Полина Тагаева
Семинар для воспитателей «Особенности знакомства дошкольников с архитектурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела:
Лисюнина П. Н.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по ознакомлению дошкольников с архитектурой, как способом формирования отзывчивости к красоте, развитии художественного восприятия, воспитании эстетического отношения к действительности.
Задачи:
Подобрать оптимальные формы организации работы воспитателя по ознакомление дошкольников с архитектурой.
Публикация «Семинар для воспитателей „Особенности знакомства дошкольников с архитектурой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Освоить способы организации совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.
Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.
Введение.
СЛАЙД 2. Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Это вызвано необходимостью расширения диапазона воспитательных средств искусства и обусловлено широкими возможностями архитектуры в развитии личности ребенка-дошкольника.
Приобщая детей к архитектуре, воспитатель способствует формированию отзывчивости к красоте, развитию художественного восприятия, воспитанию эстетического отношения к действительности. Восприятие архитектуры оказывает положительное воздействие на развитие чувства пропорции, цвета, композиционной формы, совершенствовать зрительные и осязательные анализаторы.
СЛАЙД 3. Знакомство с памятниками древнего зодчества способствует формированию представлений об отдельных фактах истории, о жизни людей той или иной эпохи, их традициях и культуре. Дети знакомятся с широким кругом предметов и явлений, активизируя тем самым познавательные интересы в различных областях знаний.
СЛАЙД 4. Развивается личность ребенка не только интеллектуально, но и духовно, воспитывается эмоциональная отзывчивость, чуткость, восприимчивость к прекрасному.
Особенности знакомства дошкольников с архитектурой.
СЛАЙД 5. Активизация художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой возможно при следующих условиях:
• поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства;
• взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского творчества;
• предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности;
• использовании разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой, развития художественно-творческих способностей детей.
СЛАЙД 6. Использование архитектуры открывает широкие возможности для обучения детей изобразительной деятельности и конструированию. С. П. Юрченко отмечает, что ознакомление с архитектурой обогащает содержание детских работ, способствуют формированию творческих замыслов. При восприятии произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой деятельности.
СЛАЙД 7. Для дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Практически отсутствуют знания о профессии архитектора, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Дети не анализируют форму основной части, ее величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства.
СЛАЙД 8. В рисунках детей в основном представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей. Основной объем постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усеченной трапеции. СЛАЙД 9. Для второго способа характерно усложнение приемов передачи строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления.
СЛАЙД 10. Ознакомление детей с архитектурой осуществляется посредством организации различных форм работы с детьми: на ОД по архитектуре, изобразительной деятельности и конструированию, на прогулках и экскурсиях к архитектурным объектам, во время чтения литературы и бесед с детьми о прочитанном, при рассматривании иллюстраций, фотографий, слайдов, в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Наиболее успешным с точки зрения методики преподавания можно назвать ознакомление детей с архитектурой на экскурсиях. Именно здесь становится возможным последовательное накопление оптических и моторных впечатлений, эмоциональных переживаний архитектурного произведения.
Значительное место в работе по ознакомлению детей с архитектурой уделяется продуктивным видам деятельности. В рисовании на темы: «Сказочные дома», «Город настроений», «Улицы города» «Храмы города» дети получают возможность отражать впечатления, полученные во время экскурсий и прогулок, учатся создавать изображения сооружений с яркой образной характеристикой.
Содержание работы по ознакомлению с архитектурой.
СЛАЙД 11. Средняя группа
• Познакомить детей с архитектурой. Дать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания, — это архитектурные сооружения. Познакомить с тем, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
• Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада (дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).
• Обращать внимание детей на сходство и различия разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей.
• Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
• Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
СЛАЙД 12. Старшая группа.
• Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.
• Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.
• Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
• При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, дворцов.
СЛАЙД 13. Подготовительная группа
• Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
• Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.
• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры : купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д.
• Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут.
• Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои.
• Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Примерные темы ОД по ознакомлению с архитектурой.
СЛАЙД 14.
Средняя группа.
Познание (формирование целостной картины мира)
Тема: «Детский сад наш так хорош —лучше сада не найдешь».
Программное содержание. Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть зала (музыкальный и физкультурный, просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
СЛАЙД 15.
Старшая группа.
Художественное творчество, рисование.
Тема: «Сказочный домик» .
П. С. Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать знакомыми различными материалами. Формировать желание рассматривать свои рисунки.
СЛАЙД 16.
Подготовительная группа
Познание (Познавательно-исследовательская конструктивная деятельность.
Тема: «Мосты»
Программное содержание: расширять представления о мостах (их назначении, строении); упражнять в конструировании мостов; совершенствовать конструкторские навыки, способность к экспериментированию, умение понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы; развивать внимание, сообразительность, умение быстро находить ход решения задачи на основе анализа ее условий, аргументировать решение, доказывать его правильность или ошибочность; упражнять в выделении несоответствий, в сравнении, обобщении.
Заключение
Педагоги придают особое значение теме «Архитектура и дети», её трудно переоценить. Ознакомление дошкольников с архитектурной концепцией способствует повышению качества восприятия данного вида изобразительного искусства уже в зрелом возрасте.
СЛАЙД 17. Средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием в ОД по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.
Результатом подобной работы является то, что у дошкольников появляется чувство отзывчивости на воспринимаемые произведения архитектуры, способность выделять выразительные средства, устанавливать их связь с замыслом архитектора. Умение оперировать полученными знаниями в собственной продуктивной деятельности.