Папки-передвижки

Семинар для педагогов «Мышление дошкольников: понятие, виды, способы развития»

Екатерина Никитина
Семинар для педагогов «Мышление дошкольников: понятие, виды, способы развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар для педагогов

1. Понятие мышления, виды мышления.

Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной теме – развитию мышления наших подопечных. Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлеными, любознательными, догадливыми, разумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П. Ершова: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал свое мышление сам.

Публикация «Семинар для педагогов „Мышление дошкольников: понятие, виды, способы развития“» размещена в разделах

Мышление вообще очень редкий процесс. «Но мы почти никогда не застаем себя недумающими» - возразите вы. Верно, но «думание» и «мышление» - вещи разные. В бытовое слово «думать» входят многие психические процессы: воспоминания, представления, воображение. Они текут непроизвольно, хаотично и не дают продукта. Мышление же направлено на решение определенной задачи, проблемы, противоречия. Воспитатель ставит перед детьми цель, и они начинают мыслить? Если бы. Цель не может быть задана извне. Ребенок начнет мыслить в том случае, если он поймет, примет задачу и захочет ее решить, попав тем самым в проблемную ситуацию.

Так что же такое мышление? Мышление – это высшая форма познавательной деятельности. В психологии выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющую основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Что такое сформированное наглядно-действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизма) для решения поставленной задачи.

Наглядно-действенное мышление формируется в раннем дошкольном возрасте в процессе овладения предметно-манипулятивной игровой деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и протекает под контролем и при специальном участии взрослого. Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование). Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.

Дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них в силу разных причин могут отсутствовать не только зачатки логического или наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого в норме должно быть завершено к моменту поступления в школу.

Что же делать, если у ребенка все-таки не сформировано наглядно-действенное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных).

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной основе. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой.

В более старшем дошкольном возрасте на развитие наглядно-образного мышления влияют сюжетно-ролевые игры. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими. Далее конкретные предметы замещаются их образами.

Далее, в старшем дошкольном возрасте, происходит совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Развитие словесно- логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения. Словесно-логическое мышление ребенка полностью оформляется к подростковому возрасту.

Итак, мы рассмотрели три основных вида мышления. Такое разделение является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития, поскольку в решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно.

Поэтому мы можем предложить целый ряд развивающих заданий, которые всегда хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.

Вопрос: Какие игры на развитие логического мышления имеются в группах детского сада?

2. Практикум: играем в игры на составление логических цепочек и установление закономерностей.

• «Логический поезд»

• «Подбери парную картинку»

• «Пустой квадрат»

• «Лабиринт»

• Закономерности

3. Развитие логического мышления на занятиях по математике.

Любая познавательная деятельность требует включения мышления.

Вопрос: Как мы развиваем мышление детей на других занятиях (экология, окружающий мир, развитие речи?

Взаимосвязь мышления и речи.

4. Обзор методической литературы.

Публикации по теме:

Игры для родителей и умных детей Все родители хотят чтобы малыши были сообразительными. И многие даже не догадываются о том, что умным будет не тот ребенок, который сидит.

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Мышление дошкольников: понятие, виды, способы развития»
Опубликовано: 29 сентября 2014 в 22:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Мышление дошкольников: понятие, виды, способы развития»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Никитина (УИ 244269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД