Ольга Берлизова
Семинар «Как научить ребёнка безопасному поведению»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №243»
Руководитель метод объединения по ОБЖ Берлизова Ольга Александровна
Семинар «Как научить ребёнка безопасному поведению»
Цель семинара : выявление, расширение, совершенствование знаний педагогов дошкольного учреждения по формированию основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
План проведения:
Публикация «Семинар „Как научить ребёнка безопасному поведению“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Вступительное слово ведущего. Актуализация проблемы.
Выступление руководителя метод объединения по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД».
Выступление инструктора ФИЗО «Как безопасно проводить занятия на площадке и в физкультурном зале».
Выступление воспитателя «Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности».
Воспитатели представят проект по безопасности жизнедеятельности разработанный для детей старшего дошкольного возраста.
Руководитель метод объединения по ОБЖ познакомит педагогов с игровыми формами для обучения ребенка правилам безопасности.
Представление игр по безопасности жизнедеятельности педагогами групп.
Презентация предметно-развивающей среды по ОБЖ.
Руководитель метод объединения по ОБЖ представит формы работы с родителями.
Психологический этюд «Хорошее настроение».
Я приветствую сегодня
Умных, творческих коллег.
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей.
Все вы лучшую избрали
Среди множества дорог,
Вас когда-то на дошкольный
Привела она порог.
И сегодня во время нашей встречи мы будем вести разговор с вами по теме безопасности жизнедеятельности с воспитанниками.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Таким образом, в данном направлении работы мы ставим следующие цели:
1. Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.
2. Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
3. Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленных целей, мы решаем следующие задачи:
Освоение знаний по ОБЖ.
Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
Принципы организации образовательного процесса:
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: занятия, беседы, заучивание правил безопасного поведения, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, рисование, рассматривание иллюстраций, театрализованные представления, просмотр мультфильмов, прослушивание аудио сказок, моделирование проблемных ситуаций.
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.
Основная задача по развивающей среде - организовать ее наиболее функционально для более целостного восприятия детьми представлений о здоровом образе жизни,о безопасном отдыхе на природе, о правилах поведения на дорогах и в общественном транспорте,о безопасности собственной жизнедеятельности.
Работа с родителями – одно из важнейших воспитательно-образовательных направлений работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выбрать стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, cвязанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках
детского сада. Поэтому необходим контакт с родителями. Они у нас заитересованные партнеры и активные помощники в работе по данному направлению.
Цели работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Задачи:
-Систематизировать работу над совершенствованием компетентности родителей по вопросам основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
-Создать совместно с родителями оптимальные условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы по данной теме.
В работе с родителями используется:
информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей;
познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;
наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;
досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Психологический этюд «Хорошее настроение»
Несерьезные советы для серьезных педагогов
Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.
Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.
Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.
Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.
Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.
Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.
Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.
Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.
От радости кудри вьются, в печали секутся.
Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.
Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Как бы то ни было, смейтесь на здоровье! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.
Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких и учите своих воспитанников бережному отношению к своему здоровью.
Используемая литература:
1. Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность – С. П., «Детство-Пресс», 2002
3. Фисенко М. А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
4. Фисенко М. А. ОБЖ разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
5. Радзиевская Л. И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
6. Радзиевская Л. И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
7. Радзиевская Л. И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
8. Как обеспечить безопасность дошкольников – М. ; Просвещение, 2001
9. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М. ; ТЦ «Сфера», 2008
10. Ганул Е. А. Правила поведения на природе - С. П., ИД «Литера», 2010
11. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. «Человек» Академия развития, 2003
12. Шукшина С. Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
13. Соколова О. В. Правила поведения в опасных ситуациях - С. П., ИД «Литера», 2010
14. Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001
15. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
16. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009
17. Игуменова Д. Б., Иванников И. Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992