Ирина Дуркина
Семейная мастерская — одна из новых практических форм сотрудничества с семьёй.
▼ Скачать + Заказать документы
. Семейная мастерская – одна из новых практических форм
сотрудничества с семьей.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учетов интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Публикация «Семейная мастерская — одна из новых практических форм сотрудничества с семьёй,» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Семейная мастерская – это одна из практических форм работы с семьей, которая позволяет создать определенные условия для совместного творчества детей и родителей и их общения. Это такой вид организации совместного труда и творчества, когда народным традициям обучается, не только ребенок, но и другие члены семьи. Это дает возможность сблизить интересы ребенка и взрослого, дать им возможность пережить приятные минуты сотрудничества, вместе преодолевать трудности и радоваться успехам.
«Куклы из бабушкиного сундучка», именно под таким названием, вот уже семь лет существует в МБДОУ ЦРР №7 «Аннушка» города Нарьян-Мара семейная мастерская. Участники мастерской - дети и родители подготовительной группы. Они мастерят кукол и погружаются в историю и традиции русского народа. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными русскими куклами дает возможность познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа. Кукла является частью культуры всего человечества, сохраняя в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной куклы. Для того, что бы привлечь детей и родителей, мы приглашаем на первое занятие коллекционера рукотворных кукол, специалиста Этнокультурного центра. Рассказ о куклах из прошлого, о том, как и для чего их создавали, увлекает и появляется желание сделать куклу своими руками. И на первом же занятии мы делаем куклу Пеленашку. Считалось, что это первая кукла ребенка. Без единого шва мама сворачивала куколку из старых тряпиц и укладывала ее в колыбельку ребенка. Пеленашка считалась оберегом для малыша. В дальнейшем участники мастерской изготавливают масленичную куклу, куклу-скрутку, куклу в русском костюме. Темы следующих занятий: «Первый стежок, как первый шажок», «Сошьем рубашку для куколки», «Русская коса- девичья краса», «Сошьем кукле сарафан», «Что за чудо эти сказки», «Народными умельцами славится Россия».
Программа семейной мастерской «Куклы из бабушкиного сундучка» рассчитана на два месяца. Один раз в неделю в вечернее время собираются дети их родители в изостудии. Это могут братья и сестры, бабушки, дедушки. Количество участников не уменьшается, а растет с каждым годом. Интерес к рукоделию проявляется не только у девочек, но и у мальчиков.
Каждое занятие состоит из двух частей. Первая включает в себя познавательный материал в виде беседы или рассказа педагога, сопровождается конкурсами среди детей, или родителей. Мы рассказываем сказки, знакомимся с пословицами, отгадываем загадки, знакомимся с предметами быта, традициями русского народа. Вторая часть занятия - поэтапное обучение изготовлению куклы. Основная работа по шитью куклы ложится в основном на взрослого, а дети оказывают посильную помощь: делают бусы, плетут пояс, помогают в раскройке, делают свои первые шаги в процессе шитья. А также наблюдают за работой взрослого, общаются. Наши посиделки не обходятся без русских народных игр: «Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко». Во время работы семейной мастерской изостудия превращается в русскую избу. К каждому занятию готовятся выставки и экспозиции: платки, шали, предметы декоративно-прикладного искусства, народные игрушки. Мы пропагандируем русский костюм, поэтому занятия руководитель ведет в русском сарафане, а дети в сарафанах и в рубахах – косоворотках выступают на празднике. Стало традицией приглашать гостей на наши посиделки. Это и коллекционер кукол, и специалист музея «Пустозерск», и бывшие наши участники (уже ученики) приходят к нам в гости с интересным познавательным материалом. Одна из бывших участниц нашей «Семейной мастерской», ученица 5класса вместе со своей мамой изучают историю своей семьи. И на одном из занятий она рассказала историю наперстка - реликвии их семьи. Очень интересно было увидеть предметы из прошлого, узнать их историю. Эти встречи, я думаю, будут традиционными. Может быть, этот рассказ натолкнет кого- то на изучение истории своей семьи. Все это вносит разнообразие и подпитывает интерес детей и взрослых.
Заключительным аккордом, итогом работы является праздник «Именины кукол». Гости праздника родители и дети старших групп. Ведь именно они на следующий год будут шить кукол. Таким образом, осуществляется преемственность в работе семейной мастерской. На празднике мы прославляем наших рукодельниц и их родителей. Они радуют гостей частушками, плясками, своими куклами. Праздник получается яркий, красочный и семейный. На пятилетие нашего кружка приходили выпускники (ученики 3-4класса) со своими куклами. И очень приятно, что некоторые ребята продолжают заниматься рукоделием, а куклы хранятся в их семьях.
В связи с большой потребностью и заинтересованностью детей старшего возраста возникла необходимость создания семейной мастерской «Веселые мукосольки» для детей старших групп и их родителей. На занятиях дети и родители знакомятся с историей возникновения техники лепки из соленого теста -тестопластики. Они учатся окрашивать тесто, делать поделки и сувениры: подсвечник, новогодний сувенир-змейка, угощение для кукол. В начале занятия мы ведем познавательные беседы: «Откуда на стол пришла мука», «Хлеб всему голова». Узнаем новые пословицы о хлебе, учимся бережному отношению к хлебу. Дети знакомятся с профессиями: хлебороба, тракториста, пекаря, комбайнера. На занятии детям нравиться переодеваться в пекарей: колпак, фартук. На одном из занятий мы знакомимся с профессией дизайнера, создавая своими руками карандашницу и фоторамку. На протяжении занятия дети вместе с родителями отгадывают загадки, играют, мастерят поделки, расписывают их. Коллективная работа по сказке «Теремок» получилась, благодаря участию всех, каждая семья делала своего героя. Родители и дети проявили свою выдумку и фантазию. Анкетирование родителей показало большую заинтересованность родителей. И главной причиной участия было желание общения с ребенком. «На таких занятиях родители и дети становятся ближе друг к другу» - написала одна мама.
Дети и родители с хорошим настроением уходят домой, а дети с нетерпением ждут следующего занятия.
И. В. Дуркина воспитатель ИЗО, МБДОУ ЦРР №7 «Аннушка»