Лучший педагог года

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей»

Алевтина Белоногова
Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей»

Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе с детьми, способствующей развитию мелкой моторики рук детей.

Задачи:

установление доверительных отношений с родителями;

формирование у родителей положительного отношения к детскому саду;

способствование сплочению коллектива родителей;

Публикация «Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста „Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей“» размещена в разделах

активизация творческого потенциала родителей;

формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук;

обучение родителей играм и упражнениям для самостоятельной работы с детьми, способствующей развитию мелкой моторики детей;

закрепление знаний и умений родителей работать с детьми, подбирать и самостоятельно изготавливать атрибуты для игр на развитие мелкой моторики рук детей.

Ожидаемый результат:

Повышение знаний и компетенций родителей относительно значения развития у детей мелкой моторики рук;

Активизация работы родителей по заданной тематике;

Улучшение показателей развития у детей мелкой моторики через самостоятельную работу с ними родителей.

Участники: воспитатель, родители детей группы раннего возраста

Предполагаемое время: 40 минут

Оборудование: проектор, презентация, атрибуты для развития мелкой моторики (массажный мячик, мячик-ёжик, грецкие орехи, карандаши, зубные щётки, миски с бобовыми, трафареты, прищепки, игры со шнурочками, манка, воздушные шары, маркеры, коллекция игрушек, листки, ручки, памятки.

Ход мероприятия:

Заранее подготовлен «круглый стол», за который сядут родители. На каждого родителя на столе лежит лист с ручкой. Посередине стола лежат массажный мячик, мячик-ёжик, грецкие орехи, карандаши, зубные щётки. Подготовлена коллекция игрушек, способствующая развитию мелкой моторики рук детей. Подготовлен проектор для показа презентации.

Приветствие с родителями

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада приветствовать вас на этом родительском собрании!

Прежде чем перейти непосредственно к теме нашей с вами встречи сегодня, предлагаю вам выполнить следующее упражнение. Оно поможет нам расслабиться и мысленно вернуться в свое беззаботное и светлое детство!

Занятие для разрядки обстановки

Упражнение «Глаза в глаза».

Участники разбиваются на пары и в течение 3-5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки.

Цель: Установление межличностного контакта участников тренинга, получение обратной связи, возвращение к детским воспоминаниям, некоторые из которых могли стать причиной затруднений в настоящий момент.

Вопросы к родителям

Уважаемые родители, как вы думаете, почему на столе лежат именно эти предметы?

(Ответы родителей)

Какое отношение они могут иметь к развитию ваших детей?

(Ответы родителей)

А что вы знаете о мелкой моторике?

(Ответы родителей)

Теоретическая часть (показ презентации + рассказ)

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5%. Это связано с тем, что менялся окружающий детей мир, в том числе предметы обихода и элементы одежды. Еще в ХХ веке не было обуви и одежды на липучках. Однако были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики. Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. Сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает.

Что же представляет собой мелкая моторика?

Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Таким образом, как мы видим, развитие мелкой моторики с раннего возраста имеет колоссальное значение для ребенка.

Сегодня мы с вами рассмотрим многочисленные способы ее развития как в виде массажа, так и в игровой форме, ведь, как известно, игра – основной вид деятельности дошкольников, в процессе которого он познает мир и развивается умственно и физически. Кроме того, сегодня мы попробуем самостоятельно изготовить полезную игрушку для ребенка. Итак, начнем.

Практическая часть

Занятие № 1.

В последнее время многие педагоги внедряют массаж пальцев рук. Даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук ребенка, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.

Можно проводить массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (массажным мячиком, мячиком-ёжиком, воздушным шариком с наполнителем, грецкими орехами, карандашами, сенсорными подушечками, зубными щётками и т. д.)

Для наглядности я покажу вам, как это делается. Параллельно вы будете делать это самостоятельно. Возьмите ваше «орудие» (карандаш, массажный шарик и пр., зажмите его между ладонями и катайте, приговаривая, например, если это карандаш, следующий стишок:

Карандаш в руке катаю,

Я ладошки растираю.

Я ладошки разотру,

Рисовать потом пойду.

Если это грецкий орех, то можно такую приговорку:

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Хорошо, молодцы, родители! Данное упражнение совсем несложное в исполнении, поэтому и с малышами проблем не возникнет.

Занятие №2.

Также популярным методом развития мелкой моторики рук выступают игры-потешки. Дети с удовольствием выполняют упражнения таких игр. Наиболее известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Итак, сейчас я продемонстрирую, а вы потренируетесь вместе со мной. Загибаем поочередно пальцы рук, приговаривая:

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

Можно этот же стишок использовать для легкого массажа ручки. Растираем тихонько каждый пальчик от основания вверх, вот так (воспитатель демонстрирует).

Занятие №3.

Интерес также представляют игры с крупами. Для проведения таких игр используются предметы еды, которые есть в каждом доме – крупы или бобовые. Кроме того, можно изготовить массу усложненных вариантов игр, например, разукрасить фасоль в разные цвета и просить детей выложить из нее узоры или раскладывать в разные миски в соответствии с цветом. Такая игра будет решать сразу несколько задач обучения – развитие мелкой моторики, распознавание цветов, улучшение памяти и творческих способностей.

