкурса настольных якутских игр „Талант ребенка в пальцах рук“» размещена в разделах
- Настольные игры своими руками
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Республика Саха. Якутия
- Сценарии конкурсных мероприятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Якутские игры
- Темочки
Конкурс состоит из 4 этапов, все этапы – национальные настольные игры.
Во время конкурса с целью отдыха детей даются задания на якутские движения.
Введение:
Добрый день, дорогие дети, коллеги! Народ саха в свободное время исстари развлекается различными играми. Короткие зимние дни, длинные ночи располагали к проведению игр, иногда захватывающих часть ночного времени, поздний вечер. Сегодня у нас заключительный вечер работы кружка «Традиционные игры», работавшего в нашем реабилитационном Центре по плану зимних месяцев – января и февраля, имевшего целью восстановление традиций, обучение детей старым играм народа. Сегодня будут участвовать наши ребята в конкурсе настольных игр «Талант ребенка в пальцах рук».
Конкурс будет состоять из 4 этапов: Хаамыска, хабылык,тэлээрик, тырыынка.
С правилами игры я буду знакомить перед каждым этапом. Как на всяком соревновании, кто-то сегодня победит, а кто-то останется в побежденных, но все будут продолжать заниматься дальше, чтобы победить на следующих конкурсах и соревнованиях. На каждом соревновании работает жюри для определения победителей. Итак, члены нашего уважаемого жюри: это заместитель директора по воспитательной работе В. М. Иванова и психолог А. В. Донская.
Желаем каждому участнику успехов на конкурсе!
1. Игра первого этапа: Хаамыска: Изготавливаются 5 кубиков из дерева. Игрок разбрасывает кубики по столу, затем собирает их по одному – всего 4, затем- по два, в третий раз – один отдельно, три - одновременно, в четвертый раз- все 4 вместе. При этом каждый раз один кубик подбрасывается вверх, а сбор других по правилам идет, пока игрок не поймает подброшенный кубик. В пятый раз подсчитывает, сколько собрал кубиков (очки). Если при игре роняет кубик на землю, или ошибается, игра переходит к другому участнику. Побеждает тот, у кого больше очков.
2. Игра второго этапа: хабылык - изготавливается 15-20 штук деревянных палочек длиной 17 см. Палочки берут в ладонь, подкидывают все палочки вверх, ловят их на тыльную сторону кисти, снова подкидывают все палочки вверх и ловят уже ладонью. Если в руку попадает несколько палочек, их считают парами, лишнюю палочку игрок берет себе. Если палочки лишней нет или игрок не поймал ни одну, игра переходит к другому участнику. При игре без ошибки игрок играет до тех пор, пока не выйдут все палочки. Последнюю палочку игрок должен поймать межпальцевым местом между 4-м (аата суох) и 5-м (ылгын чы ыйа) пальцами. Побеждает тот, у кого больше очков.
Второй этап завершен. Сейчас поиграем в подвижные игры.
Кулун куллустуур: Двое игроков встают лицом друг к другу, берутся за пальцы рук, не разжимая пальцев, поворачиваются каждый вокруг своей оси. Игру можно несколько усложнить: держаться за предплечье или плечи. Часто это движение используют при исполнении якутских танцев.
Таба о5устарыма: Два игрока стоят лицом к лицу, первый держит обе руки ладонями вверх, второй кладет свои ладони на открытые ладони первого. Первый игрок любой ладонью старается ударить вторую руку другого игрока, в которую тот должен не дать попасть рукой первому. Игроки меняются местами. Хорошо эту игру проводить в конце урока или занятия.
3. Игра третьего этапа: Тэлээрик ытыйыы (юла)– игра, которая нравится всем, которую ждут все дети. Юлу зажимают между ладонями, крутят, давая инерцию, и отпускают. У кого дольше будет вертеться тэлээрик, тот побеждает.
4. Игра четвертого, заключительного этапа: Тырыынка – сложенные в кучу деревянные палочки один из игроков ребром ладони прижимает с одного конца к столу и резко отпускает, куча палочек (тырыынка) разваливается, рассыпается по столу. Собирают палочки, которые лежат отдельно. А те палочки, которые лежат друг на друге, игрок отделяет при помощи так называемой «ложки» - «палочки-выручалочки», но при этом не должен сдвинуть ни одной палочки, кроме той, которую он хочет отделить и взять себе. В случае, если сдвинул другую палочку, игра переходит к следующему игроку. Играют до тех пор, пока палочки не закончатся. Побеждает тот, у кого больше палочек.
Итак, завершился 4-й этап игры. Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, мы снова поиграем в подвижные игры.
Косим сено: Ноги расставляют на ширину плеч, колени немного согнуты, небольшой наклон вперед, сильные и широкие взмахи обеими руками справа влево. Вначале делается на месте, затем взмахи руками делаются немного уже и одновременно идут короткими шагами вперед.
Колем дрова: Ноги расставляют на ширину плеч, ладони сжимают вместе, «рубящими» движениями ударяют сверху вниз.
Чохчоохой: Прыжки вприсядку. Можно прыгать в одиночку, парами, в разные стороны и т. д. Хорошо развивает мышцы ног.
Жюри подвело итоги, давайте послушаем их.
-Жюри оглашает победителей каждого этапа.
- Поздравления.
Справка
1. Открытое занятие кружка «Остуол оонньуулара» .
2. На тему: «О5о талаана тарба ын т б т гэр».
3. Вид занятия: Конкурс национальных настольных игр.
4. Цель и задачи: Развитие внимания, ловкости рук, меткости, глазомера, развитие мелких мышц рук, обучение играм предков, увековечение традиций народа саха.
5. Участвовали: 5 воспитанников.
6. Категория групп: Разновозрастная группа (дошкольный возраст -1, младшая школьная группа-3, средняя школьная группа-1).
7. Прослушали: 3 воспитанников.
8. Прослушали 4 специалистов: Заместителя директора по воспитательной работе Иванову В. М., социальных педагогов Сидорову О. М., Баянаеву М. К., педагога-психолога Донскую А. В.
9. Все дети активно участвовали, усвоили пройденную тему.