Наталья Панкова
Семинар для воспитателей на тему: «Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: повысить уровень теоретических знаний педагогов, вооружить практическими навыками проведения работы с детьми, совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с литературой.
План проведения семинара
Публикация «Семинар для воспитателей на тему: „Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1 -е занятие. Проблема ориентации ребенка в пространстве
• Содержание понятий «пространственные представления» и «пространственная ориентация»
• Этапы развития пространственных представлений у детей
• Особенности восприятия пространства дошкольниками
Домашнее задание: провести сравнительный анализ задач по разделу «ориентировка в пространстве» по всем возрастным группам.
2-ое занятие. Содержание работы с детьми.
• Анализ программных задач по развитию у детей пространственных представлений (по домашнему заданию)
• Характеристика программных задач по ориентировке детей в пространстве
• Практическая часть:
- прослушать магнитофонную запись фрагмента занятия, определить возрастную группу и программные задачи
- рассмотреть наглядный материал, сформулировать программные задачи с его применением.
Домашнее задание: составит несколько вариантов упражнений для детей по самостоятельно выбранной программной задаче.
3-е занятие. Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников.
• Педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования пространственных отношений у дошкольников.
• Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений
• Работа над словарным запасом дошкольников при формировании пространственных представлений
• Формирование умений и навыков пространственной ориентации
- уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении
-формирование умений в определении последовательности элементов ряда
- формирование умений ориентироваться в направлениях пространства
Домашнее задание: изучить статью Т. Лаврентьевой «Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями» Д. В. №7-83г
4-ое занятие, (продолжение темы)
• Развитие ориентировки на листе бумаги
• Использование моделирования при ознакомлении с пространственными отношениями
Практическая часть: решение педагогических задач.
Домашнее задание: продумать систему работы с детьми по выбранной программной задаче
Педагогические задачи:
1. Воспитатель, рассматривая с детьми картину «Кошка с котятами» спрашивает у детей :
• Кто нарисован в середине картины?
• Какого цвета кошка? Какая она по величине?
• Сколько котят у кошки?
• Кто меньше: котята или кошка?
• Расскажите, что делает котёнок справа?
Вопросы для обсуждения :
• В какой возрастной группе проводилось занятии?
• На какие знания по математике опирался воспитатель в процессе рассматривания?
2. При проведении утренней гимнастики в начале года в первой младшей группе воспитатель предложил детям показать правую, затем левую руку и соответствующую им ногу, глаз, ухо. Из 20 детей 12 не справились с заданием, 5- неуверенно показывали.
Вопросы для обсуждения :
• Какую цель преследовал воспитатель, предложив такое задание?
• В чём причина ошибок детей?
• Какая работа должна быть проведена с малышами, чтобы помочь развить у них пространственные ориентировки?
3. В конце занятия в младшей группе воспитатель предложил детям поднять правую руку вверх, а левую отвести назад.
• С какой целью воспитатель дал такое упражнение?
• Почему дети неправильно выполнили указание воспиателя?
• В чём заключалась ошибка воспитателя?
• Какие упражнения помогают детям дифференцировать действия левой и правой руки?
4. В конце занятия воспитатель даёт задание : «Оля, встань с правой стороны от меня. Коля, встань впереди Оли, Костя - с левой стороны от Коли.» Дети выполняют задание правильно. Когда воспитатель попросил детей, сидящих за столами, рассказать, кто- где стоит, они не смогли точно ответить.
Вопросы для обсуждения :
• Какие особенности восприятия детьми пространственных направлений проявляются в этом примере?
• Какая программная задача решалась на этом занятии?
• Какую работу нужно проводить с детьми по этой задаче?
Подведение итогов работы.