Итак, переходим к упражнениям. Данное упражнение называется «Кто в домике живет?». У меня в руках миска с сухим горохом. Внутри нее спрятана маленькая игрушка. Можно попросить ребенка найти там данную игрушку. Попробуйте сделать это сами. Летом можно прятать игрушки, например, в песке.

Хорошим упражнением является также упражнение на рассортировку нескольких видов круп из одной миски. Называется оно «Угощение для птиц». У меня в руках миска с фасолью и горохом. Нужно рассортировать крупы по двум разным мискам. Попробуйте сделать это сейчас.

Занятие №4.

Очень интересными и полезными для развития мелкой моторики являются игры с прищепками. Таким играм дети обучаются постепенно: дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом надевать.

Одной из самых распространенных игр с прищепками является игра «Ежик» или «Солнышко». Для проведения данной игры заранее изготавливается картонный трафарет туловища ежика (можно изготовить несколько разных цветов, соответствующих цвету прищепок).

Итак, у меня в руках такой трафарет. Просим детишек нанизывать «колючки» ежика, приговаривая:

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

Важно, чтобы дети правильно держали прищепки, не всей рукой, а двумя пальчиками. Родители, возьмите в руки трафарет и попробуйте сами.

Очень простой и подходящей даже самым маленьким является игра «Щип-щип». Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также поможет изучить с крохой части тела.

Занятие №5.

Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов:

1. Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика, к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.

2. Пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

3. Изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

Демонстрация развивающих игрушек

Ну вот мы и ознакомились с некоторыми видами игр и способами их использования. Как вы понимаете, это неисчерпывающий перечень игрушек, способствующих развитию мелкой моторики рук детей.

Позвольте продемонстрировать игрушки, находящиеся в наличии в нашей группе. Среди них есть как игрушки фабричного производства, так и самодельные.

Воспитатель демонстрирует родителям игрушки, сопровождая их комментариями.

• Строительный набор. Ребенок осваивает понятие «большой», «маленький». Разнообразные конструкторы способствуют развитию мышления, фантазии и мелкой моторики.

• Игрушки с прорезями. Подобные игры учат ребенка соотносить форму, размер и цвет, развивает познавательные навыки, моторику рук.

• Лото для самых маленьких. Ребенок запоминает объект, слово.

• Мозаика. Развивает тонкие движения пальцев. Закрепляет знания цветов.

• Игры со шнуровкой (ботинок, пуговица) учат ребенка навыкам самообслуживания.

Изготовление игрушки

Воспитатель: - А теперь мы попробуем самостоятельно изготовить простую, но полезную и интересную для детей игрушку, состоящую из двух компонентов – воздушного шара и наполнителя – манки. Обратите внимание, что шар должен быть сделан из прочного латекса.

Воспитатель демонстрирует и комментирует работу. Родители повторяют действия за воспитателем.

Воспитатель: - Все просто: нужно слегка надуть шарик и всыпать в него содержимое. Затем туго завязать. Перманентным маркером можно нарисовать смешные рожицы. Перебирать, мять и что-то лепить из получившихся шаров – одно удовольствие!

Вопросы родителей

Воспитатель: - Ну вот и подходит к концу наше родительское собрание. Если у вас остались какие-либо вопросы, задавайте, я с удовольствием на них отвечу!

Родители задают вопросы.

Итог

Воспитатель: - А теперь, будьте добры, ответьте на вопросы о нашем занятии. Перед вами лежат листочки и ручки. Напишите, пожалуйста, что бы вы хотели воплотить в жизнь из приобретенных знаний, умений; что вам понравилось больше всего из нашей встречи сегодня.

Родители пишут на листочках и кладут в сумку, воспитатель зачитывает.

Воспитатель: - Уважаемые родители, мне было очень приятно с вами сегодня работать! Напоследок хотелось бы обобщить и систематизировать полученные вами знания с помощью этих памяток.

Воспитатель раздает родителям памятки «Правила проведения упражнения для развития мелкой моторики»

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Работая с детьми раннего возраста, показала, что мелкая моторика рук и пальцев развита недостаточно хорошо. В этом возрасте руки малышей.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Семинар-практикум для педагогов «Развитие мелкой моторики» Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук; знакомство с.

Семинар-практикум для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района». Семинар-практикум для педагогов.

Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста» Содержание 1. Игра, как способ познания 2. Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника 3. Сенсорное развитие ребенка 4. Игровые.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления.

Семинар-практикум для родителей «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста» Цель: повышение интереса родителей к формированию у детей элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности. Задачи:.

Семинар-практикум с родителями «Тестопластика как средстворазвития мелкой моторики и координации движений пальцев рук» Семинар – практикум с родителями Партнерское взаимодействие с родителями «Тесто пластика как средство развития мелкой моторики и координации.

Значение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возрастаЗначение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возраста В последнее время можно наблюдать тенденцию сдвига речевого старта у детей раннего возраста. Специалисты отмечают, что малыши начинают говорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей»
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 00:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД