Семейный обряд адыгов «Укладывание ребёнка в колыбель»

Кушу Фатима
Семейный обряд адыгов «Укладывание ребёнка в колыбель»

Цель: познакомить детей с традициями и обычаями адыгов; привить любовь к адыгейским песням, пословицам, поговоркам.

Материал: сувениры, пано с адыгейским орнаментом, столик – трёхножка, флаг, подарки.

Содержание.

В зале оформлена комната в адыгейском стиле: колыбелька со всеми принадлежностями, столик (1анэ) с угощениями, предметами домашнего обихода.

На центральной стене эстампы с фигурами мальчика и девочки в национальном костюме, пано с адыгейским народным орнаментом, на крыше домика висит пёстрый флаг. Звучит песня «Адыги», сл. И. Машбаша, муз. З. Тутова.

Гостей встречает бабушка (нана).

В зал свободно заходят дети и взрослые. В руках небольшие сувениры, подарки.

Ведущий. А мы увидели, что у вас на крыше дома висит пёстрый флаг и пришли вас поздравить с рождением внучки. Мы вам желаем, чтобы ваша внучка выросла здоровой, красивой и, чтобы у вас было много внучат.

Нана. Да, ребята, у моего сына родилась дочка, а мне внучка и, чтобы все знали об этом мы повесили пёстрый флаг, чтобы девочка наша была красивой, как это пёстрое полотно. Если бы родился мальчик, мы бы повесили красный флаг, чтобы он был стойким, как красный цвет.

Нана. Спасибо, мои дорогие, что пришли с нами разделить нашу радость. (Дети проходят и садятся на стулья).

Семейный обряд адыгов «Укладывание ребёнка в колыбель»

Нана. Добро пожаловать в нашу гостиную. Ребята, как только родилась у меня внучка, я ей сшила вот такую рубашонку, из полотна бывшего в употреблении и называется «цыгъо джан» - «мышиное платье». Для того, чтобы не сглазили маленькую, её сравнивали с мышкой. Эту рубашку не подшивали, боясь, что жизнь у ребёнка станет короткой. Пусть тот, для кого я сшила эту рубашку, проживёт в сто раз больше, чем прожила эта ткань. (Раздаётся гул подъезжающей машины. Сигналит. Из домика выходит невестка.)

Невестка. Нана, кто-то к нам приехал.

Нана. Ребята, это моя невестка. (Обращаясь к невестке). Пойди, дочка, посмотри, кто к нам приехал.

(Нана прибирает в комнате, пока невестка пошла смотреть кто приехал).

Невестка. Нана, к нам на смотрины приехали мои родственники.

Нана. Добро пожаловать! (Обнимаются).

Родственники. (Два чел. взрослые). 1-ый. Мы приехали поздравить вас и весь ваш род с рождением внучки, желаем, чтобы у вас хватило здоровья на всех внуков и правнуков.

Нана. (Обращаясь к гостям). Спасибо, спасибо! Садитесь, пожалуйста. Как поживаете? Как здоровье ваших родителей, детей, родственников?

Родственник 2-ой. Спасибо, все живы и здоровы. А как ваше здоровье?

Нана. Да, вот радуюсь, что внучка родилась, бегаю. Хорошо, что вы именно сегодня приехали к нам. У нас праздник «Кушъэхапх».

Родственник 2-ой. Нана, а нам поручили поздравить вас и вручить эти подарки. (Достаёт подарок бабушке – отрез на платье, платок, ночная сорочка, обувь –шъуаш, а внучке – платье, ползунки, пинетки, игрушки, а в корзине угощение. Всё это нана показывает присутствующим).

Нана. Спасибо за ваши подарки. Желаю вам, чтобы люди к вам приходили по доброму случаю и, чтобы я смогла вам добром отплатить вам за ваше внимание.

Родственник 1-ый. А как назвали вы свою внучку?

Нана. (Обращаясь ко всем). Мою внучку уже нарекли именем. Наречение именем считается большим событием, так как с ним связывают с ним все будущие удачи и неудачи человека. По обычаям адыгов мальчика нарекали именем дедушки или доблестного джигита, девочку – именем бабушки или счастливой, красивой женщины.

Нана. Ох и долго спорили все наши родственники и знакомые, как же назвать нашу девочку. Одни предлагали назвать её Заремой, другие- Адыиф, Файзет, Марзет, Нуриет, Рузана. Каких только имён не предлагали. Наконец-то назвали Рузаной. Тот кто нарёк именем должен подарить платье. Посмотрите какой подарок принёс мой брат, уважаемый человек (показывает подарок). Он то и назвал нашу девочку Рузаной.

Дети. 1 ребёнок. Нана, а я знаю стихотворение про девочку Рузану, которое называется «Где ты живёшь» Д. Чуяко.

Привели Рузану в детский сад

Ребятишки на неё глядят

Девочка взглянула на игрушки:

До чего же этот сад хорош!

Обступили новые подружки:

- На какой ты улице живёшь?

И Рузана говорит в ответ,

Ребятишкам отвечает важно:

- Не на улице живу я, нет!

В доме я живу одноэтажном.

Там живёт моя семья

И смешная кошечка моя.

Нана. Спасибо, что ты выучила в подарок моей внучке такое стихотворение. Вот она подрастёт и придёт в ваш детский сад и вы с ней будите играть.

Нана. Ребята, моей внучке исполнилось две недели и сегодня в первый раз будем укладывать в колыбельку и в честь этого я приготовила угощение. Для всех устроим праздник. Укладывать первый раз младенца поручили опытной, доброй женщине. И вот сегодня мы пригласили её к нам. (В сопровождении заходит женщина. Она приносит с собой кошку, яйцо и прополис).

Нана. Добро пожаловать! Проходите, садитесь, пожалуйста. Дочка, принеси, пожалуйста, мою внучку. (Из домика, где висит флаг мать выносит ребёнка и даёт нане. Нана, невестка, приглашённая женщина поют песню):

Сабый ц1ык1ур дэхэ дэдэу

Аллахь Талэм къыгъэхъугъ

Ип1уныгъи ихъуныгъи

Ятэ- янэмэ хьакъ ателъ…

Нана. Ребёнок рождается чистым и невинным, и ответственность за его воспитание лежит на родителях и воспитателях. Воспитание и обучение необходимо нашим детям также, как эта колыбелька. Воспитатели должны всегда чувствовать ответственность за то, каким вырастит ребёнок.

Нана. Ребята, по обычаю адыгов прежде чем уложить ребёнка в колыбельку, в неё клали кота. Считается, что кот оставит в люльке свой сладкий сон.

Женщина. (Проделывая действие с кошкой): «Пусть спит, как кот».

Нана. В колыбельку кладут и яйцо. Оно предвещает младенцу светлую долгую жизнь.

Женщина (проделывая действия с яйцом) «Пусть доживет до тех дней, пока не побелеет, как яйцо!». (Женщина показывает, как на ручке у ребенка завязана белая тряпочка.)

Нана. Это, чтобы наша внучка долго жила пока у неё не побелеют волосы, как эта тряпочка. (Обращаясь к женщине): А, что ты нам еще принесла?

Женщина. У меня кусочек прополиса.

Нана. Его я прикреплю на волосы в том месте, где родничок (темя). Это своеобразный сигнал- осторожно, опасное место, чтобы к родничку никто не прикасался. Но этот прополис может быть также полезным, лечебным для нашей девочки.

Женщина начинает укладывать младенца в колыбельку. Мать стоит в сторонке, наблюдает.

Нана. Смотри и запоминай, дочка, потом самой тебе придётся укладывать в колыбельку ребёнка.

Женщина. (комментирует свои действия). Ножки надо хорошо выпрямить, завернуть в пелёнку и завязать, там где находится коленочки, а чтобы завязка не давила, положить под неё плоскую небольшую подушечку. Руки выпрямить вдоль туловища, завернуть в пелёнку, положить по обеим сторонам подушечки и завязать. Затем сверху накрыть одеяльцем. Нельзя, чтобы темечко мёрзло, поэтому можно косыночку приложить у голове. Ну, а теперь можно и спеть колыбельную песенку.

Кушъэм чэтыур щычъыягъ,

Чъые 1эш1ур къыринагъ,

Чъые 1эш1ур къыфэк1онэу

Сэ1ошъы сик1алэ кушъэм хэсэпхэ.

Уикушъашъэхьэ мазэм пэш1эт,

Уикушъап1э дышъэ идагъ,

Дышъэ шъэхьантэм ущысэгъэчъый,

Лай – лай дахэк1э ухэсэгъэчъый.

Нана благодарит женщину за оказанное внимание. Дарит ей подарок. Невестка провожает её.

Нана. Дети в первые месяцы особенно беспомощны, поэтому на них может влиять дурной глаз. Желая уберечь ребёнка от дурного глаза, мы поставим чашку с водой и положим туда яйцо. Каждый приходящий в дом, должен намочить этой водой руки и протереть лобик ребёнку.

Ведущий. Ребёнка, которому не окропили лоб

Водой, где держали яйцо

Жизнь не долговечна.

Мальчика, которому не мыли лоб,

Жизнь коротка.

Нана. Ребята, а ещё, чтобы ребёнка не сглазили, я ему вот так сажей испачкаю лобик.

Нана. А ещё я положила под подушечку кусочек железа и ракушку повешу на колыбельку. Они будут оберегать малышку. Ребята, наша малышка уснула, поэтому мы отнесём колыбельку в другую комнату. Поставим к ней веник, чтобы злой дух к внучке не подходил и, чтобы не одна была.

Ведущий. Нана, а мы к вашему празднику выучили стихи, песни и танцы. Сейчас Альбина прочитает стихотворение К. Жане «Мама».

К девочке как-то подходит Махмуд:

- Девочка, как твою маму зовут?

- Мамой зовут мою маму.

- Я вот Махмуд, а ты Файзет.

- Разве у мамы имени нет?

- Как же зовут твою маму?

