МААМ-картинки

Совершенствование коммуникативно–речевых умений педагога. Практикум

Ольга Давиденко
Совершенствование коммуникативно–речевых умений педагога. Практикум
▼ Скачать + Заказать документы

Реформирование системы дошкольного образования породило новые подходы к нему, в том числе идею непрерывного профессионального роста работников сферы образования, одна из целей которого - развитие умения оптимально эффективно общаться с участниками педагогического процесса. А для этого педагоги не только должны быть высококвалифицированными, но и знать принципы и функции профессионального педагогического речевого общения.

Публикация «Совершенствование коммуникативно–речевых умений педагога, Практикум» размещена в разделах

Общение рассматривается нами в структуре профессиональной деятельности педагога и неотделимо от нее. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно «выступает, во-первых, как средство решения педагогических задач, во-вторых, как способ организации воспитателя и детей, в-третьих, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса»; поэтому понятие «профессиональное общение педагога» мы представляем как «систему сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогической задачи, реализуемой с помощью различных коммуникативных средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики».

Нормативные документы, такие, как «Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации», «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждения образования Российской Федерации», «Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений», отражают требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и умениям, среди которых выделяются:

информационные умения (отбирать и творчески перерабатывать необходимую информацию; выразительно демонстрировать свое отношение к тому, о чем идет речь; давать материал логично, доступно, образно, выразительно, с тем чтобы вызвать интерес слушателей к предлагаемой информации; выделять главное и излагать материал проблемно, побуждая слушателей к дискуссии; в ходе изложения учитывать особенности восприятия слушателей, понимания ими информации и в соответствии с этим корректировать процесс изложения; сочетать подачу нового материала с руководством познавательной деятельностью слушающих по ее усвоению);

организаторские умения (организовывать свою работу и работу с родителями, координировать собственную деятельность с деятельностью коллег);

коммуникативные умения (конструировать предстоящее общение, сотрудничать, вступать в деловой контакт, управлять инициативой в общении, выявлять свой индивидуальный стиль в общении);

умения морально-волевой саморегуляции (владеть собой в любой ситуации и управлять своими эмоциями, быть деликатным в общении с людьми, правильно воспринимать и учитывать критику; быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией).

Все эти умения по сути общекоммуникативные, от них во многом зависит результат деятельности педагогов ДОУ - воспитание творческой, гармонично развитой личности. Согласно государственному стандарту по дошкольному образованию, который существует пока в виде проекта, критерием оценки качества дошкольного образования является создание условий для развития ребенка; поэтому совершенствование коммуникативно-речевых умений воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Основа сформированности коммуникативной деятельности участников педагогического общения - определенный набор коммуникативных умений и навыков. Обратим внимание на разграничение коммуникативных умений и навыков. А. А. Леонтьев подчеркивает их разную природу: речевые навыки по преимуществу механические, а речевые умения имеют творческий характер. Поэтому речевая деятельность педагога связана прежде всего с коммуникативно-речевыми умениями, сформированность которых - важное условие эффективности профессионального общения.

Впервые коммуникативно-речевые умения выделила Т. А. Ладыженская, дифференцируя их следующим образом: умения, связанные с анализом и оценкой результативности общения; умения, нужные для реализации правил и норм общения в самостоятельной речевой деятельности.

Коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку, это специфическая форма взаимодействия людей в процессах их трудовой деятельности.

Коммуникабельность – способность к общению.

Общение – взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека

Культура речи - владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения

Речь свидетельствует об эрудиции, воспитанности интеллектуальном развитии человека. Речь педагога служит образцом для окружающих, она должна быть доступна для восприятия. Интонации педагога должны быть интеллигентны, глубоки, многообразны. Владение культурой речи это успех, авторитет и перспектива.

Требования к речи педагога

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий"! Из энциклопедических источников известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А. С. Пушкина - 21 тыс., Н. В. Гоголя - 10 тыс. Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Выразительность речи зависит от:

• Ритм

• Силы голоса, высоты голоса - голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Голос - инструмент учителя". Учимся управлять голосом. Говорить правильно, сосредотачивая энергию голоса в правильных точках. Это позволяет голос сделать более наполненным, бархатным и сильным. Голос "не срывается".

• Интонация

• Мелодика

• Дикция

• Артикуляция

• Дыхание

Слово остаётся самым действенным средством, несмотря на усиленную компьютеризацию, информатизацию образования. На мой взгляд, именно умение быть убедительным (нужное слово, тон) является связующим звеном между ребёнком и педагогом. В век ИКТ всю необходимую информацию ребёнок найдёт за считанные секунды., а вот человеческая речь, как образец- весомая ценность.

Хочется, чтобы родители сказали: «У нас необыкновенные педагоги, нам повезло с ними» А ребё нок сказал: «Я хочу идти в детский сад. Я люблю свою воспитательницу»

Давайте же будем для них образцом и примером во всём.

Практическая часть.

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА НА ТВОРЧЕСКУЮ РАБОТУ.

Выполнение упражнений на умение управлять своим творческим самочувствием. Группе предлагаются два упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.

Упражнение 1. "УДОБНОЕ СРЕДСТВО". Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, свои мысли и чувства выразить в рисунке, или написать короткий рассказ, или разыграть.

Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение.

II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Упражнение РОЛЕВАЯ ИГРА. Группа воспитателей делится на две команды. Каждая команда заранее готовит и инсценирует на конкурсе педагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда-соперница за определенное время (1-2мин.) должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педагогической целесообразности.

Анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиций, мастерство инсценировки.

III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.

РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ.

Упражнение 1. Передаем предметы.

Невербально передать по кругу воображаемый предмет. Тот, кому это передается, должен соответственно принять его и передать далее.

Упражнение 2. Войди в круг.

Все воспитатели стоят в кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.

Упражнение 3. Подари подарок.

Все сидят в круге. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов коллектива. Выполняется небербально.

Упражнение 4. Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

с укоризной;

с настойчивым запретом;

с безмерным удивлением;

с гневом;

с ожиданием дальнейших действий.

РЕЧЬ И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Упражнение 1. Произнесите текст: "Однажды в студеную зимнюю пору. " :

шепотом;

с максимальной громкостью;

волнообразно;

как будто вы страшно замерзли;

как будто у вас во рту горячая картошка;

как 5-ти летняя девочка.

Упражнение 2. Поприветствуйте ребят словом "Здравствуйте!" с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинирования, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

Разминка «Ласковое приветствие»

Ведущий предлагает, передавая «волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.

Разминка «Паровозик»

Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.

Игра «Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

Разминка «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.

Упражнение «Комплименты»

Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребенок, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Упражнение «Огонек»

Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра».

Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг.

У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т. д. Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»

II. Педагогическая техника

Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов.

Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».

Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.

После игры у участников должно возникнуть желание понять, что такое невербальное общение, как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица. Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т. д.)

Разделение на группы по 4 человека.

Упражнение «Мимика лица».

Посмотрите на схемы эмоций и подумайте, какое из чувств каждая схема выражает.

На схемах даются следующие выражения:

1 - враждебное,

2 - саркастическое,

3 - радостное,

4- злое, гневное,

5- грустное, хмурое,

6 - уставшее,

7 - скептическое,

8 - спокойное, нейтральное.

Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»

1. Шепотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замерзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.

Упражнение «Приветствие».

Приветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование коммуникативно–речевых умений педагога. Практикум
Опубликовано: 15 сентября 2013 в 15:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование коммуникативно–речевых умений педагога. Практикум» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Давиденко (УИ 130597) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД