Лучший педагог года

Семинар для воспитателей по обучению грамоте

Елена Новикова
Семинар для воспитателей по обучению грамоте

Сегодня мы проводим семинар по обучению грамоте.

Почему появилась необходимость проведения этого семинара. В связи с появлением новых программ по развитию речи и обучению грамоте у воспитателей возникает много методических вопросов. Поэтому цель нашего семинара – закрепить представление педагогов об основных понятиях обучения грамоте

Публикация «Семинар для воспитателей по обучению грамоте» размещена в разделах

Вопрос воспитателям : как вы думаете, какие необходимые предпосылки нужны для обучения грамоте?

С целью подготовки к обучению грамоте уже с детьми 3-4 лет проводим занятия по развитию звуковой культуры речи. Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз. Идет работа по подготовке детей к развитию фонематического слуха.

Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных А, О, У, Ы, Э, И и согласных П, Б, Т, Д, К, Г, М, Ф, В. Последовательная отработка эти звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создает предпосылки ля лучшего произношения звуков, сложных по артикуляции (с, з, ц, ш, ж, щ, л, р, подготовит детей к развитию фонематического слуха. При отработке гласных звуков детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, то есть вырабатывается умение выделять звук голосом. Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче и четче, чем другие.

В старшей группе проводятся занятия по закреплению и автоматизации навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. В процессе выработки правильного произношения звуков дети учатся сопоставлять звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними. От умения воспринимать и правильно произносить имеющиеся в речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко – слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка позволяет активизировать фонематическое восприятие.

В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить проблемы фонематического развития.

Работа начинается с изучения гласных звуков. Учим детей четко произносить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять их в ряду других звуков. Отработка правильного произношения простых согласных сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала учим детей выделять звук в начале слова, затем в конце. Много внимания уделяем запоминанию слоговых рядов.

Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. На каждом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез, деление слов на слоги.

В старшей группе на занятиях по формированию фонетической стороны речи изучаются легкопроизносимые звуки (м, н, в, к, х и так далее). На занятии, темой которого является определенный звук, детям предлагается значительное количество слов, содержащих этот звук. Благодаря этому создается устойчивое фонематическое представление о нем, но и пополняется словарный запас детей.

Ведущей задачей воспитателей подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений чтения и письма.

В подготовительной группе изучаются более сложные в произносительном плане звуки (ш, ж, ч, щ, р и так далее). Подбор слов осуществляется уже не только по принципу наличия – отсутствия звука, а с учетом позиции звука в слове, количества в слове слогов. Большое внимание уделяется тонким акустическим дифференцировкам (звонкие - глухие, свистящие – шипящие, аффрикаты и их составляющие звуки).

Звуковой анализ и синтез в подготовительной группе начинается с повторения материала предыдущего года.

Предлагается работа над сложными в акустическом плане звуками, а также работа с буквами.

В результате одновременного изучения с первых дней звуков и букв, обучения звуковому, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образуется стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой.

Быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой структурой помогает работа со схемами, с разрезной азбукой.

А сейчас давайте вспомним основные направления в работе по обучению грамоте, с какими понятиями вы знакомите детей на занятиях по обучению грамоте?

А теперь остановимся поподробнее на этих понятиях.

Начнем с понятия речь

Как вы знакомите с этим понятием?

Детям рассказываем, что

– с помощью речи люди общаются друг с другом;

- с помощью речи люди узнают новое;

- речь состоит из предложений.

Предложение

При знакомстве с предложением мы говорим детям о том, что:

- предложение состоит из слов;

- слова в предложении должны «дружить друг с другом»;

- слова в предложении следуют в определенном порядке;

- предложение должно быть законченным;

- предложения в рассказе должны идти по порядку;

- предложения могут быть простыми, короткими (1-2 слова); длинными (из нескольких слов);

- предложения на схеме обозначаем прямой длиной полоской, в конце ставим точку.

Приемы:

- рассматривание предметов (игрушек, составление предложений об этих предметах (игрушках) : сначала коротких (из 1-2 слов, потом распространенных (из нескольких слов, включая слова- признаки и действия;

- определение первого, второго слова в предложении и количества слов в предложении;

- составление предложений по картинкам (предметным и сюжетным);

- упражнение «Закончи предложение»

Примеры: По небу летит…

По траве ползет.

- придумай предложение, используя схему;

-Игра «Путаница» - слова заблудились. ;

- Игра «Живые слова» - нужно встать так, чтобы получилось предложение.

