Папки-передвижки

Семинар-практикум «Мяч в жизни ребёнка»

Людмила Лубкова
Семинар-практикум «Мяч в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Определение

2. Значение занятий с мячом

3. Виды мячей

4. Школа мяча

5. Игры с мячом

6. Эстафеты с мячом

7. Список литературы

8. Приложение 1

1. Мяч

Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что даёт полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов 19 века Фридрих Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений».

Публикация «Семинар-практикум „Мяч в жизни ребёнка“» размещена в разделах

Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий.

Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребёнка, подчёркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, в активизации работы головного мозга.

В системе физического воспитания, разработанной П. Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают важное место. Ребёнок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. п., что способствует развитию глазомера, двигательных координационных функций.

По данным выдающегося психотерапевта Александра Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

Мячи могут быть разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность, усиливают возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодные цвета (синий, фиолетовый) успокаивают, его обычно выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные. Жёлтый и зелёный цвета способствуют проявлению выносливости.

2. О значении мяча

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т. е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др., получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей, у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

3. Виды мячей

Малый мяч

Упражнения с малым мячом, прежде всего совершенствуют ловкость. Метания и ловля мяча тренируют не только мышцы рук, но и внутренние (цилиарные) мышцы глаз, что крайне необходимо каждому человеку, особенно детям, для профилактики близорукости. Общеразвивающие упражнения с мячом помогают укреплению различных мышечных групп и тренировке суставов. Беговые упражнения с мячом, если их выполнять продолжительно, повышают общую выносливость человека. Игры с малым мячом привлекательны еще и тем, что в них может принять участие вся семья.

Метание мяча

1. Бросайте мяч в стену и ловите после отскока. Выполняйте броски от головы по 5—6 раз каждой рукой. Сначала можно допустить, чтобы мяч после отскока касался земли.

2. Встаньте на расстоянии 3—4 м от стены. Сильно бросьте мяч в землю с таким расчетом, чтобы он отскочил от земли, ударился в щит и отлетел бы к вам.

3. Интересно перебрасывать мяч с партнером, стоя на расстоянии 3-6 и более метров друг от друга. Бросайте мяч одной рукой партнеру.

4. Встаньте на расстоянии 2-5 м друг от друга. На равном (или неравном) расстоянии между вами положите обруч или начертите круг диаметром 1 м.

Примерный комплекс ЛФК при плоскостопии

(с малым мячом)

1. Ходьба с мячом, зажатым в ступнях ног.

2. Прыжки, зажав мяч меду ступнями ног.

3. И. П. : сидя на полу, мяч в ступнях ног. Бросать и ловить мяч ступнями.

4. И. П. : сидя на скамейке, катать мяч поочерёдно каждой ногой.

5. И. П. : сидя, ноги врозь. Перекатывать мяч стопой ног к другой ноге.

6. И. П. : сидя на полу. Обхватываем мяч с обеих сторон стопами, удерживаем 5-10 секунд, чередуем с расслаблением. Маленькие дети поначалу могут помогать себе ладошками.

7. И. П. : сидя на полу. Мяч между стопами. Разведение носков в стороны, пятки удерживают мяч.

Массажный мяч

Традиционный массажный мяч служит для разработки кистей рук, движений пальцев, разработки мышц. Также, такие мячи оказывают благоприятное воздействие на кожу стоп, шеи и других частей тела, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажные мячи с ребристой игольчатой поверхностью действуют на кожу, нервы и мышцы тела, улучшая микроциркуляцию и кровообращение. Помимо этого, такие мячи применяется в медицинских целях, для реабилитации после травм и переломов.

Разноцветные массажные мячи, выполненные в виде шаров, валиков, колец и пр. применяются для стимуляции активных точек организма, ответственных за его общее состояние. Применяются они и при выполнении профессионального массажа.

Сухой бассейн

Сухой бассейн представляет собой емкость разнообразной формы, размером от 1,5 до 3м в диаметре, наполненную мелкими шарами размером от 3-х до 7 см. в диаметре. Бортики бассейна эластичны, защищены пластиковыми чехлами, поддон присоединяется к бортикам. Шары, заполняющие бассейн, имеют различный цвет и консистенцию, выполнены из пластмассы. Цвет шаров в бассейне можно по желанию варьировать: 1) одноцветные; 2) в одинаковой гамме сочетаний цветов; 3) разноцветные (сочетание от 3 до 7 и более контрастных цветов и оттенков).

Механизм действия сухого бассейна.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо-эмоциональный фон.

Эффекты создаваемые сухим бассейном:

- Массажный эффект;

- Эффект ускользающей, податливой опоры;

- Эффект погружения;

- Сенсорный эффект;

- Закаливающий эффект;

- Расслабляющий эффект;

- Тренирующий эффект.

Использование гимнастики в сухом бассейне позволяет тренировать:

- мышцы туловища и конечностей;

- отрабатывать методику безопасного падения;

- тренировать функцию равновесия, выполнять упражнения на сопротивление в вязкой среде бассейна;

- выполнять упражнения на расслабление.

Занятия в сухом бассейне показаны всем без ограничения возраста.

Показания.

Занятия в сухом бассейне показаны для детей с ДЦП, нарушениями осанки, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, при сколиозах позвоночника, при остеохондрозах, при заболеваниях нервной системы, в восстановительном периоде после травм, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах у детей.

Противопоказания:

- заболевания кожи, гнойничковые и грибковые;

- повышенная температура тела (больше 37,5°C)

- острый период заболевания;

- повышенное артериальное давление больше 140/ 90

Перечень основных упражнений используемых в сухом бассейне.

- Общеразвивающие и специальные.

- Дыхательные упражнения.

- Массажные движения.

- Упражнения в сопротивлении.

- Упражнения в равновесии.

- Прикладные (ползание, ручные захваты, метание мячей).

Упражнения в сухом бассейне проводятся в исходных положениях:

лежа на животе, спине, на боку, сидя, сидя ноги скрестив по-турецки, сидя и лежа ноги свешиваются с бортиков бассейна, стоя на четвереньках, стоя на коленях.

По усмотрению педагога упражнения в сухом бассейне могут быть включены в любую часть занятия.

Мяч среднего диаметра

В системе дошкольного обучения по программе «Школа мяча» дети осваивают навыки владения мячом через игровую деятельность. Объяснение педагога сопровождается показом и выполнением необходимых действий с мячом. Малыши благодаря приему подражания оказываются вовлеченными в совместное игровое действо. В дошкольном возрасте в восприятии ребенка доминирующую роль играют чувственные, зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение должно сопровождаться наглядным показом и многократным повторением самых простых действий. Чем проще и доступнее будет объяснение педагога, тем прочнее будут двигательные навыки малышей. Положительный эффект в работе «Школы мяча» достигается благодаря использованию на занятиях разнообразных видов мячей: от малого до большого, от набивного до массажного, от хоппов до ортопедических фитболов. Такое многообразие позволяет не только решать образовательные задачи на занятиях по физической культуре, но и постоянно поддерживать интерес детей, их любознательность и творческую фантазию. Со временем малыши начинают олицетворять мяч с живыми и неживыми предметами. Выполняя упражнения с мячом, дети чувствуют мяч, а это, в свою очередь, позволяет вырабатывать у них уверенность и находчивость.

Основная задача «Школы мяча» - формирование у детей многообразия действий с мячом. Обучение в «Школе мяча» строится по иерархической лестнице: от простого к сложному, от контролируемого к самостоятельному. Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:

1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяча. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом.

2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом.

3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении спортивных игр и эстафет.

В соответствии с образовательной программой обучение дошкольников навыкам владения мячом включается в основную часть занятий по физической культуре с детьми в возрасте 3-4 лет.

4. Школа мяча

Инвентарь: мяч, один или несколько.

Подбрасывание мяча

• Подбросить мяч вверх и поймать двумя руками.

• Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и поймать.

• Подбросить мяч вверх и поймать его после удара об пол.

• То же с хлопком.

• Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши впереди и позади себя, поймать мяч.

• Подбросить мяч вверх, убрать руки за голову, поймать мяч.

• Подбросить мяч вверх и поймать его одной правой или левой рукой.

• Подбросить мяч вверх, хлопнуть под коленом, поймать мяч.

• Подбросить мяч вверх, повернуться вокруг себя и поймать мяч.

• Продвигаясь вперед, подбрасывать мяч вверх.

Игры с ударом мяча об пол

• Ударить мячом об пол и поймать его двумя руками.

• Ударить мячом об пол, хлопнуть в ладоши и поймать его.

• Ударить мячом об пол, повернуться вокруг себя и поймать его.

• Ударить мячом об пол и поймать его правой (левой) рукой.

• Ударить мячом об пол, перенести ногу над мячом, пока он ударяется об пол, поймать его.

• Отбивать мячом об пол двумя руками 5-6 раз подряд.

• Отбивать мячом об пол двумя руками, продвигаясь вперед.

• Отбивать мячом об пол правой (левой) рукой по 5-6 раз, продвигаясь вперед.

• Ударить мячом об пол, хлопнуть впереди и сзади себя, поймать мяч.

• Ударить мячом об пол, сделать хлопок под коленом, поймать мяч.

• Непрерывно ударять мячом о пол, перенося над ним ногу.

Игры с ударом мяча о стену

• Ударить мячом о стену и поймать его двумя руками.

• Ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч.

• Ударить мячом о стену, хлопнуть впереди и позади себя, поймать мяч.

• Ударить мячом о стену, хлопнуть руками под коленом, поймать мяч.

• Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол и поймать его.

• Ударить мячом о стену, повернуться вокруг себя и поймать мяч.

• Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол, повернуться вокруг себя и поймать его.

• Повернуться к стене спиной, бросить мяч через голову в стену, повернуться и поймать его.

• То же, но поймать после того, как мяч ударится об пол.

• Бросить мяч одной рукой в стену и поймать его.

Отбивать мяч двумя руками о стенку 5 - 6 раз: ладонями, пальцами; вниз, вверх.

• Ударить мячом о стену, перепрыгнуть через него.

• Ударить мячом о стену, присесть и поймать мяч.

• Ударить мячом о стену из-под ноги правой (левой) рукой.

• Ударить мячом о стену из-за спины.

• Ударить мячом о стену из-за головы.

• Ударить мячом о колено и поймать мяч двумя руками.

• Ударить мячом о колено и поймать мяч правой (левой) рукой.

• Ударить мяч коленом о стену и поймать его двумя руками.

• Ударить мяч коленом о стену и поймать его правой (левой)рукой.

• Один ребенок бросает мяч в стену, а другой ловит его.

• То же самое, но с ударом мяча об пол.

• Стоя спиной к стене, бросить мяч между ногами так, чтобы он ударился об пол и о стену, и поймать его после отскока от стены.

Перебрасывание мяча

• Перебрасывание мяча друг другу снизу.

• Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди (баскетбольный бросок).

• Перебрасывание мяча друг другу из-за головы.

• Перебрасывание мяча друг другу с ударом об пол.

• Перебрасывание мяча друг другу из-под колена.

• Перебрасывание мяча друг другу с хлопками перед ловлей.

• Дети перебрасывают мяч, стоя в шеренгах (расстояние между детьми около 2-2,5 метров, указанными выше способами.

Перебрасывание мяча через веревку или сетку

• Перебрасывание мяча через сетку снизу.

• Перебрасывание мяча через сетку из-за головы.

• Перебрасывание мяча через сетку, при этом тот, кто ловит мяч, дает ему ударится об пол.

• Подбросить мяч вверх перед собой и отбивать его через сетку.

• Отбивать через сетку 2 -3 раза.

Передача и перебрасывание мяча в кругу

• Передавать мяч друг другу, не пропуская, влево и вправо (на близком расстоянии).

• То же, но за спиной.

• Передавать мяч друг другу над головой (ставить детей по росту, после передачи мяча быстро опустить руки.

• Перебрасывание мяча друг другу через круг.

• Перебрасывание мяча друг другу с ударом об пол.

• Передача мяча друг другу во время ходьбы по кругу.

ОРУ

При проведении общеразвивающих упражнений с учащимися разного возраста следует применять как можно больше разнообразных предметов: мячи (резиновые и набивные, обручи, скакалки, гимнастические палки, гантели и т. д.

Выполнение общеразвивающих упражнений с предметами вызывают у детей повышенный интерес к занятиям. Использование предметов создает ощущение сопротивления, в результате чего физические усилия становятся отчетливее, лучше осознаются.

Более четко проявляются пространственные и временные представления, что в свою очередь способствует воспитанию важнейшего умения – управлять своими действиями в пространстве, времени и по степени мышечных усилий.

Использование предметов при проведении общеразвивающих уп ражнений имеет свою специфику, как при выполнении двигательных действий, так и в их обозначении. Основным отличием терминологии упражнений с предметами является то, что при положении и движении руками указывается предмет, который находится в руках.

Одними из наиболее распространенных предметов, которые применяются при проведении общеразвивающих упражнений, являются мячи. Ценность упражнений с мячами объясняется большим разнообразием двигательных действий, выполняемых с различной амплитудой в одиночных, парных и групповых упражнениях.

Широкая вариативность обеспечивается возможностью переключения режима работы мышц от напряжения к расслаблению (при бросках и ловле).

Разнообразные упражнения, связанные с перемещением мяча, способствуют расширению двигательного опыта, формированию умений ощущать пространственные, временные и силовые параметры двигательных действий.

Игры с мячом

Игры с мячом для ребенка — важнейшая составляющая полноценного детства. Кажущиеся на первый взгляд простыми, они играют огромную роль для физического и интеллектуального развития, тренируют ловкость, координацию, скорость реакции, глазомер, самоконтроль и уверенность в своих силах. Игры с мячом благоприятно сказываются на здоровье ребенка: улучшается его осанка, зрение, работа легких и сердца. Мяч также имеет социальное значение, поскольку помогает развивать навыки общения и приобретать новых друзей. Ведь чтобы пригласить кого-то к совместной игре, нужно с ним договориться! И, наконец, мяч оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей — игры с мячом приносят огромное удовольствие! Итак, ребенок начинает играть в мяч!

ЛОВИШКА С МЯЧОМ

Дети стоят по кругу. Ловишка в центре круга. У его ног лежат два мяча. Ловишка показывает различные упражнения: приседание, хлопки, наклоны, дети повторяют. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, а ловишка быстро берет мячи и бросает в убегающих ребят. По сигналу «раз, два, три в круг скорей беги» все встают в круг, подводятся итоги и выбирается новый ловишка. Если ловишка попал в убегающих обоими мячами, то он остается на этой роли.

СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ

Выбирают водящего любым способом. Остальные играющие становятся в линию на расстоянии 2-3 метра от водящего. Водящий кидает мяч первому из играющих и называет какое-либо слово. При слове со съедобным значением мяч надо ловить, при несъедобном - отбивать. Если играющий ошибся и поймал, например, ботинок, ему начисляется штрафное очко. Можно брать фанты у ошибавшихся и потом разыгрывать их.

Эстафеты с мячом

Эстафета — это вид соревнования, в котором на определенном участке пути соревнующийся сменяется своим товарищем и передает ему условленный предмет.

Эстафета может проводиться между звеньями, командами, подгруппами с различным построением играющих, но чаще всего в колонну по одному, так удобнее, проще, эффективнее.

Воспитатель, составляя эстафету, вводит такие игровые задания, которые хорошо усвоены детьми и они могут быстро и легко выполнять их. Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении очередного этапа, то воспитатель не должен прерывать хода игры, а сделать замечание только в конце. Если же многие дети допускают ошибки, то можно остановить игру и дать точное указание, как выполнить то или иное задание.

ПЕРЕНЕСИ МЯЧ

Для эстафеты необходимо: на каждую команду по 3 волейбольных мяча и 2 обруча.

Игроки делятся на несколько команд (от 2-4). Становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежит обруч, а в нем 3 мяча. В 10-15 метрах перед командой лежит второй обруч.

По сигналу ведущего первый участник команды берет все мячи в руки и переносит их в свободный обруч, бегом возвращается назад и передает эстафету за линией старта, касаясь ладонью плеча второго участника. Второй бежит к своему обручу, берет мячи и переносит их в обруч, лежащий перед командой. Следующий игрок относит мячи снова и и т. д.

Игра продолжается до тех пор, пока первый участник снова не станет первым.

Если во время игры упал мяч, участник должен сам его поднять и продолжать бег с того места, где упал мяч.

Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Можно проводить эстафету и с одним обручем. Тогда участники с мячами в руках обегают стойку в 10-15 метрах от старта и возвращают мячи в тот же обруч.

Публикации по теме:

Логопедический семинар-практикум для воспитателей Семинар-практикум для воспитателей. Задачи: 1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме. 2. Закреплять.

Мяч в жизни ребёнка. Информация для родителей в рамках пропаганды здорового образа жизни и гармоничного развития ребёнка. Мяч в развитии ребёнка. Уважаемые родители! Откройте для себя важность и незаменимость мяча в развитии вашего ребёнка. Игра – неизменный.

Семинар-практикум для педагогов «Цветотерапия» Цветотерапия для детей. «Все мы родом из детства». Эти слова принадлежат знаменитому французскому писателю, философу Антуану Экзюпери автору.

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы «Игра в жизни ребёнка» Семинар-практикум для родителей детей старшей группы На тему: «Игра в жизни ребёнка» Ход проведения: Приветствие родителей: Добрый вечер.

Семинар практикум для родителей «Формирование у детей 7-го года жизни психологической готовности к школе» Цель: привлечение внимания родителей к проблеме психологической готовности детей к школе. Задачи: 1. Повышать психологическую компетентность.

Семинар-практикум для родителей «Эмоции в жизни детей» Семинар-практикум на тему «Эмоции в жизни детей» В разработке семинара участвовали: воспитатели Крылова Е. В., Логачева А. О., ИФК Янцен Н. Г.

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста Ум на кончиках пальцев. Развитие у ребёнка мелкой моторики рук Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников;.

Семинар-практикум для воспитателей «Колыбельные песни в жизни наших детей»Семинар-практикум для воспитателей «Колыбельные песни в жизни наших детей» Семинар-практикум для воспитателей. «Колыбельные песни в жизни наших детей» Разработала музыкальный руководитель Первой квалификационной.

Семинар — практикум «Успешный педагог» Автор – Рахманова Л. И. Цель: Активизация и развитие специальных педагогических знаний, умений, навыков, значимых личностных свойств и ценностных.

Семинар-практикум «О здоровье всерьёз» Д Не страшна тебе хандра. 4. У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня, лень, С ней борись ты каждый день..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Мяч в жизни ребёнка»
Опубликовано: 4 марта 2017 в 17:55
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Мяч в жизни ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Лубкова (УИ 1088954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД