Наталья Гурницкая
Семинар «Исследование межличностных отношений в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.
Публикация «Семинар „Исследование межличностных отношений в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Группа детского сада – целостное образование, которое представляет собой единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. В ней присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов. Ребёнок – существо социальное и обязательное условие нормального его развития - это активное общение. Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе и, наоборот.
Сравнивая типы проблемных детей можно видеть, что они отличаются по характеру поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи постоянно пытаются привлечь внимание окружающих, четвёртые прячутся от посторонних глаз, избегая всяких контактов.
В старшем дошкольном возрасте, а именно на пороге поступления детей в школу, дети в достаточной мере владеют умением решать споры, конфликты коммуникабельным путём. Однако время от времени возникают моменты, когда следует вмешаться воспитателю. Здесь важно не столько причина возникновения конфликта, а справедливость его разрешения. Иногда возникают ситуации, когда воспитателю следует остаться в стороне и позволить детям самим разрешить конфликтную ситуацию. Небольшие конфликты можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребёнок не может обойтись. Порой достаточно просто дать установку на то, что вы уже большие, попробуйте договориться сами и конфликтная ситуация сходит на нет. В таких случаях наблюдаем такие формы проявления межличностных отношений как : обидчивость, демонстративность, но опять - таки на короткое время. Наличие нарушений в общении, уход от контакта происходит не потому, что ребёнок не знает правил поведения, а оттого, что ему трудно,влезть в шкуру “ другого, понять что чувствует его товарищ. Здесь важная роль отводиться воспитателю. В конкретной ситуации можно привести пример из жизни, из художественных произведений, пословицы о дружбе, пословицы,как аукнется, так и откликнется” и т. д., или же ты хотел бы оказаться на месте своего товарища? Чтобы ты почувствовал? Часто просто говорим: ,Мы с вами одна семья, так стоит ли нам ссориться?” Вот послушайте, что однажды произошло с чашкой и блюдцем.
Стихотворение «Совет» Р. Сеф.
Задаё м вопрос:
- Какие правила надо соблюдать, чтобы избежать ссоры?
Не жадничай, умей договариваться, не завидуй, не дерись, Не ябедничай.
Если всё – таки произошла ссора, что надо сделать? Помириться. Предлагаем сами или ребята,мирилки”(мирись, мирись, мирись и больше не дерись, Исполнение этюда «Поссорились – помирились», затем беседа:
- Кого в нашей группе можно назвать самым дружелюбным?
- Я начну предложение, а вы попробуйте его закончить:
«Со мной дружат, потому что я….»
Межличностные отношения между сверстниками возникают на занятиях, в свободной деятельности, но чаще всего в игре. Причинами конфликта были: из – за игрушек, по поводу распределения ролей, разрушение игры и т. д. Конфликт между детьми - это, прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. И важнейшая задача воспитателя - научить детей не доводить свои взаимоотношения до конфликта. А уж если конфликт случился - научить выходить из него с минимальными потерями. Часто в таких ситуациях мы используем такой приё м как: ,ребят нашей группы показывали по интернету”, обрисовывая эту ситуацию, или, если что – то произошло на прогулке, то,знакомые рассказывают о наших детях”, т. к. проходили мимо и всё видели. Это действует, ребята понимают, что с такой стороны им бы не хотелось, чтобы кто – то их видел, и стараются договариваться. Часто подходят дети и сообщают, что они договорились играть, таким образом, в этих случаях мы обязательно хвалим, поощряем, подбадриваем – это является стимулом для каждого и группы в целом разрешать конфликтные ситуации коммуникативным путём или с помощью компромисса.
Чтобы лучше представлять структуру нашей группы, хотим показать её в виде стратификационной модели межличностных отношений : 1)Лидеры или,заводилы”; 2) Группа детей между полюсами; 3)Дети, кот. легко идут на конфликт; 4)Обособленные.
Безусловно лидеры, ,заводилы”, которые всегда в центре внимания, организуют, придумывают, но иногда становятся инициаторами конфликтной ситуации. В таких случаях вмешиваемся мы, используя словесную форму неодобрения, упрёк. Чаще всего конфликты сопровождаются криками, дразнилками, расхождением в разные стороны, редко толканием. Несколько слов следует сказать и о самой большой группе детей, которая находиться между лидерами и детьми, которые легко идут на конфликт. Эта группа занимает позицию игнорирования, отказа от сотрудничества, ухода, внутреннего переживания. Такие дети с гармоничным, с бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстников. Они пользуются наибольшей популярностью, т. к. могут помочь, уступить, выслушать.
Наряду с такими детьми в группе есть ребёнок, с который общаются неохотно. В силу жизненной ситуации у него был недостаток общения с раннего детства, а как следствие низкое качество личных контактов. А так же в силу своего психического развития, когда его захлёстывали эмоции, он мог толкнуть, ударить, а потом всё разбросать и уйти, т. е. он явно проявлял такие формы межличностных отношений как : агрессивность, демонстративность, обидчивость. Мы наблюдали яркий пример неумения строить отношения со сверстниками. На сегодняшний день ситуация заметно улучшилась, благодаря каждодневной, кропотливой работе. Хотя частые перемены настроения сказываются и на отношениях с детьми.
Хотелось бы познакомить и предложить такие методы в работе воспитателя по профилактике конфликтов как наблюдение, использование социометрических методик (Дж. Морено,Социометрия” Капитан корабля.) Два домика, Н. В. Микляевой,Цветовой тест отношений”.
Для проведения работы, направленной на профилактику конфликтов у дошкольников в игровой деятельности путем развития эмоциональной и коммуникативной сферы, в качестве основных методов и приемов на занятиях и в свободной деятельности использовались:
- специально – организованные занятия, в которых определена чё ткая структура: начало приветствие, настрой на совместную деятельность; в основной части разбор проблемной ситуации, где происходит развитие навыков общения, взаимодействия; в заключении выражение своего отношения к проблеме, закрепление нового опыта.
-имитационные игры,Прибежали ёжики”, У оленя дом большой”, ,Ладошки”, которые объединяют всю группу, создают положительный эмоциональный настрой;
-театрализованные игры,Репка”. В ходе ее разбора обращаем внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. Затрагиваем правила поведения зрителей в театре. Вспоминаем правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь, помогают согласовывать свои действия, учат вести диалог;
- коммуникативные игры (“Клубочек”.) Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание – развивают коммуникативные навыки, способствуют сплочению группы.
- беседы на различные темы –,Что такое жадность?”, ,Злой язычок”, ,Кривляки, хвастунишки и дразнилки”, ,Без друзей жить нельзя!”,развивают коммуникативные навыки, закрепляют нравственные нормы постепенно включая многих детей;
- разыгрывание и решение «трудных ситуаций»(Ваня - друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.)
- музицирование, импровизации, танцы, хороводы – ,Прогулка на луг”, ,Путешествие снежинок”, развивают коммуникативные качества, снимают эмоциональное напряжение;
- психологические этюды (Этюд “Цветы на поляне”. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны - цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка, помогают снять эмоциональное напряжение;
- релаксация (Упражнение “Волшебный сон” - звучит релаксационная музыка. Воспитатель тихим голосом читает, подходя и ласково дотрагиваясь до каждого ребё нка: “Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ручки отдыхают… Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена… Дышится легко, ровно, глубоко…. Пауза. Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать. Потянуться, улыбнуться всем открыть глаза и встать, расслабление, эмоциональное равновесие;
- чтение и обсуждение художественных произведений,Два товарища”, ,Отец приказал…” Л. Толстого, сказки: ,Два жадных медвежонка”, ,Упрямые козы”, ,Теремок”, ,У солнышка в гостях”, басни И. Крылова,учат оценивать поступки, характеры, понимать,что такое хорошо и что такое плохо”;
-обыгрывание эмоционального состояния,Кривые зеркала” – показывать противоположные настроение (в паре, ,Азбука настроения” – картинки с персонажами разложить на соответствующие пиктограммы;, ,Обиженный и обидчик” – показать, что чувствовали? Что хотелось сделать? Какая роль больше понравилась, помогает управлять свои эмоциями, освобождаться от негативных эмоций;
- подвижные игры –,Дружная пара” - надо, встав парами и зажав между собой мяч, пройти препятствия, не выронив его, эмоциональное раскрепощение, взаимодействие, взаимопомощь, сплочение группы;
Профилактика конфликта обычно осуществляется через поиск компромисса, достижения согласия. В любом конфликте воспитатель должен высказать детям своё отношение к нему через «Я - сообщение» примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе ребята ссорятся и дерутся». Нет сомнения в том, что спокойное обсуждение проблемы вместе с детьми, в конце концов, приведёт к мирному её решению.