Папки-передвижки

Секреты эффективных взаимоотношений с родителями воспитанников

Татьяна Слабоденко
Секреты эффективных взаимоотношений с родителями воспитанников

Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и ДОУ. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при развитии игровой деятельности ребёнка - как важнейшего вида детской деятельности.

Публикация «Секреты эффективных взаимоотношений с родителями воспитанников» размещена в разделах

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры ребёнка, является активное включение в воспитательно – образовательный процесс родителей воспитанников. Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки, но при этом мало задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка, его жизненная потребность и является главным средством воспитания. Отсюда и должна определяться стратегия игрового взаимодействия родителей с ребенком.

С этой целью педагоги нашего ДОУ разработали свою структурно-функциональную модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития игровой деятельности ребенка.

Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка в игровой деятельности состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям :

- Первое направление - просвещение родителей в области организации детской игры, передача им необходимой информации по данному вопросу. Для решения этих вопросов педагоги используют разные формы: лекции «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации ребёнка», «Организация игровой деятельности в семье»; индивидуальное и подгрупповое консультирование «Игра и дошкольник», «Растем, играя», «Какие игрушки нужны вашим детям?», «Правда о мультиках»; информационные листы «В какие игры играют мальчики и девочки»; стенгазеты; листы-памятки; библиотеку для родителей; видеотеку, аудиотеку и т. п.

- Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. это обмен мыслями, идеями, чувствами. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Для решения данной задачи выбираются и формы взаимодействия : игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников, дискуссии, тематические конференции по обмену опытом. Очень плодотворно проходят вечера вопросов и ответов, которые проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают у них в процессе организации ролевых игр с приглашением специалистов (психолога, врача и др.).

Одной из интересных для родителей форм повышения уровня родительской компетенции в вопросах организации детской игры, позволяющей включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующей формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующей активное мышление являются диспуты.

Второй - практический блок, содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанных с устранением недостатков в организации игровых моментов. Формы и методы работы зависят от той информации, какую педагоги получили при анализе ситуации в рамках первого блока. В настоящее время особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения.

Педагоги ДОУ организуют их по типу телевизионных и развлекательных программ, игр. Данные мероприятия направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к игровой деятельности в детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.

Хорошей традицией нашего детского сада стало проведение детско-родительских праздников. Это хороший повод провести их вместе с родителями, а не для них. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах «Зимние забавы», «Папа может всё, что угодно», «Праздник урожая». Проводятся игры с педагогическим содержанием, «Поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Организуются выставки совместных работ родителей и детей «Очумелые ручки», «Игрушка своими руками», альбомов с фотографиями «Игры в семейном кругу», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы», семейные клубы, совместная разработка игровых проектов «Мой день рождения» и т. п.

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. Это дает возможность познакомить родителей с организацией игры во время режимных моментов, традициями группы, правилами проведения игр, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

В помощь родителям педагоги разработали картотеку совместных детско – родительских игр.

Педагогический коллектив ДОУ успешно апробирует инновационные формы работы с родителями такие, как:

- психологический тренинг - интерактивное общение с родителями;

- «виртуальная приемная», которая предполагает виртуальное общение с родительской общественностью на сайте ДОУ.

Третий блок - контрольно-оценочный решает задачу эффективного взаимодействия ДОУ с семьей. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, используются следующие методы: опрос, книга отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика и др., применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используются и для отслеживания оценки отсроченного результата.

Работа по данной модели позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива ДОУ и семьи, и является отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.

Опыт работы ДОУ с родителями даёт положительные результаты. Позиция родителей в отношении организации образовательного процесса становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятиях, ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие (Приложение № 4).

Приложение № 4

Формы работы с родителями

Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения

Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков развития детей в игре. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний об организации игровой деятельности детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров игр, режимных моментов и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Публикации по теме:

Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс Процессы демократизации в системе образования,.

Современные подходы и основные направления в организации взаимодействия ДОУ и семьи Современные подходы и основные направления в организации взаимодействия ДОУ и семьи Современные подходы и основные направления в организации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Секреты эффективных взаимоотношений с родителями воспитанников
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 19:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД