Драчева Ольга Александровна
Семинар для педагогов ДОУ «Уголок психологической разгрузки в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Звездочка"
Семинар на тему
"Уголок эмоциональной разгрузки в группах ДОУ"
Подготовила: Драчева О. А.
педагог-психолог
с. Криводановка
2015 г.
Эмоции - внутренние переживания человека. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может, поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Уголок психологической разгрузки в группе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Цель семинара : организация уголков эмоциональной разгрузки в каждой группе (учитывая возрастные особенности).
Цель создания уголка - преодоление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.
Задачи:
• создание положительного эмоционального климата в группе;
• организация систематической работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей;
• формирование дружеских взаимоотношений, способствование сплочению коллектива.
Эмоции
Положительные Нейтральные Отрицательные
радость удивление страх
любовь любопытство испуг
уважение безразличие обида
удовольствие отчаяние
злоба
зависть
ненависть
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей.
- обычная детская ревность, обида, зависть.
- ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;
- охраняет свою собственную территорию;
- страх разлуки с родителями;
- чрезмерный контроль,
- недостаток внимания,
- переутомление;
- неуважение к личности ребёнка;
- запрет на физическую активность;
- напряжённый эмоциональный климат в группе.
Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у ребёнка, необходимо создать условия для благополучного эмоционального климата в детском коллективе, организовать предметно-развивающую среду, создать уголки настроения и многое другое, что позволит помочь ребенку справиться со своими эмоциональными переживаниями.
Ожидаемый результат создания уголка :
• умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;
• снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
• благодаря материалам в уголках раскроются тревожные и застенчивые дети;
• развитие сотрудничества друг с другом.
Наполнение уголков эмоциональной разгрузки с учетом возрастных особенностей.
Возрастная В Возрастная категория Материал в уголке Описание
Вторая младшая
группа "Уголок настроения" Должен содержать 3 эмоции (радость, грусть, слезы, на каждого ребенка карточку или фото.
"Сухой бассейн" Ёмкость с большим количеством крышек (пуговиц, шариков, фасоли, т. д.)
"Кубик эмоций" Кубик, грани которого отражают эмоции человека (грусть, радость, удивление, злость, и др.)
Массажные мячики "Ёжики" Снимают мышечное напряжение и успокаивают.
Световые шарики или любые светящиеся игрушки.
"Шкатулка секретов" Угадай что это, на что похоже? (мех, вата, ткань разной фактуры, наждачная бумага и т. д.)
"Семейный альбом" Семейные фотографии воспитанников.
"Волшебный телефон" Телефон по которому можно позвонить маме, папе, сестренке и т. д.
Коробочка "рвакля"(попробуй порви) Коробочка с бумагой разной по фактуре (исписанная бумага, картон, бум салфетки и т. д., рядом с ней пустое ведерко, куда выбрасывать нарванные части бумаги.
Игры с крышками:
Укрась ёлочку, клоун с воздушными шарами, божья коровка, поляна цветов, гусеница, ягоды, разноцветные ступеньки и т. д.
Шнуровки, пазлы
Средняя группа
Средняя группа
Всё то же, что и во второй младшей группе +новое
"Цветные клубочки" Необходимо перематывать клубочек на катушку.
"Чудесный мешочек" Найди игрушку в мешочке, определив её на ощупь.
Калейдоскопы Рассматривание узоров из стеклышек.
Игры с горохом (круглым, фасолью, бобами, крупными бусинами "накорми. " Необходимо "накормить" мордашку, подобрав под размер ротика нужный материал: горох, фасоль и т. д.
Игры на дыхание Задуй шарик в "рот" животным, фруктам ит. д.,
Воздушный футбол,
Вертушки и др.
Релаксационные игрушки Снег в шаре, звездопад и др.
Мешочки настроений Мешочки разного цвета и разными эмоциями.
Ребенок рисует рисунок и складывает его в мешочек с подходящим настроением.
"Коврик дружбы" Поссорившиеся дети встают на коврик и произносят слова о дружбе (см. приложение)
Игра "собери бусы" Нанизать на толстую леску, нитку - макароны, бусины, крышки с дырочками и т. д.
Ведерко с надписью "Переполох" Наполнить ведерко мелким материалом (горох, фасоль, бусинки. соя, рис, бобы) и устроить переполох (окунуть руки в ведерко и пальчиками перебирать мелкие детали.
Игры с крышками:
Разложи одежду по цвету в стиральную машинку;
Картонная «гармошка» на каждой грани свой цвет и основа для крышек, разные виды одежды по цветам граней.
Игры с прищепками
Разнообразные атрибуты для феи, волшебника и т. д.
Старшая группа «Подушка-колотушка» Изготовить объёмную подушку для выплеска гнева, у кого есть потребность кого-либо ударить.
Уголок настроения Должен содержать 5-6 эмоций, для которой подобрать свой цвет, бланк с датами (на месяц) и списком детей группы. Отмечать настроение каждое утро.
Старшая группа «Стаканчик плохого настроения» Пластмассовый стакан темного цвета с крышечкой. Ребенок выкрикивает в стаканчик все свои обиды, обзывания и закрывает его, что бы они больше не повторились (не вернулись).
Мягкие наушники Закрыть уши и посидеть в тишине, отдохнуть ото всех.
Мишени Разместить на стене мишень с мягкими мячиками.
Альбом с эмоциональными ситуациями Папка в которой разместить иллюстрации с эмоциональными ситуациями.
Папка «Игры на внимание» (усидчивость) Лабиринты, найди отличия, соедини по точкам, дорисуй, веселые штриховки и т. д.
Подушка примирения, веселый коврик.
Поссорившиеся дети встают на коврик (кладут руки на подушечку, где нарисованы руки (варежки) и произносят слова о дружбе (см. приложение).
Танграм Обязательно должны быть схемы.
Колумбово яйцо Обязательно наличие схем.
Игры с крышками:
Крестики-нолики,
Мозаика из крышек.
Подготовительная к школе группа Игры с счётными палочками. Обязательно наличие схем
Графический диктант Поле в клетку, несколько образцов, набор фломастеров.
Игры с крышками:
Умный ноутбук,
Коробка из-под конфет, основа с крышками, кармашек для экрана, карточки слов по слогам, цифры, математические знаки.
«Мирилки» Текст мирилок можно расположить вокруг самой мирилки.
Зеркало настроений Ребенок может строить гриммасы. тем самым разрабатывать мышцы лица.
Приложение
Мирилки
1. Руку - дай. Мирись - мирись!
Больше с другом не дерись!
Дружбе - да! Драке - нет!
Это наш с тобой завет!
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в соре жить,
Потому - давай дружить!
2. Эй, мирись, мирись, мирись!
Ну-ка пальчик, покажись!
Помириться помоги,
Друга, пальчик, обними!
Вы, мизинчики, друзья!
И ругаться вам нельзя!
3. Я хочу с тобой мириться,
Я хочу с тобой дружиться.
Будем вместе мы играть,
Прыгать, бегать. хохотать.
4. Давай с тобой мириться
И всегда делиться.
Раз- два-три-четыре-пять
Мы с тобой друзья опять!
5. Руку дай, мирись, мирись,
Друг прости и улыбнись!
6. К ковру «Дружбы» подойдем
И мириться мы начнем.
Мирись, мирись, мирись
Со мною подружись!
7. Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись
Будем мы дружить
Весело нам жить!