Мария Романенок
Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста Ум на кончиках пальцев. Развитие у ребёнка мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников; показать практическое применение дидактических игр по развитию мелкой моторики рук; укрепить сотрудничество родителей и воспитателей
Подготовительная работа:
Публикация «Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста Ум на кончиках пальцев, Развитие у ребёнка мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
- организация выставки результатов детской деятельности с кружковой работы; - подбор и изготовление развивающих игр, организация выставки.
Ход семинара-практикума:
1. Вступительное слово воспитателя
Уважаемые родители, тема нашего семинара-практикума «Ум на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики рук»(Слайд 1-2).Я предлагаю начать наш семинар-практикум необычным способом, давайте немного окунёмся в детство и поиграем.
Упражнение на сплочение коллектива «Невербальное приветствие»
Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.
Участникам предлагается молча поздороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями, ж) ушами и т. п.
Что такое моторика? Моторика, в переводе с латинского – движение (слайд 3). Различают – крупную моторику и мелкую моторику. (слайд 4) Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика - это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики. (слайд 5) Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук (слайд 6)
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Учёными доказано, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причём она расположена так близко к речевой зоне, что это даёт все основания рассматривать кисть руки как ещё один «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут пальчики ребёнка, зависят его успехи в обучении. Поэтому развитие мелкой моторики важнее перед школой, чем умение писать и читать, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию психических функций, т. е. памяти, внимания, мышления, воображения.
Упражнение «Чемодан чепухи» (слайд 7)
Воспитатель выносит поднос или коробку, где лежат различные предметы клубки ниток, крупа, емкость с песком, бумага, крышки, камешки и т. д.
Родителям предложить все это рассмотреть и подумать для чего, это нужно, и что с этим всем делать.
Я с вами согласна, эти богатства или предметы мы с вами можем использовать для игр.
Игра «Аукцион идей».
Воспитатель предлагает родителям придумать и назвать игры с предметами лежащие на подносах. Кто – больше назовет, то и выиграл.
Что же можно использовать для развития мелкой моторики ребёнка?Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. (слайд 8)
1.Пальчиковые игры (слайд 9). Пальчиковых игр очень много. Существуют такие пальчиковые игры, в которых можно учить или закреплять прямой и обратный счет. Например, "Пальчики уснули. "(слайд 10)
Пальчики уснули, в кулачок свернулись
Раз, два, три, четыре, пять - захотели поиграть,
Разбудили дом соседей
Там проснулись: 6, 7, 8, 9, 10 -
Веселятся все,
Но пора обратно спать:
10, 9, 8, 7, 6 - калачиком свернулся,
5 - зевнул и отвернулся,
4, 3, 2, 1 - дружно в домике мы спим.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки (слайд 11)или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Или использовать пальчиковый театр (слайд 12).Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
2. Упражнения (слайд 13).Так же существует множество упражнений по развитию мелкой моторики руки,например,
1) быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону - с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
2) Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
3) Положите на стол десять - пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.
4) упражнение "Горошина" (ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняет с ней следующие манипуляции:
- кладёт горошину на одну ладонь и другой ладонью раскатывает её;
- берёт горошину в щепоть и катает её между пальцами;
- кладёт горошину на стол и катает её по столу одним указательным пальцем).
5) Игра "Солнце, заборчик, камешки"(слайд 14)
Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко".
Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик".
Обе руки сжать в кулаки - это "камешки".
5) упражнения для подготовки руки ребёнка к письму, направленные на развитие координации движений руки, зрительного восприятия строки, умения обводить рисунки по пунктирной линии - штриховка, продолжи узор, графические упражнения, соедини по точкам, дорисуй картинку, нарисуй такую же картинку, обведение по трафарету и др. (слайд 15).
3. Массаж. Для развития мелкой моторики рекомендуется использовать массаж пальчиков и ладошек (слайд 16).Массировать поверхности ладоней можно мячиками-ежиками. Возьмите мячик и помассируйте ладони:
«Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад- вперед его качу.
Вправо-влево-как хочу.
Сверху -левой, снизу — правой
Я его катаю браво»
Можно такжемассировать себе ладошки грецкими орехами или карандашом с гранями.
4.Также развитию мелкой моторики способствуют различные виды деятельности:
- лепка (пластилин, соленое тесто,слайд 17 - 25
- рисование (кистью, зубной щеткой, пальцами, тычками и др. ,
- конструирование (из конструктора, счетных палочек, и др. ,
- аппликации (из цветной бумаги, салфеток, ткани, гофрированной бумаги,
- шнуровка, плетение,
- бисероплетение,
- игры с песком, крупами, пуговицами и др.
2. Презентации родителей «Игры для развития мелкой моторики дома»
(Кривошлык Елена Петровна, Первун Екатерина Юрьевна)
3. Представление развивающих игр с помощью детей.
Сейчас, уважаемые родители, мы пригласим на наш семинар консультантов - детей, которые представят вашему вниманию результат нашей совместной плодотворной деятельности – развивающие игры. Мы вместе с вами на несколько мгновений превратимся в детей и научимся играть в новые игры.
Родители и дети рассаживаются за столики и играют в игры.
Хотим поблагодарить всех родителей, которые приняли активное участие в изготовлении игр для наших детей.
4. Представление результатов деятельности кружков «Волшебная бумага» и «Разноцветный пластилин». Мастер-класс для родителей и детей.
Над развитием мелкой моторики мы работаем не только, используя различные игры, но и продуктивную деятельность. В нашей группе для детей организована работа кружков «Волшебная бумага» и «Разноцветный пластилин». Уважаемые родители, вашему вниманию представлены работы детей (просмотр выставки родителями).
Мастер – класс для родителей «Удивительные цветы» (в технике торцевания).
- Сегодня я хочу познакомить вас с одной из нетрадиционных технологий работы с бумагой – торцевание (воспитатель рассказывает о технике и показывает приёмы работы, затем родители вместе с детьми выполняют свою работу).
Если весь процесс торцевания расписать по этапам, то будет выглядеть так:
• Нарезаем квадраты (один на один см) из гофрированной бумаги.
• Делаем заготовку для объемного изделия или рисуем узор на плоской поверхности.
• Тупой конец (торец) стержня ставим на бумажный квадратик.
• Сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами.
• Приклеиваем трубочку-торцовочку к заготовке.
• Вынимаем стержень.
Для изготовления объемных изделий используются техника торцевания из бумаги на пластилине. Для этого из пластилина делается заготовка, на которую уже без клея крепятся «торцовочки».
Выполнение работы в технике торцевания родителями и детьми.
Демонстрация работ.
Заключение
Таким образом, следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит, мыслит ребёнок.
Хотелось бы закончить нашу встречу высказываниями известных педагогов. Сухомлинский В. А. говорил: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов" - сказал ещё Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг" - писал Кант.
Рефлексия
А сейчас предлагаю родителям поиграть еще в одну игру «Чудесный сундучок»
Воспитатель предлагает участникам семинара-практикума ответить, что они хотели бы положить в сундучок и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений. (Родители продолжают на листочках фразы и кладут в сундучок, воспитатель зачитывает). «Удачным сегодня было…»; «Я задумалась…»; «Мне бы хотелось в следующий раз…»