А теперь переходим к следующему понятию СЛОВО

Как вы знакомите с этим понятием?

- Слова звучат по – разному и похожи, бывают длинные и короткие.

- Слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами, то есть слово имеет смысл.

- Слово состоит из звуков, делится на слоги.

- из слов можно составить предложение.

- на схеме «слово» обозначаем короткой полоской.

Приемы:

- Назови слово по картинке «Что это? Кто это?»;

- Подбери слова-признаки к предмету, слова – действия.

- определи какое слово: короткое, длинное

В подготовительной группе мы знакомим со слоговым строением слова.

Слог – это один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но перед этим поставить перед детьми задачу, то есть спросить: «Можно ли произнести слово по частям». Термин «Часть» используется на первых занятиях вместо термина «слог», т. к. дети смешивают первоначально «слог» и «слово». Обучить послоговому произнесению слов не трудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового построения слова. Они должны научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных слогов слова.

Познакомить детей со слогообразующей ролью гласных – сколько в слове гласных, столько и слогов.

Приемы:

- Игра «Телеграф» - деление слова на части;

- Подбор слов с определенным количеством слогов;

- подбор слов с определенным слогом: ва-, ба-, ка- (место слога должно быть задано).

- перестановка слогов в слове;

- игра «Конец слова за тобой». Воспитатель называет первый слог: са-, со-. Дети заканчивают.

«Слоговое домино», «Слоговое лото», «Слоговые кубики»

А теперь переходим к следующему понятию ЗВУК? Как вы знакомите детей с этим понятием?

- артикуляционная характеристика (что делают губы, зубы, язычок) – схемы

- акустическая характеристика (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой) – использование цветовых символов.

- узнавание, различение, выделение звука в начале, середине, конце слов;

- определение места звука в слове; его последовательность (первый, второй, третий и т. д.)

Приемы:

- показ, объяснения звучания;

- обозначение звуков: гласный звук – красный;

Согласный звук (твердый) – синий;

Согласный звук (мягкий) – зеленый

- артикуляционная гимнастика

- развитие речевого дыхания

- упражнения на звукопроизношение

- Р – большой братец, Рь – маленький братец;

- звуковая линейка.

Игры:

- «звуковые домики», «Поезд», игры с парными карточками, «Сломанный телевизор», Логопедическое лото, Звуковая мозаика, звуковая дорожка,

- проговаривание чистоговорок на определенные звуки.

Параллельно с работой над звуком, проводим знакомство с буквой.

Знакомство с буквой начинаем с демонстрации печатной буквы. Дети отыскивают её в звукобуквенном городе и в кассах букв. Определяется на что она похожа, то есть создается её зрительный образ. Используются стихи с обилием слов, имеющих заданный звук. (стр. 16)

Уточняем, что звук мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Название буквы произносим, как звук.

Чтобы было легче запоминать буквы, рекомендуем следующие приемы:

- лепка буквы из пластилина, выкладывание из палочек, спичек, проволоки, орехов;

- вырезание буквы по контуру,

- написание букв в воздухе, на спине, на тыльной стороне ладони;

- способ конструирования из пальцев рук;

- сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами и другими буквами («На что похожа буква»);

- обводка буквы, штрихование, закрашивание;

Письмо по контуру, по опорным точкам.

Необходимо знать, как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы

Необходимо выяснить:

- различает ли ребенок понятия «слева», «справа».

- умеет ли ребенок складывать картинки из 6 кубиков? Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития зрительно – пространственного анализа и синтеза. (начать с 4 кубиков, игры с конструкторами и строителями).

Также необходимо развитие мелкой и крупной моторики

- сенсорное развитие, рисование, конструирование из крупного и мелкого строительного материала;

- развитие согласованных действий руки и глаза;

- выполнение действия рукой по словесному заданию: рисование пальчиками в воздухе, на снегу, на песке; использование штриховок, трафаретов, раскрасок).

- ориентировка в пространстве: - лево, право; левая – правая сторона, вверх – низ, верхняя – нижняя линейка, квадрат в тетради.

- правила письма - пишут слева на право, в каждой строке и на всем листе бумаги

- правила посадки за столом – поза сидения, правила держания карандаша, ручки,

- развивать точность зрительного восприятия, вычленять главное, отличать особенности, вычленять из общего.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу к овладению школьными знаниями, а также для профилактики нарушений чтения и письма.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей по обучению грамоте
Опубликовано: 8 марта 2015 в 18:05
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД