Папки-передвижки

Семинар «Исследование межличностных отношений в подготовительной группе»

Наталья Гурницкая
Семинар «Исследование межличностных отношений в подготовительной группе»

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Публикация «Семинар „Исследование межличностных отношений в подготовительной группе“» размещена в разделах

Группа детского сада – целостное образование, которое представляет собой единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. В ней присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов. Ребёнок – существо социальное и обязательное условие нормального его развития - это активное общение. Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе и, наоборот.

Сравнивая типы проблемных детей можно видеть, что они отличаются по характеру поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи постоянно пытаются привлечь внимание окружающих, четвёртые прячутся от посторонних глаз, избегая всяких контактов.

В старшем дошкольном возрасте, а именно на пороге поступления детей в школу, дети в достаточной мере владеют умением решать споры, конфликты коммуникабельным путём. Однако время от времени возникают моменты, когда следует вмешаться воспитателю. Здесь важно не столько причина возникновения конфликта, а справедливость его разрешения. Иногда возникают ситуации, когда воспитателю следует остаться в стороне и позволить детям самим разрешить конфликтную ситуацию. Небольшие конфликты можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребёнок не может обойтись. Порой достаточно просто дать установку на то, что вы уже большие, попробуйте договориться сами и конфликтная ситуация сходит на нет. В таких случаях наблюдаем такие формы проявления межличностных отношений как : обидчивость, демонстративность, но опять - таки на короткое время. Наличие нарушений в общении, уход от контакта происходит не потому, что ребёнок не знает правил поведения, а оттого, что ему трудно,влезть в шкуру “ другого, понять что чувствует его товарищ. Здесь важная роль отводиться воспитателю. В конкретной ситуации можно привести пример из жизни, из художественных произведений, пословицы о дружбе, пословицы,как аукнется, так и откликнется” и т. д., или же ты хотел бы оказаться на месте своего товарища? Чтобы ты почувствовал? Часто просто говорим: ,Мы с вами одна семья, так стоит ли нам ссориться?” Вот послушайте, что однажды произошло с чашкой и блюдцем.

Стихотворение «Совет» Р. Сеф.

Задаё м вопрос:

- Какие правила надо соблюдать, чтобы избежать ссоры?

Не жадничай, умей договариваться, не завидуй, не дерись, Не ябедничай.

Если всё – таки произошла ссора, что надо сделать? Помириться. Предлагаем сами или ребята,мирилки”(мирись, мирись, мирись и больше не дерись, Исполнение этюда «Поссорились – помирились», затем беседа:

- Кого в нашей группе можно назвать самым дружелюбным?

- Я начну предложение, а вы попробуйте его закончить:

«Со мной дружат, потому что я….»

Межличностные отношения между сверстниками возникают на занятиях, в свободной деятельности, но чаще всего в игре. Причинами конфликта были: из – за игрушек, по поводу распределения ролей, разрушение игры и т. д. Конфликт между детьми - это, прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. И важнейшая задача воспитателя - научить детей не доводить свои взаимоотношения до конфликта. А уж если конфликт случился - научить выходить из него с минимальными потерями. Часто в таких ситуациях мы используем такой приё м как: ,ребят нашей группы показывали по интернету”, обрисовывая эту ситуацию, или, если что – то произошло на прогулке, то,знакомые рассказывают о наших детях”, т. к. проходили мимо и всё видели. Это действует, ребята понимают, что с такой стороны им бы не хотелось, чтобы кто – то их видел, и стараются договариваться. Часто подходят дети и сообщают, что они договорились играть, таким образом, в этих случаях мы обязательно хвалим, поощряем, подбадриваем – это является стимулом для каждого и группы в целом разрешать конфликтные ситуации коммуникативным путём или с помощью компромисса.

Чтобы лучше представлять структуру нашей группы, хотим показать её в виде стратификационной модели межличностных отношений : 1)Лидеры или,заводилы”; 2) Группа детей между полюсами; 3)Дети, кот. легко идут на конфликт; 4)Обособленные.

Безусловно лидеры, ,заводилы”, которые всегда в центре внимания, организуют, придумывают, но иногда становятся инициаторами конфликтной ситуации. В таких случаях вмешиваемся мы, используя словесную форму неодобрения, упрёк. Чаще всего конфликты сопровождаются криками, дразнилками, расхождением в разные стороны, редко толканием. Несколько слов следует сказать и о самой большой группе детей, которая находиться между лидерами и детьми, которые легко идут на конфликт. Эта группа занимает позицию игнорирования, отказа от сотрудничества, ухода, внутреннего переживания. Такие дети с гармоничным, с бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстников. Они пользуются наибольшей популярностью, т. к. могут помочь, уступить, выслушать.

