Мария Счастливцева
Семейные праздники — особые дни в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Семейные праздники — особые дни в жизни ребенка
Традиции семьи.
В них - мудрость наших предков
Традиции семьи.
В них - времени печать.
Традиции семьи -
Прекрасное наследие.
Его мы будем детям завещать.
(И. Некрасова)
Для кого-то само словосочетание семейные традиции наводит ужас и непреодолимое желание сбежать на край света. Но для, кого-то семейные традиции очень много значат.
Публикация «Семейные праздники — особые дни в жизни ребенка» размещена в разделах
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
А что же такое семейные традиции? Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим на государственном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимают плечами и уверенно отвечают, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. Ведь семья – это не только общий быт, это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое, ко всему этому отношение. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.
В современных семьях фактически не отмечаются традиции, связанные с совместным творчеством детей и родителей, приобщением ребенка к истории своей семьи, мало традиций, предполагающих включение ребенка в домашний труд. Утрачены такие семейные традиции, как домашний театр, совместное чтении вслух любимых книг, семейное пение, и музицирование и, конечно же, такая семейная традиция как праздники и совместная подготовка к ним. Семейные праздники составлявшие основу семейного общения взрослых и детей содержат богатые возможности для умственного воспитания ребёнка, для развития всех его дарований.
Почему? Спросите вы…., а я поясню. Все праздники проходят через семейный коллектив, входят в каждый дом.
Вспоминаются слова Ушинского К. Д. - “Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство, если из него выбросить праздники. ”
Человек воспринимает мир чувствами и надо, чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки, запахи и другое. Необходимо предоставить ребёнку простор для самостоятельного, активного действия, но при этом, надо помнить, что праздник - это наша повседневная педагогика. В дни семейных праздников есть замечательная возможность применить педагогические принципы Антона Семёновича Макаренко, особенно в семьях, где ребёнок растёт не единственным, а в окружении братьев и сестёр. Коллективная творческая деятельность объединяет малышей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности - сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать аппликацию и другое.
Таким образом, работа по приобщению дошкольников к семейным традициям, а именно к традиции «семейные праздники» должна строиться с взаимодействия педагогов и родителей, направленного на возрождение или углубление традиции.
В нашем МБДОУ эта работа началась с того, что перед нами педагогами была поставлена задача привлечь внимание родителей к данной проблеме, вызвать стремление возродить утраченные традиции в своих семьях, если таковая имелась. Для решения этой задачи с родителями была организованна дискуссия на тему «Должны ли сохраняться традиции в современной семье?». Важно было дать возможность родителям взглянуть на свою семью с позиции благодарных потомков, помнящих и уважающих семейные традиции, в которых заложено историческое и духовное наследие семьи.
Продолжение разговора с родителями о семейных праздниках состоялось в ходе встречи за круглым столом «А у нас в семье так …» На этой встрече родители обсуждали, какие семейные праздники доступны пониманию дошкольников, как лучше приобщить детей к традициям своей семьи. Мамы и папы воспитанников делились воспоминаниями о том, какие семейные праздники своей семьи больше всего запомнились им из детства, о том, как им удается приобщить к этой семейной традиции своих детей. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача взрослого – помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол.
Вся эта работа позволила вызвать у родителей желание продолжать традицию «семейных праздников» и создавать новые в своих семьях традиции, т. е. она сделала родителей союзниками педагогов в приобщении детей к семейным традициям.
Ознакомление дошкольников с семейными духовными ценностями, традициями мы строили на основе расширения и углубления знаний детей о семье и семейных отношениях. В беседах, играх, при чтении сказок и рассказов вместе с детьми мы выясняли, что семья нужна всем для того, чтобы было интереснее и веселее жить, чтобы помогать и заботиться друг о друге. Раскрывая сущность взаимоотношений в семье, мы обращались к народным пословицам и поговоркам о семейном праздниках, счастье, родственных отношениях, родительской любви.
На заключительном этапе нашей работы мы стремились обратить внимание детей на своеобразие семейных праздников, бытующих в их семьях, способствовать возникновению у каждого чувства гордости за свою семью. Этому способствовали составленные дома вместе с родителями рассказы детей о своих семейных праздниках, в которых взрослые и дети стремились подчеркнуть индивидуальность, неповторимость своей семьи. Семейные праздники - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и. конечно, привыкает к традиции непременно отмечать семейные праздники!