Думает девочка: «Ну и чудак!

Видно понять он не может никак,

Что маму зовут только мамой!»

Исполняется песня «Синан»,сл. К. Жанэ, муз. У. Тхабисимова.

Выходят двое детей.

Первый ребёнок. В танцах каждого народа

Суть характера его.

Адыгеец в хороводе

Весь пылает, как огонь.

Второй ребёнок. Танцы светлые адыгов

С миром музыки в ладу,

Пары то кружатся лихо,

То, как лебеди, плывут.

Исполнение адыгейского танца детьми.

Ведущий. А сейчас мы поиграем в адыгейскую игру «Подбрось шапку».

Ведущий. А какие адыгейские пословицы вы знаете?

Дети. Чем много говорить – лучше немного сделать. Вместе есть вкуснее, вместе трудится веселее. Для дружного стада и волк не страшен. Кто не уважает старших, сам не достоин уважения. Сила птицы в крыльях, сила человека – в дружбе.

Ведущий. А народные приметы вы знаете?

Дети. Если днём петух у порога кукарекает громко - значит гость в дом придёт. Если ладонь чешется – деньги будут. Если подошва ноги чешется, пойдёшь в гости куда-нибудь.

Ведущий. А про адыгейский стол вы знаете стихотворение?

Ребёнок читает стихотворение Руслана Нехая «Адыгейский стол».

Как старый кедр

Он мудр и щедр.

Как солнце кругл

Он гостю –друг.

Есть хлеб и соль-

Садись за стол!

Он, как родник,

Людей – роднит.

Нана. Спасибо вам, ребята, за ваши подарки и веселья. А теперь приглашаю вас за адыгейский стол, который, как родник, людей роднит.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Фотоотчет «Семейный герб»Фотоотчет «Семейный герб» Семейный герб – символ преемственности поколений. Поэтому была поставлена цель перед родителями: помочь детям узнать историю своей семьи,.

Наш любимый семейный пирожок (рецепт)Наш любимый семейный пирожок (рецепт) Доброго времени суток, уважаемые коллеги, гости, заглянувшие ко мне на страничку и мои друзья! Поздравляю всех Вас с Рождеством! Хочу предложить.

Проект «Мой семейный герб»Проект «Мой семейный герб» Тип проекта: Поисковый, групповой, краткосрочный. Участники проекта: Родители, дети старшей группы «Лучики», педагоги. Сроки проведения:.

Сценарий тематического праздника «Кубань — ты колыбель моя, земля отцов — моя земля!»Сценарий тематического праздника «Кубань — ты колыбель моя, земля отцов — моя земля!» Авторы музыкальный руководитель Репина Ирина Алексеевна, воспитатель Кириленко Ольга Витальевна Вход детей под музыку, композиция с флагами.

Семейный гербСемейный герб "Моя семья - моё богатство" Хочу рассказать Вам о том, что в нашем детском саду мы провели проект "Наш семейный герб" и пригласили в нём.

Фотоотчет «Семейный праздник»Фотоотчет «Семейный праздник» Дети входят под песню "Неразлучные друзья" и с адятся на стулья. Ребёнок 1- Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче весело с утра, Весна.

Семейный праздник «Приходила Коляда!»Семейный праздник «Приходила Коляда!» Семейный праздник «Приходила Коляда!» Подготовили: музыкальный руководитель Завьялова О. С., воспитатель Силиневич Л. Л, педагог-психолог.

Выставка книг «Колыбель Севера» и стенгазета, посвященные Международному году языков коренных народовВыставка книг «Колыбель Севера» и стенгазета, посвященные Международному году языков коренных народов К Международному году языков коренных народов оформлена выставка художественной литературы «Колыбель Севера». Здесь сказки разных народов.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семейный обряд адыгов «Укладывание ребёнка в колыбель»
Опубликовано: 21 марта 2020 в 19:26
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 ноября. День дятла на МААМ

Дятел – удивительная птица. Не зря есть поговорка о том, что «голова не болит как у дятла». Действительно, эта птица целый день без устали долбит деревья, чтобы найти себе пищу и при этом прекрасно себя...

25 ноября. День московского Кремля на МААМ

«Начинается земля, как известно, от Кремля» — сегодняшний тематический день посвящен самой большой действующей крепости в Европе и нашему национальному символу — Московскому Кремлю. Воспользуйтесь нашей...

Фотовыставка «Наши мамы — мастерицы», ко Дню матери
Фотовыставка " Наши мамы - мастерицы" , ко Дню матери в младшей группе. Здравствуйте, уважаемые коллеги . Предлагаю вашему вниманию фотовыставку " Наши...
Информационные уголки для родителей в детском саду
Ежедневная работа детского сада начинается с утреннего приема детей в группу. Здесь, в приёмных, и расположена основная информационная зона для родителей....
Кружковая работа «Творчество и искусство» Нетрадиционная техника рисования...
Цель: знакомство с новой техникой рисования "штампование" и использование её в работе с детьми. Задачи: 1. Познакомить детей с техникой рисования...