Елена Зуева
Семейное воспитание — основной фактор формирования нравственной основы личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук. Актуальность ее заключается в том, что в данное время дети независимо от степени благополучия их семьи вырастают жестокими, высокомерными и без чувства совести и стыда. В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственных качеств.
Публикация «Семейное воспитание — основной фактор формирования нравственной основы личности дошкольника» размещена в разделах
Педагоги и психологи утверждают, что начинать формирование добрых чувств у ребенка лучше всего в дошкольном возрасте. В этот период ребенок еще не задумывается над тем, что он делает. И только в младшем школьном возрасте он дает некоторую оценку своим поступкам.
В рассмотрении этого вопроса нужно обратится к понятию нравственность. Нравственность- это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими нормами.
С момента рождения семья организует жизнь ребенка по социальным правилам. У ребенка формируется потребность в общении со взрослым, стремление войти с ним в контакт, привлечь к себе внимание. В ответ на любовь и заботу взрослого у ребенка складывается положительное самоощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознательность. Указанные особенности выступают как предпосылки нравственного развития. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, а затем самостоятельной. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.
Семья в воспитании ребенка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует личность. Дошкольное детство- период высокой чувствительности ребенка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребенок усваивает нормы человеческого сознания, нравственные ценности. По своей природе дети являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребенок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главную роль играет нравственный облик родителей, который оставляет глубокий след на всю последующую жизнь.
Семейный авторитет- это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Быть авторитетным родителем- значит притягивать ребенка силой обаяния своей личности, помогать там, где это необходимо. Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей. Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены семьи спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни. Если из поколения в поколение идет взаимное уважение в семье, сохраняется доброжелательность между ее членами, то-такое повседневное общение разных по возрасту и по опыту членов семьи обогащает нравственно-эмоциональное, психическое развитие ребенка, создает для него возможность проявлять постоянную заботу, чуткость и отзывчивость по отношению к старшим.
Как правило, семья должна оказывать на ребенка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребенка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в такой ситуации чувствуют себя ущербными и несчастными.
Одной из важных задач детского сада по социально- нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьей. Семья и дошкольное учреждение-два важных института социализации ребенка. И что их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п., но и духовные потребности.
В нашей группе «Непоседы» также проводится работа с родителями в социально-нравственном направлении. Она содержит в себе такие направления, как:
1)приобщение ребенка к религии, посредством занятий по православной культуре;
2)оформление фотоальбома «Моя семья», дети приносят семейные фотографии и рассказывают о своих родных, при этом дети учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику;
3)привлечение родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей (праздники семьи, приглашения на выступление детей);
4)принимают активное участие в жизни детского коллектива, в различных конкурсах : «Поделки из природного материала», «Новогодние игрушки», «Веселые старты», «День именинника».
Также идет пропаганда педагогических знаний о социально-нравственном воспитании, идет через систему наглядной агитации это:
1)информационно-ознакомительная (стенды, папки- раскладушки);
2)информационно-просветительская, направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
3)в группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы (в специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей).
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребенка в сфере формирования нравственной основы личности, является семья. Именно семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».
Библиографический список
1. Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании-М. : Педагогика,1979г. ,с373
2. Теплюк С. М. «С чего начинается личность»//Дошкольное воспитание, 2004,№7,с83-84.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого.
4. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях// Дошкольное воспитание, 2002г. ,№3с45-51