Галина Кочерыгина
Семинар для воспитателей по использованию игровых технологий в ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Приветствие».
Приветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т. д. Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»
Публикация «Семинар для воспитателей по использованию игровых технологий в ФЭМП» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Тополек» представляет презентацию опыта работы на тему: «Использование игровых приемов и занимательных упражнений по формированию элементарных математических представлений»
Наш детский сад работает с 2003 года по программе “Детский сад 2100”, которая является программой нового поколения. Она предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности ребенка. Мы придаем особое значение познавательно-речевому развитию, так как оно является одним из важнейших направлений работы с дошкольниками и приоритетным для нашего детского сада.
Особенностью программы «Детский сад 2100» является то, что технология «Ситуация» рекомендованная образовательной программой «Мир открытий» системно реализуется на математическом содержании в своей целостности. Это позволяет повысить качество не только результатов образования, традиционных для курса математического развития, но и формирования познавательной мотивации, универсальных предпосылок учебной деятельности и других интегративных качеств, определенных ФГТ.
В последнее десятилетие возникли тревожные тенденции, а именно: в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра.
Математика остается наиболее трудоемким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.
Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по математическому развитию как одно из средств реализации программных задач. Они могут быть использованы в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления.
Загадки, задачи – шутки, занимательные вопросы используются в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими – либо явлениями.
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у детей, наряду с другими методами, используются занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится её действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них.
Занимательный математический материал, является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод. Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщений. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах.
Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются и задании я, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии ребенка. Поэтому необходимым условием в организации образовательного процесса является атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ребенка. Это важно не только для развития познавательных процессов детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками «Лего»… Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности, отсюда и название данной системы математического развития – «Игралочка».
Специально организованная образовательная деятельность по ФЭМП (НОД) проводится в технологии «Ситуация» : младший дошкольный возраст, это «Игралочка», старший дошкольный возраст – «Раз ступенька, два ступенька». В комплекты входят так же альбомы для индивидуальной дополнительной работы с детьми., в младшем возрасте использование альбомов тетрадей во время непосредственно образовательной деятельности не предполагается, при переходе в старшую, а затем в подготовительную к школе группу часть заданий – обычно от 1 до 3-х дети выполняют в рабочих тетрадях. Задания на закрепление выполняются в тетради – как в детском саду, так и дома с родителями. Работа по тетради дома, с одной стороны позволит закрепить пройденную тему, с другой – знакомит родителей с тем, чем занимается их ребенок в детском саду, приобщает родителей к совместной деятельности с детьми. Дети же продолжают учиться работать в парах и группах, осуществлять само- и взаимоконтроль.
Рефлексия впечатлений.
• Что мне понравилось?
• Что мне не понравилось?
• Где я мог бы применить полученные знания?
• Что бы я посоветовал?
Упражнение «Прощание».
Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.