Наряду с такими детьми в группе есть ребёнок, с который общаются неохотно. В силу жизненной ситуации у него был недостаток общения с раннего детства, а как следствие низкое качество личных контактов. А так же в силу своего психического развития, когда его захлёстывали эмоции, он мог толкнуть, ударить, а потом всё разбросать и уйти, т. е. он явно проявлял такие формы межличностных отношений как : агрессивность, демонстративность, обидчивость. Мы наблюдали яркий пример неумения строить отношения со сверстниками. На сегодняшний день ситуация заметно улучшилась, благодаря каждодневной, кропотливой работе. Хотя частые перемены настроения сказываются и на отношениях с детьми.

Хотелось бы познакомить и предложить такие методы в работе воспитателя по профилактике конфликтов как наблюдение, использование социометрических методик (Дж. Морено,Социометрия” Капитан корабля.) Два домика, Н. В. Микляевой,Цветовой тест отношений”.

Для проведения работы, направленной на профилактику конфликтов у дошкольников в игровой деятельности путем развития эмоциональной и коммуникативной сферы, в качестве основных методов и приемов на занятиях и в свободной деятельности использовались:

- специально – организованные занятия, в которых определена чё ткая структура: начало приветствие, настрой на совместную деятельность; в основной части разбор проблемной ситуации, где происходит развитие навыков общения, взаимодействия; в заключении выражение своего отношения к проблеме, закрепление нового опыта.

-имитационные игры,Прибежали ёжики”, У оленя дом большой”, ,Ладошки”, которые объединяют всю группу, создают положительный эмоциональный настрой;

-театрализованные игры,Репка”. В ходе ее разбора обращаем внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. Затрагиваем правила поведения зрителей в театре. Вспоминаем правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь, помогают согласовывать свои действия, учат вести диалог;

- коммуникативные игры (“Клубочек”.) Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание – развивают коммуникативные навыки, способствуют сплочению группы.

- беседы на различные темы –,Что такое жадность?”, ,Злой язычок”, ,Кривляки, хвастунишки и дразнилки”, ,Без друзей жить нельзя!”,развивают коммуникативные навыки, закрепляют нравственные нормы постепенно включая многих детей;

- разыгрывание и решение «трудных ситуаций»(Ваня - друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.)

- музицирование, импровизации, танцы, хороводы – ,Прогулка на луг”, ,Путешествие снежинок”, развивают коммуникативные качества, снимают эмоциональное напряжение;

- психологические этюды (Этюд “Цветы на поляне”. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны - цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка, помогают снять эмоциональное напряжение;

- релаксация (Упражнение “Волшебный сон” - звучит релаксационная музыка. Воспитатель тихим голосом читает, подходя и ласково дотрагиваясь до каждого ребё нка: “Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ручки отдыхают… Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена… Дышится легко, ровно, глубоко…. Пауза. Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать. Потянуться, улыбнуться всем открыть глаза и встать, расслабление, эмоциональное равновесие;

- чтение и обсуждение художественных произведений,Два товарища”, ,Отец приказал…” Л. Толстого, сказки: ,Два жадных медвежонка”, ,Упрямые козы”, ,Теремок”, ,У солнышка в гостях”, басни И. Крылова,учат оценивать поступки, характеры, понимать,что такое хорошо и что такое плохо”;

-обыгрывание эмоционального состояния,Кривые зеркала” – показывать противоположные настроение (в паре, ,Азбука настроения” – картинки с персонажами разложить на соответствующие пиктограммы;, ,Обиженный и обидчик” – показать, что чувствовали? Что хотелось сделать? Какая роль больше понравилась, помогает управлять свои эмоциями, освобождаться от негативных эмоций;

- подвижные игры –,Дружная пара” - надо, встав парами и зажав между собой мяч, пройти препятствия, не выронив его, эмоциональное раскрепощение, взаимодействие, взаимопомощь, сплочение группы;

Профилактика конфликта обычно осуществляется через поиск компромисса, достижения согласия. В любом конфликте воспитатель должен высказать детям своё отношение к нему через «Я - сообщение» примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе ребята ссорятся и дерутся». Нет сомнения в том, что спокойное обсуждение проблемы вместе с детьми, в конце концов, приведёт к мирному её решению.

Публикации по теме:

Активный метод обучения «Шишки на елке» Активный метод обучения под названием «Шишки на елке» используется в контексте технологии модерации, для которой характерны следующие особенности:.

Что такое семья для ребёнка? Семья для ребёнка-это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Исследование межличностных отношений в подготовительной группе»
Опубликовано: 23 января 2014 в 12:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД