Ольга Исаченко
Семинар для педагогов ДОУ «Социализация дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Приветствие. Каждый участник называет свое имя и по-своему, приветствует собравшихся (вербально, жестами или мимикой).
Психологический настрой: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Социализация дошкольника“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
В наших руках возможность создать такую атмосферу вокруг себя, в которой окружающим нас людям (детям, родителям, близким и родным) будет приятно находиться рядом.
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.
Продолжите определение: «Социализация – это.. .».
Каждый педагог озвучивает свое определение. Участники получают фишки за верные ответы на протяжении всего семинара. По итогам выбирается самый осведомленный по данной теме и активный участник.
Итак, социализация чаще всего трактуется как «процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и восприятия социокультурного опыта» .
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Через игру осуществляется социализация ребёнка дошкольника. Этот процесс начинается и происходит в детском саду. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Предлагаю решить кроссворд. Решив кроссворд, объясните как вы понимаете значение выделенного слова (социум).
Социум- это общество. Социум- это окружение, в котором формируется человек. Это социальное окружение с единой культурой, условиями жизни.
СХЕМА - двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, образцы поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не находиться в противовесе к обществу. С другой – в силу своей природной активности личность стремится к независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию.
«Подумаем вместе» (надпись в центре круга, . Что составляет процесс успешной социализации? Участники предлагают составляющие и записывают их в круге.
Пример (игра, физическая активность, речевая активность, сенсорное развитие, мыслительные действия, психологическое благополучие, психокоррекция).
Основные цели и задачи работы дошкольного учреждения по социализации дошкольников:
1) осознание значимости своей личности, собственного внутреннего мира;
2) осознание ребенком норм и правил поведения в обществе, развитие нравственных качеств;
3) расширить и обогатить опыт конструктивного межличностного взаимодействия с окружающими, развитие социальной уверенности
4) развить самостоятельность и ответственность, как основные ценности системы взросления;
5) формировать образ школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
Задание для педагогов «Методическая копилка»
Педагогам предлагается мешочек - копилка с «монетами» (круги, на которых написаны формы работы с детьми, используемые в дошкольных группах. Задача педагогов – вынимая по одной «монете», определить задачи, которые реализуются в данной деятельности. При правильном выполнении педагог оставляет «монету» себе.
Варианты форм:
o Презентация проектов-коллажей о семейных увлечениях «Давайте познакомимся» в младшей группе (1,3)
o Совместные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» в старшей группе (2,3)
o Пешая экскурсия в школу для подготовительной группы (4,5)
o Организация дежурства в столовой, уголке природы в старшей группе (2,5)
o Экскурсия на хлебопекарню для подготовительной группы (3,5)
o Создание групповой коллекции («Календарики») в средней группе (1,3)
o Выпуск газеты (к праздникам) для родителей силами детей старшей и подготовительной групп (1,2,3)
o Создание индивидуальных коллекций игрушек - киндер «Киндер- сокровища» детей средней группы (1,2,3)
Какие вы используете приёмы для того, чтобы дети чувствовали себя увереннее?
В воспитании детей, особенно дошкольников, большое место занимают "прямые" упражнения, то есть совершенно открытая демонстрация ребенку той или иной поведенческой ситуации и тщательная, многократная тренировка показанного действия. Методом прямого упражнения малыша учат пить из чашки, удерживать ложку, надевать одежду.
В играх образовательного содержания дети знакомятся с историей своего края, своей страны, с историей создания предметов, с правилами и нормами поведения в обществе. Учатся применять полученные знания на практике, в частности в игре, таких как «Экскурсовод», «Больница», «Семья» и т. д.
К 6 годам у детей развивается саморегуляция, таким образом, они уже могут следовать нормам и правилам.
При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию.
Важно всегда помнить, что средством воспитания и развития для детей, являются только значимые, доступные и понятные субъекты, объекты и факты, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.
Ими могут являться:
– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
– детский сад (в первую очередь воспитатели);
– общество (сверстники, друзья).
Насколько они значимы для ребенка, так и выстраиваются приоритеты при взаимодействие с ними. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.
Сообщения о роли матери и отца в социализации дошкольников (готовят и представляют воспитатели (домашнее задание).
Источник семейного неблагополучия ребёнка в современном мире развивается по сценарию родительской гиперопеки. Тепличные условия воспитания, ограждение подростка от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению жизненных целей, все это также мешает его нормальному психическому развитию. В результате - нарушение усвоения социального опыта, появление защитных дезадаптивных форм поведения, искажение мотивационных механизмов, зачастую - тревожность и неуверенность, уход, протест, правонарушения. Сколько семей, более того полностью благополучных, страдают от своих подрастающих детей. Часто в эту пору родители психологически теряют своих детей. Негативизм матери и ее терпимость к агрессии имеют наибольший каузальный результат на ребенка. Ребенок, к которому проявляется слишком мало интереса и которому достается слишком мало материнской любви, которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено слишком мало ограничений на агрессивное поведение, скорее всего, вырастет агрессивным подростком.
Часто родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов.
Попытки сдерживать агрессивное поведение ребенка с помощью физических наказаний зачастую напоминают метание бумеранга. Стиль семейного руководства, попытки свести агрессию на нет или хотя бы контролировать ее проявления с помощью суровых наказаний фактически является подкреплением и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой агрессии.
Большую роль в социализации имеет пример сверстника. Во многих ситуациях жизни детям полезно присматриваться к своим ровесникам: одноклассникам, приятелям во дворе, героям книг и фильмов. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на свои собственные, трудности узнаваемы. Но прямое навязывание ребенку примера его ровесника недопустимо: публичное сравнение себя с примерным ровесником очень болезненно для ребенка. Страх быть хуже других может надолго парализовать его активность и более того подрасти в комплекс неполноценности.
Профессиональному воспитателю, работающему с группой детей-сверстников, следует помнить, что для успешного взросления каждому ребенку надо пережить ситуацию, где бы он стал примером для других. Не может в учебе, значит, может в труде или спорте, в пении или танцах, в улыбчивости или щедрости. Чем разнообразнее дело детей, которое организует педагог, тем больше у каждого из них возможностей, хоть в чем-то стать примером для товарищей.
Механизм социальной ориентации:
Заключается в осознании потребности («Мне нужно») – выбор средства её удовлетворения (каждый выбирает согласно своему социальному статусу).
Условия для успешной работы по социализации:
- эмоциональный комфорт
- обновленная предметно-развивающая среда
- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, коммуникативности.
Формируем навыки:
- соблюдение этикета
- навыки безопасности
- навыки сотрудничества и взаимодействия с окружающими
- соблюдения общих правил и договоренностей
- позитивного решения конфликта
Показатели успешного социального развития:
- умение войти в общество
- умение совместных действий
- умение следовать нормам
- умение контролировать свои желания.
Игры:
«Просьба»- Играют в паре. Игроки просят друг у друга, что-либо, используя вежливые слова, комплименты. Выигрывает тот игрок, у кого больше предметов.
«За что мы любим?» - Водящий выбирает себе игрока, называет 5 его положительных качеств, остальные угадывают о ком идет речь.
Рефлексия семинара.
Закончить предложение на выбор
- «Сегодня на семинаре я пришел к пониманию ….»
- «Принимая участие в семинаре, я затруднялся ….»