Татьяна Бондарева
Семинар для педагогов «Развитие творческих способностей одаренных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для воспитателей
Развитие творческих способностей одаренных детей
I. Категории одаренных детей :
1. Дети с ускоренным умственным развитием. Резко выделяется высоким уровнем интеллекта. Такие дети особенно заметны в младшей школе. Ненасытная познавательная потребность.
Публикация «Семинар для педагогов „Развитие творческих способностей одаренных детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Дети, у которых интеллект в целом обычный, но есть особая расположенность к какой-то отдельной области науки или техники.
Кто - нибудь в группах может назвать таких детей?
3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта и не проявляют ярких успехов, но у них может быть необычайная память или богатство воображения, или особая наблюдательность, но пока не нашедшая себе применения.
Кто- нибудь в группах может назвать таких детей?
II. Возрастные особенности проявления познавательных потребностей.
Ранний возраст (до 3 лет)
• исследовательская поисковая активность,
• сензитивность (чувствительность) к новизне стимула,
• обнаруживание нового в обычном,
• высокая любознательность.
3-5 лет
• самостоятельная постановка вопросов и проблем,
• исследование и
• определение отношений, причин и следствий.
5-6 лет
• проблемность,
• открытость новому,
• поиск несоответствий и противоречий.
Одаренность предполагает гибкость мышления, которое является свойством творческого мышления, и которое позволяет варьировать способы решения задач.
Гибкость мышления начинает развиваться в дошкольном возрасте и к 5-6 годам достигает своего бурного развития.
Но без специального внимания к этому – как правило не достигает высокого уровня у большинства детей.
Гибкость мышления можно уже начинать формировать с 4-летнего возраста.
Если в занятиях с детьми используются готовые шаблоны для решения различных типов задач, то к развитию творческих способностей мы не подойдем.
III. Некоторые приемы развития творческого мышления :
1. Комбинаторные задания.
• Сколькими способами можно составить 4-х цветный флаг из горизонтальных полос, имея 4 различных цвета.
Ориентацияв подобных задачах предполагает, что у детей развиты такие понятия, как «некоторый» «каждый» «часть» «целое» «множество» «элементы множества».
2. Задачи на выделение различных признаков предметов.
• В чем сходство и различие «стол» и «стул»
• Что ты можешь сказать об арбузе?
• Что бывает белым и пушистым?
3. Практические задания на составление фигур из палочек
• Построить 5 кадратов используя 6 палочек
4. Знакомства с таблицами, схемами.
• Какую фигурку надо поместить в пустую клеточку.
Перечень упражнений для развития творческих способностей детей :
1. Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги.
2. Дорисовать 10 одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки.
3. Подбирать определения к различным словам.
4. Игра «Что общего между?.»
5. Упражнение «Что можно сделать из?.»
6. Задание: «Придумай и изобрази…»
7. Придумывание сказок на определенную тему, видоизменение сказок и т. п.
8. Игра «Хорошо- плохо».
9. Чем это может быть?
IV. Личность педагога и развитие творческих способностей детей.
1. Личностные: позитивная Я-концепция, целеустремлённость, зрелость – чёткое осознание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость.
2. Профессиональные: знания и умения, помогающие развитию каждого рёбёнка; знания и умения, способствующие развитию общей и специальной одарённости. Умение идентифицировать одарённых детей; выбор оптимальных форм обучения для них; разработка и индивидуализация учебных программ; оценка результативности обучения; консультирование одарённых детей и их родителей.
3. Поведенческие: умение слушать; умение создавать вдохновляющую атмосферу; владение техникой постановки вопросов. На уровне межличностных отношений – педагог получает удовлетворение от учеников, как от интересных людей и позволяет учить себя.
V. Творческие задания педагогам
“Сочини сказку”.
1 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:
«мужчина читал газету в тролейбусе.» и заканчивается фразой: «… поэтому всем было холодно»
2 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:
«в сумочке лежал пистолет.» и заканчивается фразой: «…поэтому собачка уснула на диване»
3 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:
«женщина со злостью толкнула ногой табурет.» и заканчивается фразой: «…поэтому, в яслях, все дети хорошо поели»